Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
Эффект представляет собой отражение результата деятельности, в то время как эффективность учитывает не только результат деятельности (планируемый, прогнозируемый, достигнутый), но и рассматривает условия при которых он достигнут. Эффективность – сравнительная оценка результата деятельности, отражающая способность стимулирования структурно-качественных изменений.
Эффективность любой деятельности выражается с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставиться задача: увеличить результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.
Говоря об оценке эффективности медиапланирования, необходимо отметить, что здесь главным критерием является достижение поставленных целей. При этом цели могут быть как достаточно общими, так и вполне конкретными, выраженными определенными показателями. Существует несколько видов оценки эффективности работы со средствами массовой информации, среди которых наиболее значимыми являются предварительное тестирование, параллельное тестирование, тестирование постфактум.
Оценка эффективности СМИ
Вид оценки | Способ работы со СМИ |
Предварительное тестирование | Работа с фокус-группами. Опросы. Прямая рассылка. Метод разбивки тиража. Текущее тестирование |
Параллельное тестирование | Тест на запоминание. Оценка изменения отношения. Параллельные опросы |
Тестирование постфактум | Выборочное тестирование аудитории. Оценка изменения отношения и осведомленности. Оценка целевой аудитории |
Убедительность средств массовой информации зависит от целого ряда факторов: соответствующей подачи материалов, источника возникновения, возможности подавления помех, препятствующих его восприятию. Для того, чтобы более точно определить эффективность медиаплана в целом, необходимо ввести ряд определенных оценочных параметров и выбрать наиболее подходящие способы подсчета получаемого эффекта. Можно выделить четыре параметра:
структура обращения;
основная идея обращения;
параметры источника;
используемые носители информации.
Структура обращения объединяет несколько элементов. Сюда относятся использование выразительных средств, эмоциональная окраска, наличие визуальных изображений, заголовки, логотип.
эксперименты;
опросы.
Эти составные части, определяющие характер сообщения, объединены какой-либо основной идеей. В некоторых случаях основная мысль имеет достаточно четкое и ясное выражение, в других создает общий фон восприятия.
Параметр источника указывает на то, как будет подано сообщение. Будут ли использоваться для его передачи известные люди, будет ли использован аудиовизуальный ряд или же только визуальный канал подачи. Выбирая параметр источника, следует ответить лишь на один вопрос, способен ли данный источник распространения обращения обеспечить необходимый результат. Соответственно в процессе работы происходит оценка следующих параметров: изменение отношения потребителей, вызванное этим источником, степень доверия к источнику, его привлекательность, а также вероятность, что источник не подавит само обращение.
К используемым носителям относятся те средства массовой информации, которые будут использованы в нашей дальнейшей работе. При этом рассматривается базовый и вторичный медиамикс, а также дается прогноз его использования.
Для оценки эффективности медиапланирования можно использовать достаточно большое количество разнообразных способов.
Эффективность журналистики – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы.
Эффективность – главная профессиональная задача сотрудников СМИ. Эффективность зависит от того, насколько оправдывают себя колоссальные материальные и интеллектуальные затраты общества на прессу, от степени раскрытия возможностей журналистики как инструмента саморазвития и самоуправления социальной системы. Достижение видимого эффекта приносит удовлетворение и сотрудникам редакции, и аудитории.
Результаты работы СМИ подразделяются на несколько видов – в зависимости от объектов воздействия, формы реакции на деятельность прессы и масштаба возникающего эффекта. Иначе эффективность называют действенностью и результативностью.
Для определения различий в силе воздействия прессы на социальную жизнь служит понятие масштаба действенности. Углубление журналистского анализа, активное внедрение в практику редакций исследовательских методов работы, привлечение к сотрудничеству ученых и специалистов – все это должно вести к усилению резонанса выступлений.
С «пространственной» точки зрения эффекты подразделяются на локальные и широкомасштабные. Обращаясь к локальной ситуации, добиваясь решения конкретного вопроса, печать выполняет лишь начальную задачу. В целом внимания аудитории достойны факты, за которыми стоят типичные явления, общезначимые противоречия и конфликты (эффект по аналогии).
По времени действия эффекты: ближайшие и отдаленные. Преобладающая часть отдаленных последствий остается неведомой журналистам.
По целям журналистов эффекты: основные и побочные. Основные последствия относительно несложно предвидеть, запланировать. Нежелательные побочные эффекты нередко возникают после критических, разоблачительных публикаций.
Бывают ситуации, когда журналистская деятельность приводит к результатам прямо противоположным исходным целям (эффект бумеранга).
При определении эффективности ж-ки необходимо учитывать:
каждая редакционная акция дает несколько эффектов одновременно;
большинство изменений в действительности лишь частично зависят от прессы. Как правило, печать усиливает действие комплекса факторов, как бы ускоряет созревание верного решения;
в создании эффекта наравне с журналистом участвует читатель, зритель, слушатель с его индивидуальным способом восприятия информации, непредсказуемой психической организацией, с определенным уровнем грамотности и общей культуры;
Для точного определения эффективности необходимо использовать научный инструментарий, заимствуя его у социологии, прогностики и др.
Некоторые исследователи определяют эффективность как соответствие результата поставленным целям. Однако связь между целями результатами не прямая, она опосредуется затратами, необходимыми для производства журналистской продукции. Цели журналистики вытекают из ее назначения. Это влияние на общественные процессы, участие в социальном саморегулировании, содействие конкретному человеку или организации. Под затратами понимается весь объем израсходованных ресурсов- человеческих, организационных, материальных. По своей ценности затраты не должны превышать результаты, иначе эффективность окажется со знаком минус.
Соотношение затрат и результатов особенно выразительно показывает экономика редакции. Деловой разговор об эффективности не мыслим без использования таких категорий, как доходы, расходы, прибыль редакции. Редакционная смета фактически является отражением того, насколько успешно коллектив справляется со своими хозяйственными задачами.
Сложнее установить зависимость между трудом и его результатами в духовно-идеологической сфере. Интегрирующим показателем здесь является повышение уровня общей культуры населения, которая вбирает в себя идеологию, психологию и практические действия граждан.
Изменения в реальной практике, в деятельности коллективов, учреждений, масс населения связаны с участием СМИ в подготовке и принятии социальных решений. Здесь имеется в виду не административное распоряжение от лица редакции. Под решением в социологии понимается тем или иным способом зафиксированный проект изменений в организации деятельности. Т. обр, поведенческая реакция на журналистские выступления представляет собой реализацию проекта действий, который был подготовлен и обнародован в прессе. Формы подготовки решений в прессе: референдум в прессе ( не в прямом смысле – обсуждение важных вопросов на страницах прессы, предварительная апробация ответственных решений), моделирование (создание модели развития объекта, модель- самый предметный вариант прогноза), экспертиза (публичная оценка, которую пресса дает новым общественноважным явлениям), рекомендации (краткое указание на желательное направление действий, или развернутая программа мер по исправлению неблагополучного положения вещей).
Редакционный контроль за действенностью принимает различные формы, в зависимости от традиций того или иного конкретного коллектива. Он заключается в учете тех материалов, которые по прогнозам редакции должны вызвать ответную реакцию. В систему контроля входит подготовка обзоров эффективности – как на редакционной «летучке», так и на страницах издания или в эфире. Обязательным элементом контроля за эффективностью является проверка исполнения обязательств, принятых на себя адресатами выступлений (если обещали что-то сделать через 3 месяца и не сделали, тоо через 3 месяца надо об этом напомнить).
Факторы эффективности: социально-правовой (положение прессы в обществе и поддержка СМИ со стороны органов власти, общественности, политических организаций), редакционно-творческий (планирование и качество исполнения материалов), материально-технический (оснащенность редакций и их финансовое положение), организационный (сотрудничество с аудиторией в борьбе за эффективность и редакционный контроль за ней).
Способы изучения: социологические исследования.
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.