logo
ГОСЫ ответы часть 2

Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. 3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать и объяснять. История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью (радиомитинги 30-х годов). Сегодня в случае выборов печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.

Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная).

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.

 В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой вопло­щения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием лите­ратурного творчества, стали сложнее, многограннее. Направлен­ность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах проявляются разными спосо­бами: от прямого обращения до введения в текст различных регу­лятивных приемов.

Еще одна особенность радиожанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе.

Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объ­единяет общность основной функции журналистики — отражение и формирование общественного мнения. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены тех­ническими возможностями канала и их творческим использова­нием.

Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения соб­ственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах ста­новления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. К этому следует добавить: определенное воздействие на ста­новление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных де­ятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специали­стов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособ­рания, радиопереклички). Таким образом, в периоды становления регулярного и массо­вого вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможно­стям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое обще­ние и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:

Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие.

Монологические жанры: информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиокомментарий, радиоотчет, письмо, радиозарисовка, радиокорреспонденция и др. Диалогические жанры: радиоинтервью, радиобеседа, радиодискуссия и др. Синтетические жанры: радиоотчет, радиоочерк, радиофельетон, радиорепортаж и др.

Как видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих группах. Между жанрами нет жестких границ. Элементы одних могут входить в другие, более сложные по структуре. Это связано с тем, что журналист при решении конкретной задачи сталкивается с необходимостью использовать разные методы, свойственные другим жанрам.

Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жан­рах информационных — в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозре­ния. Так, элементы зарисовочного описа­ния в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария — оттенить оценоч­ную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помога­ют точнее, интереснее нарисовать картину происходящего собы­тия, вносят речевое разнообразие в текст.

Функции и предмет журналистского отражения предопреде­ляют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в Программах новостей до присутствия автора в качестве лиричес­кого персонажа в радиоочерке или радиорассказе.

Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отноше­ние к художественной организации текста. В информационном со­общении элементы художественной организации текста присут­ствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художе­ственных приемов.

Под воздействием времени система жанров радиожурналистики изменяется. Среди главных особенностей ее модификации — пре­одоление письменных текстов и обращение к естественной разго­ворной речи.

Все активнее проявляется разговорная природа речевых жан­ров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участ­ника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляет­ся диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тональ­но). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий — когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.

Итак, становление, функционирование системы жанров ра­диожурналистики представляет собой сложный исторический про­цесс, зависящий от политической жизни общества, совершен­ствования техники, собственного внутреннего развития. Он ха­рактеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно Связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых Коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте ме­няющихся отношений с аудиторией.

+++ Еще

Раннее радио. Первые радиостанции и радиосети.

1600 – первые электрические и магнитные исследования.

1650 – первая электростатическая машина – Германия.

1678 – волновая теория света – Голландия.

1729 – открыты явления электропроводности – Великобритания.

1745 – электрический конденсатор – Германия, Голландия. 1802 – получена электродуга – Россия. 1820 – магнитное действие эл тока.

1837 – проторадио, изобретен электромагнитный телеграфный аппарат с записью сигналов на бумажной ленте.

1865 – основан международный телеграфный союз.

1877 – появился фото прибор для монозаписи и воспроизведения звука.

1878 – первый угольный микрофон – США.

1881 – первый опыт звуковой проводной трансляции.

1882 – создана система беспроводной эл связи.

1887 – изготовление первого граммофона – США. 1888 – фотоэллемент с внешним фотоэффектом. 1907 – изобретение схемы первого радиоприемника с прямым усилением.

1920 – начала работать первая роадиовещательная станция.

1921 – начало проводного вещания.

1924 – в России начала создаваться система радиовещания.

1925 – начали создаваться радиотрансляционные узлы. прошли века и века, прежде чем прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения в реальность древней как мир мечты - видеть на расстоянии. Два технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» - радио - должны были соединиться, чтобы возникло телевидение. Путь к нему был долгим и сложным. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, - это плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей - в результате появилось телевидение. Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний. Герц по праву вошел в число ученых, чье имя стало научным термином и пишется теперь с маленькой буквы, подобно именам Вольта, Ампера, Гаусса и других великих. Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио. История изобретения и развития техники кино широко известна. Ска­жем только, что авторы этого изобретения - французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.

Диапазоны радиоволн

Диапазон AM

Частоты AM-диапазона лежат в промежутке от 522 до 1611 кГц. Название AM аналогично принятому у нас обозначению "ДВ/СВ". Волны АМ лучше воспринимаются вдалеке от больших городов, что удобно, например, на даче или во время дальней поездки.

Диапазон FM

Диапазон частот FM составляет 87.5-108 МГц. По-другому его называют верхний УКВ-диапазон. Радиостанции FM диапазона хорошо воспринимаются в крупных городах, поэтому если вы чаще находитесь в городе, чем за его пределами, вам лучше выбирать магнитолу, которая запоминает много радиостанций именно в этом диапазоне. FM-диапазон работает на небольшом расстоянии; поэтому многие крупные радиостанции ретранслируются из Москвы в регионы. Другой вариант - в регионах открываются местные отделения радиостанций (например, помимо известной радиостанции Максимум существует местная пермская радиостанция Максимум-Пермь).

Диапазон УКВ

Диапазон частот УКВ равен 65-74 МГц. Предназначен для качественного местного радиовещания. Главный недостаток УКВ-диапазона - небольшое количество вещающих в этом диапазоне радиостанций. УКВ, как и FM - диапазон качественного местного вещания, т.е. лучше ловится в крупных городах. УКВ-радиостанции, также как и FM, могут ретранслироваться в другие города. В ряде моделей есть так называемый расширенный УКВ-диапазон: УКВ + FM.

Тюнер

Тюнер - радиоприемник, встроенный в магнитолу. В магнитолах используются цифровые и аналоговые тюнеры. Цифровой тюнер имеет ряд преимуществ по сравнению с аналоговым: наличие фиксированных настроек, более качественный прием радиосигнала, более точная настройка на частоту радиостанции, что значительно снижает количество помех. Магнитолы различаются по принимаемым диапазонам: FM, AM, УКВ, СВ, ДВ. В ряде моделей возможны комбинации, например, расширенный УКВ-диапазон (УКВ + FM).

Возникновение системы радиовещания произошло под влиянием 2-х факторов:

Технологическая цепь: передатчик - вспомогательное оборудование – передающая эфирическая среда – приемник.

Способ контакта: преобразование микрофоном звуковых сигналов, электромагнитные сигналы входят в физическую среду и получается типа звук.

Симультанность – процесс передачи звука, отсутствие фиксированности сообщения, прямая доставка аудиоматериала потребителю, способность сразу охватить большую массу аудитории, высокое покрытие территории, надежность обеспечивается частотными хар-ми, наличие целого ряда диапазонов (FM ультракороткие, длинноволновые, коротковолновые). Обеспечиваются 2 важных

качества: качество частоты звука, повышение проникающей способности, ультракороткие волны – местное радиовещание. Достоинство ретрансляционных станций: 1. Высокая помехозащитность сигнала, частота слышимости, стереофонический звук.

Диапозонные волны в радио.

Длинные, средние, короткие волны - амплитудная модуляция. УКВ - частотная, ультракороткие. Длинные волны - 2000-735 м; способны распространяться на большие расстояния; низкое качество передачи из-за атмосферных помех. Средние волны - 575-180 м; зона действия - 350 км; уровень помех меньше. Короткие волны - 10-100 м. УКВ - 66-108 мегагерц.