2. Типология печатных сми
Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Упоминания о первых газетах относятся к Древнему Египту. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I.
Плюсы печати:
возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
возможность отложенного чтения - до удобного времени;
возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).
Минус печати:
недостаток оперативности;
отсутствие непосредственной интерактивности;
дороговизна.
Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам.
В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть центральными, местными или районными - в зависимости от территории распространения; в зависимости от содержания выделялись издания общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними.
На Западе существовала аналогичная классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по цели (развлекательные, рекламные и др.).
Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:
по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
по содержательному наполнению (качественная и массовая).
По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.
Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности - реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.
Специализированные издания могут иметь модели:
«для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы - «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);
«не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).
Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» (партийные газеты - «Советская Россия», «Лимонка» и др.)
В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.
Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.
«Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий заключаются в следующем. В информационной политике «АиФ» наиболее заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя.
«МК» имеет более широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует на грани «газеты новостей» и «газеты сенсаций», не чурается политических игр.
«КП» похожа больше на «МК» - та же балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения конкурентоспособности предложила «толстушку» - «газету, которую можно читать всю неделю», использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.
90-е годы минувшего века и начало нового века в России были ознаменованы значительными изменениями в типологии периодической печати. Назовем основные тенденции в трансформирующемся лагере газет и журналов.
Самым ярким явлением стал бум рекламной прессы. Во второй половине 90-х каждая четвертая новорожденная газета относилась к этой категории. Их отличие - огромные тиражи. Тираж московской газеты «Все для Вас - Столица» - 100 тыс. экземпляров, тиражи рекламно-информационных изданий «Наша газета», «В каждый дом», «Ва банкъ» в 1998-2002 гг. составляли от 325 до 250 тыс. экземпляров. Рост числа рекламных изданий негативно сказывается на прочей прессе, так как рекламные листки «похищают» рекламодателей у прочих изданий.
Значительно повысился интерес к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.
Свое прочное место на газетном рынке заняли бульварные издания. Еще какое-то десятилетие назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий. Желтая пресса имеет свою собственную типологию - от «универсальной» бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни («Экспресс-газета», «Желтая газета»), до специализированной, посвященной какой-либо одной области - криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике («Speed-инфо», «Интим»), чертовщине («Оракул») и т.п.
Формирование рыночных отношений привело к образованию экономических газет и журналов (продукция издательского дома «Экономическая газета», семья «КоммерсантЪ», «Финансовая Россия»).
На журнальном рынке рубежа веков наблюдался полный упадок «толстых» журналов, рост интереса к политико-экономическим еженедельникам («Деньги», «Власть» издательского дома «КоммерсантЪ»; «Эксперт», «Профиль», «Итоги»), возникновение и признание аудиторией «телегидов» («Телепарк», «Семь дней», «Телесемь»), укрепление позиций глобальных журнальных брендов («Cosmopoliten», «Playboy», «Burda», и т.д.).
Из множества существующих классификаций печатных изданий, выходящих в свет в столице, интересна классификация со стороны менеджмента по PR. С этой точки зрения можно выделить четыре основные группы:
1. Деловые издания.
2. Общественно-политические издания.
3. Таблоиды, или «желтые» издания.
4. Специализированная пресса.
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.