logo
Otvety_po_gosudarstvennomu_ekzamenu

Вопрос 39. Современные коммуникативные стратегии сми.

Коммуникативные стратегии - это комплекс механизмов, правил и задач эффективного планирования коммуникативной деятельности периодического печатного издания на информационном рынке. Издательский маркетинг представляет собой один из видов такой (коммуникативной) деятельности, связанной с продвижением периодического печатного издания на информационный рьшок и направленной на обеспечение эффективного присутствия издания на этом рынке и на удовлетворение информационных потребностей читательской аудитории.

Можно начать с различия двух типов коммуникативных отношений (коммуникативных стратегий) в современном образовании: нормативно-познавательные стратегии (или репрезентативные) и проектные (учитывая всю условность таких наименований). Попытаемся рассмотреть указанные типы в первом приближении.

Нормативно-познавательная коммуникативная модель может быть представлена в логической схеме субъект-объектных отношений[1] в этом месте выбор ограничивается двумя позициями: «каузально-объясняющей», предписывающей – монологической по своей сути – позицией преподавателя (преподаватель выступает как тот, кто обладает привилегией знать, кто изрекает «истинные суждения») и пассивно воспринимающей позицией учащегося. Эти позиции находят свое выражение в так называемых познавательных теоретических предложениях-высказывания>х, которые в форме «истинных суждений» транслируются непосредственно от преподавателя к учащемуся. Теоретические предложения-высказывания есть, прежде всего, «предложения в себе», символически исключающие субъекта высказывания; между ними, в силу их предельной формализованности, возможны лишь предметные или предметно-логические отношения. Данный тип коммуникативных отношений характеризуется либо абсолютной тождественностью субъектов коммуникации (событие коммуникации происходит как бы в плоскости одного (единого) сознания), либо их полной или частичной редукцией. Можно также утверждать, что в рамках данной коммуникативной модели возникает определенный тип знания, который мы условно обозначим как «нормативное знание». (Нормативное знание здесь может быть представлено как некоторый образец, или ориентир, призванный ввести учащегося в контекст той или иной учебной дисциплины.) Основной техникой, служащей средством передачи нормативного знания, выступает риторика[2]. Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что в рамках репрезентативной нормативно-познавательной коммуникативной модели «учитель–ученик» имеют место быть по преимуществу предметно-логические, риторические отношения.

Особенность второй коммуникативной стратегии, условно обозначенной как проектная, состоит в изменении представления о целях педагогических отношений, о роли преподавателя. Это проявляется в том, что «...фигура наставника если и не исчезает окончательно, то, во всяком случае, ее постепенно переполняет… составляет ей конкуренцию самореализация субъекта, которая является вместе с тем социальной практикой» (Фуко, 1991, 296). В рамках этой коммуникативной стратегии проблема трансляции знаний не ставится, по крайней мере, она не является первостепенной, а на первый план выступает проблема выработки способов субъективации. Результатом такого рода субъективации является обращение индивида, приведение его к некоторому иному качеству (иной форме субъектности), что само по себе может явиться условием порождения некоторого нового («своего») знания.

Принцип проектности состоит в процессуальности, т. е. в признании того, что мы не располагаем готовым, заранее определенным набором понятийных представлений и языковых средств, но создаем их в процессе учебной коммуникации.

Важным условием реализации проектной коммуникативной стратегии является момент определения общего дискурсивного пространства – объектно-символической области, в контексте которой возможно осуществление данного коммуникативного действа. Такая область выстраивается участниками учебной коммуникации на материале оригинальных текстов (корпуса текстов), которые предлагаются преподавателем на выбор. В процессе изучения, интерпретации этих текстов постепенно вырисовываются контуры учебного дискурса – то предметно-смысловое (семантическое) поле, относительно которого становится возможным дальнейшее самоопределение субъектов учебной коммуникации. Следует подчеркнуть, что такое предметно-смысловое поле не является некой данностью, но создается участниками коммуникативного действа, и в этом заключается достижение учебной коммуникации.