Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. 3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать и объяснять. История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью (радиомитинги 30-х годов). Сегодня в случае выборов печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.
Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная).
Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.
В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.
Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее. Направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов.
Еще одна особенность радиожанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе.
Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики — отражение и формирование общественного мнения. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.
Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:
Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.
По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие.
Монологические жанры: информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиокомментарий, радиоотчет, письмо, радиозарисовка, радиокорреспонденция и др. Диалогические жанры: радиоинтервью, радиобеседа, радиодискуссия и др. Синтетические жанры: радиоотчет, радиоочерк, радиофельетон, радиорепортаж и др.
Как видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих группах. Между жанрами нет жестких границ. Элементы одних могут входить в другие, более сложные по структуре. Это связано с тем, что журналист при решении конкретной задачи сталкивается с необходимостью использовать разные методы, свойственные другим жанрам.
Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных — в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария — оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст.
Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в Программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.
Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов.
Под воздействием времени система жанров радиожурналистики изменяется. Среди главных особенностей ее модификации — преодоление письменных текстов и обращение к естественной разговорной речи.
Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий — когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.
Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно Связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых Коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.
+++ Еще
Раннее радио. Первые радиостанции и радиосети.
1600 – первые электрические и магнитные исследования.
1650 – первая электростатическая машина – Германия.
1678 – волновая теория света – Голландия.
1729 – открыты явления электропроводности – Великобритания.
1745 – электрический конденсатор – Германия, Голландия. 1802 – получена электродуга – Россия. 1820 – магнитное действие эл тока.
1837 – проторадио, изобретен электромагнитный телеграфный аппарат с записью сигналов на бумажной ленте.
1865 – основан международный телеграфный союз.
1877 – появился фото прибор для монозаписи и воспроизведения звука.
1878 – первый угольный микрофон – США.
1881 – первый опыт звуковой проводной трансляции.
1882 – создана система беспроводной эл связи.
1887 – изготовление первого граммофона – США. 1888 – фотоэллемент с внешним фотоэффектом. 1907 – изобретение схемы первого радиоприемника с прямым усилением.
1920 – начала работать первая роадиовещательная станция.
1921 – начало проводного вещания.
1924 – в России начала создаваться система радиовещания.
1925 – начали создаваться радиотрансляционные узлы. прошли века и века, прежде чем прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения в реальность древней как мир мечты - видеть на расстоянии. Два технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» - радио - должны были соединиться, чтобы возникло телевидение. Путь к нему был долгим и сложным. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, - это плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей - в результате появилось телевидение. Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний. Герц по праву вошел в число ученых, чье имя стало научным термином и пишется теперь с маленькой буквы, подобно именам Вольта, Ампера, Гаусса и других великих. Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио. История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения - французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.
Диапазоны радиоволн
Диапазон AM
Частоты AM-диапазона лежат в промежутке от 522 до 1611 кГц. Название AM аналогично принятому у нас обозначению "ДВ/СВ". Волны АМ лучше воспринимаются вдалеке от больших городов, что удобно, например, на даче или во время дальней поездки.
Диапазон FM
Диапазон частот FM составляет 87.5-108 МГц. По-другому его называют верхний УКВ-диапазон. Радиостанции FM диапазона хорошо воспринимаются в крупных городах, поэтому если вы чаще находитесь в городе, чем за его пределами, вам лучше выбирать магнитолу, которая запоминает много радиостанций именно в этом диапазоне. FM-диапазон работает на небольшом расстоянии; поэтому многие крупные радиостанции ретранслируются из Москвы в регионы. Другой вариант - в регионах открываются местные отделения радиостанций (например, помимо известной радиостанции Максимум существует местная пермская радиостанция Максимум-Пермь).
Диапазон УКВ
Диапазон частот УКВ равен 65-74 МГц. Предназначен для качественного местного радиовещания. Главный недостаток УКВ-диапазона - небольшое количество вещающих в этом диапазоне радиостанций. УКВ, как и FM - диапазон качественного местного вещания, т.е. лучше ловится в крупных городах. УКВ-радиостанции, также как и FM, могут ретранслироваться в другие города. В ряде моделей есть так называемый расширенный УКВ-диапазон: УКВ + FM.
Тюнер
Тюнер - радиоприемник, встроенный в магнитолу. В магнитолах используются цифровые и аналоговые тюнеры. Цифровой тюнер имеет ряд преимуществ по сравнению с аналоговым: наличие фиксированных настроек, более качественный прием радиосигнала, более точная настройка на частоту радиостанции, что значительно снижает количество помех. Магнитолы различаются по принимаемым диапазонам: FM, AM, УКВ, СВ, ДВ. В ряде моделей возможны комбинации, например, расширенный УКВ-диапазон (УКВ + FM).
Возникновение системы радиовещания произошло под влиянием 2-х факторов:
научно-технический (освоение новых способов передачи информации)
социальный (связанный с появлением потребности в новых способах передачи).
Технологическая цепь: передатчик - вспомогательное оборудование – передающая эфирическая среда – приемник.
Способ контакта: преобразование микрофоном звуковых сигналов, электромагнитные сигналы входят в физическую среду и получается типа звук.
Симультанность – процесс передачи звука, отсутствие фиксированности сообщения, прямая доставка аудиоматериала потребителю, способность сразу охватить большую массу аудитории, высокое покрытие территории, надежность обеспечивается частотными хар-ми, наличие целого ряда диапазонов (FM ультракороткие, длинноволновые, коротковолновые). Обеспечиваются 2 важных
качества: качество частоты звука, повышение проникающей способности, ультракороткие волны – местное радиовещание. Достоинство ретрансляционных станций: 1. Высокая помехозащитность сигнала, частота слышимости, стереофонический звук.
Диапозонные волны в радио.
Длинные, средние, короткие волны - амплитудная модуляция. УКВ - частотная, ультракороткие. Длинные волны - 2000-735 м; способны распространяться на большие расстояния; низкое качество передачи из-за атмосферных помех. Средние волны - 575-180 м; зона действия - 350 км; уровень помех меньше. Короткие волны - 10-100 м. УКВ - 66-108 мегагерц.
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.