Тема 1. Введение. Технология машиностроения как отрасль науки
План лекции
1 Этапы развития технологии машиностроения как науки.
2 Цель и задачи дисциплины.
3 Связь технологии машиностроения с фундаментальными и общетехническими дисциплинами.
Технология машиностроения – это наука об изготовлении машин требуемого качества в установленном производственной программой качестве и в заданные сроки при наименьших затратах живого и общественного труда, т.е. при наименьшей себестоимости.
Технология машиностроения как наука прошла в своем развитии через несколько этапов.
Первый этап, совпадающий с завершением периода восстановления и началом реконструкции промышленности страны (до 1929-1930 гг.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. В отечественных и зарубежных технических журналах, каталогах и брошюрах публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.
Второй этап относится к периоду первых пятилеток до начала отечественной войны (1930-1941 гг.) и определяется продолжением накопления производственного опыта с проведением его обобщения и систематизации и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.
К этому времени следует отнести начало формирования ТМ как науки в связи с опубликованием в 1933-1935 гг. первых систематизированных научных трудов советских ученых: А.П. Соколовского, А.И. Каширина, В.М. Кована и А.Б. Яхина.
Третий этап, охватывающий годы войны и послевоенного развития (1941-1970 гг.), отличается исключительно интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки. Практическая проверка принципов дифференциации и концентрации операций, методов поточного производства в условиях серийного и крупно-серийного изготовления военной техники, новые методы скоростной обработки металлов, применение переналаживаемой технологической оснастки и целый ряд других технических новинок, осуществленных в военные годы, были подвергнуты в этот период глубокому научному анализу и теоретической разработке.
В эти годы формируется современная теория точности обработки заготовок и подробно разрабатывается расчетно-аналитический метод определения первичных погрешностей обработки и их суммирования
Четвертый этап – с 1970 г. по настоящее время. Отличительной особенностью современного этапа развития технологии машиностроения является широкое использование достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач ТМ. Распространяются применение вычислительной техники при проектировании технологических процессов и математическое моделирование процессов механической обработки. Осуществляется автоматизация программирования процессов обработки на широко распространяющихся станках с ЧПУ. Создаются системы автоматизированного проектирования ТП – САПР ТП (профессора Г.К. Горанский, Н.М. Капустин, С.П. Митрофанов, В.Д. Цветков). Создаются системы автоматизированного управления ходом технологического процесса с его оптимизацией по всем основным параметрам изготовления и требуемым эксплуатационным качествам. Разрабатываются работы по созданию гибких автоматизированных производственных систем (ГАПС) на основе использовании ЭВМ, автоматизации межоперационного транспорта и контроля и робототехники.
Технология машиностроения как учебная дисциплина имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других специальных наук изучаемых в вузах.
1. ТМ является прикладной наукой, вызванной к жизни потребностями развивающейся промышленностью. Как писал один из ее основателей проф. А.П. Соколовский: учение о технологии родилось в цехе и не должно порывать с ним связи. В противном случае работа технолога станет академической и бесплодной.
2. Являясь прикладной наукой, ТМ вместе с тем имеет значительную теоретическую основу, включающую в себя: учение о типизации технологических процессов обработки, рассеянии размеров обрабатываемых заготовок, погрешностях технологической оснастки и оборудования, о влиянии механической обработки на состояние металла, поверхностных слоев заготовок и эксплуатационные свойства деталей машин, о припусках на обработку, о путях повышения производительности и экономичности технологических процессов, а также теорию конструкторских и технологических баз и др. теоретические разделы.
3. ТМ является комплексной инженерной и научной дисциплиной, тесно связанной и широко использующей разработки многих учебных дисциплин, изучаемых в технических вузах. Некоторые важные разделы этих наук стали органической частью ТМ. Чрезвычайно велика связь ТМ с такими дисциплинами, как теория резания, металлорежущие станки и инструменты, допуски, технические измерения, материаловедение и термическая обработка. Рассмотрение технологических вопросов без использования этих наук вообще невозможно.
4. ТМ является одной из самых молодых наук, быстро развивающейся вместе с возникновением новой техники и совершенствованием промышленного производства.
5. ТМ как наука возникла в Советском Союзе и развивается трудами советских ученых, производственников и новаторов производства.
6. Как учебная дисциплина Высшей школы ТМ ограничивается рассмотрением вопросов механосборочного производства.
7. Технология машиностроения является основной профилирующей дисциплиной специальности 050712 «Машиностроение», в значительной степени определяющей уровень подготовки бакалавров специализации «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», и их способности к практическому использованию достижений общетеоретических и общеинженерных наук.
- Тема 1. Введение. Технология машиностроения как отрасль науки
- Тема 2. Машина как объект производства. Технологическая характеристика различных типов производства. Технологическая подготовка производства.
- Технологический процесс и его структура
- Технологическая характеристика различных типов производства
- Тема 3 Точность в машиностроении и методы ее достижения. Систематические погрешности обработки. Случайные погрешности.
- Точность в машиностроении и методы ее достижения
- Систематические погрешности обработки
- 3.3 Случайные погрешности обработки
- Законы рассеяния (распределения) размеров
- Композиции законов распределения.
- 3.4 Практическое применение законов распределения размеров для анализа точности обработки.
- Рекомендуемая литература [8], [9], [10] .
- Тема 4. Влияние жесткости и податливости технологической системы на формирование погрешностей обработки
- 6.1.1 Статическая настройка
- 6.1.2 Настройка по пробным заготовкам с помощью рабочего калибра
- 6.1.3 Определение режима обработки, обеспечивающего заданную точность при наибольшей производительности.
- 6.1.4 Управление точностью обработки
- 6.2. Управление точностью процесса обработки заготовок по входным данным (3часа).
- Рекомендуемая литература [3], [7], [9].
- Базы и опорные точки (3 часа)
- Конструкторские, измерительные и технологические базы(3 часа)
- 8.2.1 Схема базирования призматических деталей.
- 8.2.2 Схема базирования цилиндрических деталей
- 8.2.3 Схема базирования коротких цилиндрических деталей (диски, кольца).
- 8.2.4 Базирование по коническим поверхностям
- Назначение технологических баз. Принцип совмещения и постоянства баз (3часа)
- Количесво баз, необходимых для базирования
- Скрытые (условные) базы.
- Рекомендуемая литература [8], [9], [10].
- Тема 9 Качество поверхности деталей машин и заготовок
- 9.2 Методы измерения и оценки качества поверхности (4 часа)
- Рекомендуемая литература [2], [8], [9], [10].
- . Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей машин
- 10.1 Факторы, влияющие на качество поверхности (3часа)
- 10.2. Технологическая наследственность (2часа)
- Рекомендуемая литература [2], [8], [9], [10].
- Тема 11 Припуски на механическую обработку
- 11.1 Классификация припусков (1 час)
- 11.2 Факторы, влияющие на величину припуска (1 час)
- Рекомендуемая литература [4], [7], [9], [10].
- Список литературы