Аналитическая журналистика: методы и жанры.
Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционного является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры модифицировались, а кроме того появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.
Аналитическая журналистика – основное наполнение качественной прессы. Всестороннее социальное ориентирование аудитории – важнейшая задача журналиста-аналитика. Аналитическая журналистика – источник данных для социальных институтов, так как актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития – предмет аналитической журналистики.
Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.
Предмет исследования:
• Актуальное событие – точно фиксированный во времени и пространстве шаг в мировом общественном прогрессе; природные явления и катаклизмы. Анализ события требует информирования о составных частях, о действующих лицах, их мыслях, действиях. В результате определяются взаимосвязи, закономерности, значение события
• Процесс – последовательность взаимосвязанных событий, действий, динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи. В результате определяются звенья, выражающие суть процесса, его характер и тенденции развития (приватизация)
• Ситуация – определенное повторяющиеся состояние отношений между людьми, категориями, социальными группами, странами. Бывают благоприятными/неблагоприятными; бесконфликтными/конфликтными. Изучается интерес всех участников, сравниваются позиции, оценка этих позиций6 в горизонтальном направлении – между отдельными личностями в равных условиях; в вертикальном – между обществом и личностью. Задача: определить противоречия, формы и пути разрешения.
• Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности. В конкретном выступлении журналист может сосредоточиться на какой-то одной стороне личности: пристрастия человека; необычные возможности личности; высокие профессиональные качества; физиологические особенности (необычная внешность, рост); нравственные примеры и пороки.
Методы исследования:
В журналистике существует две основные группы методов «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог – рационально-познавательные и художественные методы. Эти методы включают в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.
Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.
Эмпирические методы
Метод наблюдения – основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия; журналистское наблюдение целенаправленно. Оно базируется на общих, значимых для других сфер деятельности основаниях. Систематичностью, целенаправленностью, последовательностью обладает, например, метод наблюдения в науке, во многих отраслях практической деятельности.
Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.
Виды наблюдения:
– способы организации
• открытое – люди, с которыми будет общаться журналист, знают о том, что среди них находится журналист, собирающий материал для публикации, и даже могут представить себе характер этого выступления (положительный или отрицательный)
• скрытое – журналист не сообщает людям, что он является журналистом и собирает необходимую ему информацию. Применяется при изучении, например, конфликтной ситуации или при проведении журналистского расследования.
– степень участия журналиста в событии
• включенные – например, журналист становится членом экипажа рыболовного траулера и работает на борту вместе с другими рыбаками
• невключенные – изучение какой-то деятельности со стороны, при подготовке, например, репортажа об извержении вулкана, о спортивных состязаниях и т.д.
– условия изучения предмета
• прямым – непосредственное наблюдение предметов
• косвенным – опосредованно наблюдение в силу удаленности или скрытости предметов
– по временному признаку
• кратковременные – при подготовке оперативных публикаций
• длительные – когда предмет изучить основательно, не всегда одноразовое
Получить необходимые данные с помощью метода наблюдения журналисту помогает ориентировочный план его проведения. Такой план должен правильно определить аспект наблюдения, его порядок, условия.
Метод проработки документов. Под документом понимается письменное свидетельство о чем-либо. Выделяется несколько типов документов по разным основаниям: по типу фиксации информации (рукописные; печатные; фото- и кинопленки и т.д.); по типу авторства (официальные и личные); по степени близости к объекту отображения (первоначальные и производные); по степени предназначенности для печати (преднамеренно созданные и непреднамеренно); по сфере деятельности, породившей документ, (бытовые, производственные, государственно-административные и т.д.).
Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы представляют т.н. традиционные, формализованные методы. Традиционные (качественные) методы составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в понимании исследуемого документа. В его интерпретации, в фиксировании полученных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам этих документов. Контент-анализ – это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
Метод эксперимента. Начало берут в научном и следственном экспериментах. Две основные разновидности эксперимента: 1) смена профессии, включение в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли, должности и наблюдает за коллективом и его реакцией; 2) он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста (например, организует письменное обращение к себе из разных районов города ста адресатов и ждет, когда и как каждое из них к нему поступит).
Получение информации с помощью эксперимента часто применяется в ходе журналистского расследования.
Теоретические методы
Формально-логические методы. Выводное знание – это знание, полученное по законам логики путем соответствующих умозаключений из уже известных фактов. Рассмотрим основные виды умозаключений. Эти методы предполагают неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения.
Индуктивное умозаключение – переход от знания о единичном к знанию об общем. Логика определяет индукцию как умозаключение, в котором вывод представляет собой знание обо всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных представителей этого класса. В индуктивных умозаключениях даже из истинных посылок может следовать только вероятностный вывод. Журналисты чаще всего пользуются неполной индукцией.
Дедуктивное умозаключение – развитие мысли от большей общности знания к меньшей (от единичного к частному), если частное явление подводится под общее правило или делается вывод из общего положения по поводу свойств отдельного предмета.
Традуктивное умозаключение – исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений, делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии. Метод аналогии оправдывает себя в том случае, если проводится по качественно единым признакам исследуемых явлений, а не по случайным. С помощью сравнения устанавливаются различие и сходство разных явлений. Его необходимо проводить только по существенным, ведущим признакам. Такие умозаключения дают знание в форме догадки, и поэтому неполное знание.
Содержательно-логические (диалектические) методы – принимают во внимание изменчивость, развитие мира. Способны соединить объективность содержания понятий и теорий с их текучестью, изменчивостью.
Методы анализа и синтеза – основаны на необходимости разделения предмета на его составляющие, а затем соединения этих составляющих. Анализируя предмет, автор добирается до глубинных содержательных связей изучаемого явления. А т.к. явление реально не существует в виде составляющих его элементов в отдельности, то понять его только на уровне анализа нельзя. Анализ – лишь начало выявления взаимосвязи причин и следствий, а окончание его – синтез (соединение исследуемых отдельных элементов в целое). Синтез, опираясь на данные, полученные анализом, завершает доказательство.
Гипотетический метод – исходит из необходимости выхода за пределы сегодняшнего состояния развития явления. Исследователь, опираясь на совокупность известных ему фактов, предпринимает попытку предсказать развитие изучаемого явления в будущем. В современной журналистике проявляется в формах догадки, предположения, основанных на прежнем опыте (а не на теоретическом анализе), эмпирических наблюдениях. Гипотетическое умозаключение способно дать истинное знание о будущем. Но поскольку круг таких явлений ограничен, то знание носит вероятностный характер.
Метод историзма – выявляет индивидуальные черты развития предмета, а Метод логический – сущностные его связи. Исторический метод требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник; позволяет реконструировать конкретные индивидуальные грани явления. Дополняется теоретическим анализом, который основан на логическом методе, позволяющем выделить наиболее существенные связи.
Частные, конкретные методы применяются для реализации целей истолкования предмета отображения (описания, причинно-следственного анализа, оценки, прогноза, формулирования программ действия) и базируются на теоретических методах исследования.
Проблемность как фактор эффективности публицистического произведения:
«Литератор проблемы не решает, а ставит их» (А. Аграновский)
В журналистике проблемы могут выступать в качестве начала познавательной деятельности, а также в качестве методологического приема, в качестве совокупности проблемных мероприятий.
Проблемная ситуация – это такой вид взаимодействия объективного и субъективного, в ходе которого проявляется конкретный
Проблема – отражение в сознании момента и конфликта действительности.
Проблема – знание о незнакомом, которое мучит, заставляет искать, побуждает к творческой работе (Прохоров).
Проблема – осознанная журналистом объективная социальной действительности и творческого в его диалектической сущности с позиций высокой гражданственности.
Основа аналитической журналистики – исследование актуальной проблемы.
«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает» (А. Аграновский). Требования к журналистам, исследующим проблемные ситуации:
1) понимать суть исследуемого события;
2) уметь правильно, точно и четко формулировать проблему;
3) знать точное содержание понятий;
4) различать проблемы, проблемки и проблемоиды;
5) уметь построить проблемное выступление;
6) представлять пути возможного разрешения проблемы через:
• описание и оценку проблемной ситуации,
• выявление причин возникновения проблемы,
• прогноз развития описываемых событий,
• предложение программы выхода из проблемной ситуации,
• придумать яркий и точный заголовок.
Новостное ядро передаваемой информации (т.н. актуализация проблемы) плюс исследование возникшей проблемы – основной жанрообразующий признак исследовательско-новостных текстов. Акцент переносится с новизны на актуальность, с изложения факта на его анализ, интерпретацию, комментарий. Здесь господствует рационально-логический метод исследования.
Корреспонденция – один из аналитических жанров, назначением которого является либо логическое описание отдельно взятого социального явления, либо выявление его существенных причинно-следственных связей путем преимущественно индуктивного метода – от частного к общему.
Задачи: •) выяснение причин события; •) значение события; •) прогноз развития, воздействия на читателя.
Специфические жанровые признаки корреспонденции:
• предмет исследования – отдельная ситуация в ее проблемном целом;
• выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
• факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соблюдение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;
• авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
• явно или неявно функционирующая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.
Особенности сегодняшних корреспонденций:
• уменьшение в объеме;
• выносятся на первые полосы газет;
• расширение тематики – криминальные, экстремальные, бытовые события;
• оперативность;
• заголовочные комплексы – рубрика, заголовок, врезка, внутренний заголовок
Виды корреспонденций:
• Информационные – близки к расширенной инф. заметке – если надо сообщить о факте, имеющем колоссальное значение или о совершенном явлении, которое никому неизвестно
• аналитические – анализ событий; задача – чисто исследовательская (не поиск правых и виноватых);
• проблемные (постановочные) – исследуют проблему;
• критические – конфликтная ситуация, которая должна быть разрешена: 2 стороны, утверждающие свою правоту – журналист в этом случае – третейский судья
Этапы работы над корреспонденцией:
•) выбор темы, предмета, жанра, способа исследования (что хочет сказать); •) метод изложения, сбор и анализ фактов; •) разработка композиции; •) процесс написания.
Комментарий – жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Личное впечатление автора, не претендующее на глубину исследования, но помогающее людям выработать свою точку зрения.
Предмет комментария – новость или уже известный факт, где акцент переносится на оценку этой новости или факта; рассуждения по поводу фактов. Подчеркнута субъективность высказываний комментатора.
Прогностическая оценка фактов или событий – как один из возможных вариантов. Личность автора комментария, определенность его позиции – залог ценности текста, воздействия на аудиторию.
Цели: •) направить внимания аудитории; •) постановить событие в связь с другими событиями; •) сформулировать прогноз; •) обосновать необходимый способ поведения людей при развитии ситуации
Тематические группы:
• новые качества уже известных фактов;
• причины существования тех или иных событий;
• порядок развития комментируемого явления;
• цели, мотивы, планы действий участников;
• тенденции и закономерности развития тех или иных событий;
• недостоверность информации (фактов)
Структура комментария – доказательное рассуждение. Ошибки: •) поставленная тема не проявляется; •) качество вопросов вызывает сомнения; •) отсутствие четкого вывода.
Колонка – разновидность комментария. Это монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.
Жанровая специфика колонки:
• автор выступает в роли героя-повествователя или персонажа-маски;
• полемичность изложения;
• персональная точка зрения – ядро колонки.
Колонка – всегда прямой диалог, соло, рассчитанное на контакт с аудиторией.
Рецензия – публицистическая оценка научного, общественно-политического или художественного произведения.
Предмет рецензии – информационные явления: книги, брошюры, спектакли, фильмы, телепередачи, произведения изобразительного и музыкального искусства.
Предметом исследования являются не жизненные факты, а произведения, созданные в другой сфере.
Отсутствуют формальные жанровые признаки.
Цели рецензии – рассказать о произведениях, заслуживающих внимания.
Основная задача рецензента – увидеть и подчеркнуть то, что не все и сразу могут рассмотреть. Напрямую влияет на художественное творчество. Единственный жанр, который обращается только к одному произведению, всесторонне рассматриваемому.
Рецензия не только отражает духовную жизнь общества, но и влияет на нее.
Состоит из 2-х частей – характеристика и оценка. Характеристика – описание произведения, раскрытие его содержание; оценка – достоинства, недостатки, значение произведения. Автор, исследуя художественное произведение, начинает воспринимать это произведение как объект собственной интерпретации.
Этапы деятельности рецензента:
• истолкование первичного текста рецензируемого произведения;
• изложение собственного текста, перевод с языка искусства на язык логики.
Своеобразие формы рецензии заключается в наличии обязательных элементов:
• данных о произведениях и их авторах;
• анализ произведений, указание на их общественную значимость;
• наличие выводов.
Типология рецензий:
1) по объему:
• грандрецензии;
• минирецензии.
2) по числу рецензируемых произведений:
• монорецензии (анализ одного произведения);
• полирецензии (разбор и сравнение двух или нескольких произведений).
3) по глубине разработки логической схемы:
• аналитические рецензии;
• рецензии-мнения;
• рецензии-впечатления.
4) по содержанию:
а) теоретические:
• рецензии на научные произведения;
• рецензии на общественно-политические произведения;
б) художественные (литературные; рецензии на телепередачи)
Процесс создания рецензии – четыре взаимосвязанных между собой этапа:
• восприятие произведения – непосредственно эмоциональный факт коммуникативного общения с произведением;
• размышление над прочитанным или увиденным;
• «разъятие гармонии» (по Белинскому) – практическое осуществление анализа рецензируемого произведения;
• собственно написание текста.
Требования к рецензенту:
• квалифицированно оценивать предмет исследования;
• владеть основными категориями и понятиями;
• знать внутренние закономерности и особенности конкретного вида творчества;
• глубоко знать рецензируемое произведение;
• уметь писать ярко, эмоционально.
Отличительные особенности исследовательских жанров:
• опора не на описание фактов, а на их логический, рациональный анализ;
• использование фактов, добытых не только самим журналистом, но и другими путями, с привлечением разных источников информации;
• стилистика текстов сохраняет черты индивидуального языка публициста, тяготеет к научному изложению проблемы.
Статья – жанр публицистики, позволяющий анализировать значительные факты, проблемы, явления и группы явлений действительности, вскрывать их сущность, делать масштабные теоретические и практические обобщения и выводы. Жанр предполагает ясное развитие строго определенной мысли.
Жанровые признаки статьи:
• масштабное расширение границ повествования – пространственно-временные пределы текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием (глобализация обсуждаемых проблем);
• факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников – личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию;
• структура текста – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;
• определенная объективизация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда – обращение публициста к логически понятному категориальному аппарату, четкость формулировок.
Разновидности статей: проблемные, передовые, теоретико-пропагандистские.
Главные особенности проблемной статьи – исследование и отображение новых явлений и ситуаций, острых противоречий, назревших в ходе развития социальной действительности, обоснование необходимости их разрешения, указание на пути и средства для этого. Характерная особенность проблемных статей – дискуссионность. Проблемная статья на нравственную тему – форма документальной публицистики, позволяющей глубоко исследовать характер социальных связей и нравственности людей.
Постановочная статья является вариантом проблемной статьи. Главный источник проблемы постановочных тем – сама действительность, ее непосредственное и пристальное изучение.
Теоретико-пропагандистская статья призвана формировать у читателей научное мировоззрение, политическую культуры, высокую нравственность. Требования к ее содержанию – единство теории и практики, органическая связь с жизнью. Социально-экономический очерк – разновидность теоретико-пропагандистской статьи.
Передовая статья – редакционное или авторское выступление, которое проводит определенную линию, формулирует коллективное мнение газеты или журнала на злободневные явления, проблемы общественной жизни.
Современная типология статьи (по А.Тертычному):
• общеисследовательская статья – публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие проблемы – характеризуется высоким уровнем обобщений, глобальностью мышления автора;
• практико-аналитическая статья – анализ конкретных проблем, событий, действий, ситуаций, связанных с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности;
• полемическая статья – отражение споров, возникающих в обществе по каким-либо значительным проблемам; двоякая цель такой публикации – обоснование и утверждение собственной точки зрения автора статьи и опровержение позиции оппонента.
Общие структурные требования к статье:
• наличие ясной концептуальной линии;
• развитие единой, четкой мысли при разъяснении определенной ситуации, ее политической, экономической, социальной сущности;
• читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке события;
• соблюдение автором определенных методологических установок (трехчастная композиция)
• логическая структура статьи формулируется на базе доказательного рассуждения.
Журналистское расследование – жанр проблемной публицистики, характеризующийся особым способом изложения материала, где предмет расследования и метод расследования слиты воедино.
Цель журналистского расследования – поиск причин определенного процесса, явления, обнаружения их скрытых пружин, приведших в действие механизм, породивший конкретный результат.
Предмет расследования – «кричащее» негативное расследование. Существует 3 этапа расследования: выявление фактов – прослеживание связей между ними – выдвижение версии.
Основные особенности:
• конфиденциальность источников информации;
• непосредственное участие в расследовании самого автора.
Обозрение – текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере человеческой деятельности.
Определяющие признаки жанра:
• панорамность изображения действительности, изложение не единичных фактов, а их совокупности;
• единство наглядного освещения событий и глубокого проникновения в суть ситуации мысли обозревателя;
Жанр универсален по предмету и назначению, составными частями его могут быть информационное сообщение, репортаж, интервью, комментарий не как самостоятельные жанры, а как части единого целого
Предмет обозрения – общие вопросы политики, экономики, социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни, межчеловеческих отношений и многое другое.
Метод обозрения заключается в том, чтобы, идя от явления к сущности, автор привел аудиторию к определенной идее.
Своеобразна и фигура автора: журналист–обозреватель совмещает в себе функции зоркого наблюдателя, глубокого аналитика и мастера точного и яркого слова.
Тематической разновидностью обозрения является обзор СМИ.
Письмо – остропублицистический жанр, предлагающий аудитории личностно окрашенную точку зрения на ту или иную проблему или явление, требующее ответной реакции.
Жанровое своеобразие письма:
• отчетливо прослеживающаяся коммуникативная цепочка: автор – проблема – адресат;
• актуализированность проблемы;
• явственное проявление как личности автора, так и личности адресата;
• использование «мягкой» аргументации, доверительный (хотя и публичный) разговор с адресатом;
• различные стилевые интонации, закрепленные в тексте (интимный монолог, диалог, ораторское выступление).
Виды писем:
• открытое письмо (определенному человеку или группе лиц);
• письмо без адресата.
Основная задача публикации в жанре письма – убедить аудиторию в правильности позиции автора и в необходимости действовать именно так, как он предлагает
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.