logo search
ответы по истории ТВ

1.1. Телевизионное вещание в ссср в 30-е и 40-е года.

30 апреля 1931 г. газета «Правда» сообщила, что будет передаваться изображение живого лица и фотографии в Москве. 1 мая 1931 г. в эфир переданы изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые». Было принято решение начать регулярное вещание. Примерно в то же время, что и в Москве, начались передачи «механического» телевидения и в Ленинграде, чуть позже – в Одессе. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут, Ленинград и Одесса – нерегулярно. В Телецентре на Никольской шли телепередачи по двум каналам: для изображения и для звука. Так как не у всех зрителей был второй приемник (для звука), на экранах время от времени давались пояснительные надписи (как в «немом» кино), занимавшие весь кадр. Из-за малых размеров экрана передача велась почти исключительно на крупных планах. Первый передатчик для звука, он стоял за стеклом. Второй передатчик служил для показа кинофильмов. 1 мая 1932 г. по телевидению был показан небольшой фильм, снятый утром этого дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. Фильм был звуковой: были записаны (на кинопленку) голоса дикторов. В октябре 1932 г. телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса: разумеется, показ состоялся лишь через несколько дней после события.

Сначала появилось малострочное телевидение, потом электронное. В декабре 1933 г. передачи «механического» телевидения в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное телевидение. Первая передача малострочного телевидения из Москвы состоялась 15 ноября 1934 г. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных спектаклей (балет, опера). Но нужно отметить, что в программу включались и передачи на общественно-политические темы: выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей. В Ленинграде регулярное телевизионное вещание началось летом 1938 г. Для людей, пришедших главным образом из театра и радио, телевидение было чем-то совершенно новым, неизведанным и загадочным.

1939 г. Ленинградская студия показала свой первый драматический спектакль – драму Р. Сандера «Тайна» об Испанской Республике и ее бойцах. Немало внимания уделяли в Ленинграде поискам форм эстрадных представлений. Также показывали спектакли. Правда, перенося их в павильон, приходилось заново писать декорации, изменять мизансцены – словом, создавать свой телевариант. Детское вещание началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». В 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом». С 1939 г. начала выходить еженедельная фотогазета. Фотографии, сопровождавшиеся закадровым дикторским текстом, рассказывали о важнейших событиях прошедшей недели. 1941 г. в эфире появился ежемесячный тележурнал «По Ленинграду». Его часовая программа состояла из передовой, фотогазеты и выступлений. Всего вышли четыре номера журнала

В Москве Обратимся теперь к предвоенным программам Московского телевизионного центра на Шаболовке. 25 марта 1938 г. новый телецентр провел первую электронную телевизионную передачу, показав кинофильм «Великий гражданин», а 4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа. Экспериментальные передачи из нового телецентра длились почти год. Регулярное вещание началось в 1939 г., в дни работы XVIII съезда ВКП(б). Передачи велись пять раз в неделю. Каждый вечер демонстрировались театральный спектакль и кинофильм. Иногда этому предшествовало выступление артиста, писателя, ученого. Первая большая общественно-политическая передача состоялась в 1939 г.; она была посвящена 20-летию Первой Конной армии. Летом 1940 г. в программах стали появляться информационные сообщения, которые читал (в кадре) диктор радио. В этот же период начал выходить в эфир, правда, нерегулярно, телевизионный журнал «Советское искусство», который представлял собой монтаж материалов кинохроники. Размеры павильона Московского телецентра давали возможность показывать театральные спектакли без существенных изменений, используя театральные декорации, а не заменяя их нарисованными на холсте или на бумаге шкафами, окнами и т. п., как это приходилось делать в Ленинграде. Парадоксальный факт: худшие условия творчества в Ленинграде стимулировали поиск специфически телевизионных форм вещания в гораздо большей степени, нежели богатейшая по тем временам техника Московского телецентра. Работники Ленинградского телевидения, ограниченные в творческих возможностях техническими условиями вещания, довели внутрикадровый монтаж до совершенства, виртуозно используя свою единственную камеру. Именно в Ленинграде родился прием введения рассказчика в драматическое телевизионное повествование, а возник он именно из-за малой площади студийного павильона, которая делала невозможным показ «в лицах» всего сюжета. Программы МТЦ в предвоенные годы состояли преимущественно из концертов и театральных спектаклей, а также кинофильмов. Программы Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили экспериментальный характер. И хотя основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады, а тележурналистика начала свое развитие, двигаясь по путям радиожурналистики, происходившие в этот период поиски собственно телевизионных форм и средств выражения оказались важными и плодотворными для всего дальнейшего процесса становления отечественного телевидения.

1.2. Дикторы ТВ 60-х годов Москва Валентина Леонтьева - популярная советская телеведущая, народная артистка СССР. Валентине Леонтьевой пришлось пережить блокаду Ленинграда, в возрасте 18 лет она пошла в сандружинницы, с тем, чтобы помогать раненым и больным в осаждённом городе. Училась в химико-технологическом институте, работала в поликлинике. Затем окончила оперно-драматическую студию имени Станиславского при МХАТе (студия В. О. Топоркова), работала в Тамбовском драматическом театре, затем пришла на телевидение, где стала работать помощником режиссёра. Впервые на экране появилась в 1954 году. За годы своей долголетней работы на телевидении Валентина Михайловна вела детские передачи «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», праздничные «Голубые огоньки», поисковую программу «От всей души», а также многих других телевизионных программ. C 1989 года — диктор-консультант телевидения. Нина Кондратова родилась в 1922 году. После окончания актёрского факультете ГИТИСа в 1950 году пришла на телевидение и вместе с Ольгой Чепуровой стала одной из первых советских телеведущих. Она никогда не была актрисой в эфире, ничего не представляла и никого не играла. Она никогда не допускала никакой бестактности по отношению к зрителям. Своим обаянием она заработала огромную популярность и зрительскую любовь. После трагического случая её жизнь на телевидении стала гораздо короче, чем могла бы быть — в 1973 году, когда она вела репортаж с ВДНХ, бык выколол ей глаз. Узнав об этом, зрители немало поддерживали Нину Владимировну, на телевидение приходило огромное количество писем со словами соболезнования и поддержки. В последние годы Нина Кондратова работала диктором-консультантом — учила мастерству молодых дикторов. Ольга Чепурова наряду с Ниной Кондратовой была одной из первых советских телеведущих. Родилась в Томске, окончила актёрский факультет ВГИКа, довольно много снималась в кино в эпизодических ролях. Работала в Театре киноактёра. Затем успешно прошла конкурс на должность диктора и стала работать на телевидении. Анна Шилова - советская телеведущая, заслуженная артистка РСФСР. Анна Николаевна Шилова родилась 15 марта 1927 года в Новороссийске. В 1945 году после окончания Пермского театрального училища переехала в Москву. До 1956 года работала в Театре-студии киноактёра. В 1956 году прошла конкурс на должность диктора и была зачислена в штат. Уже спустя два месяца она вела информационные, спортивные, музыкальные и детские передачи. Анна Шилова была первой ведущей «Песни года» и «Голубых огоньков

Ленинград. Нелли Широких - диктор Ленинградского телевидения в 1955—1988 гг. Получила юридическое образование, но трудовую деятельность начала диктором на московском радио. В 1955 году пришла на Ленинградское телевидение, где проработала более 30 лет. Она запомнилась телезрителям своей непринужденностью, убедительностью и удивительным обаянием. Нелли Владимировна вела передачи разных жанров — от «Последних известий» до репортажей с Дворцовой площади в дни государственных праздников. Она блестяще вела передачи по искусству и литературно-драматические передачи, такие как «В мире прекрасного», «Рампа», «Литературный Ленинград», «В Ленинграде на гастролях». А юные ленинградцы каждый вечер ожидали появления на телеэкране Нелли Владимировны в компании кукол Телевичка, Ляпы, Тяпы и Жакони. Валентина Дроздовская – вела курсы для молодых журналистов. Диктор Ленинградского телевидения. Родилась в 1939 году. Выросла в детском доме, театральное образование получила в Днепропетровске. Придя на Ленинградское телевидение, она осталась там навсегда. Зрители запомнили и полюбили её - официальную и сдержанную - за чтением информационных материалов, лукавую и обаятельную - в передачах о литературе и искусстве. Кроме этого, Валентина Дроздовская была ещё и талантливой поэтессой - в разные годы она опубликовала три стихотворных сборника. Лариса Байбузенко Сергей Тулупников - Сергей Иванович генерировал идеи "Голубых огоньков", своих знаменитых тогда циклов про авиаторов, цирковых артистов, гениальных врачей. писал сценарии, общался с людьми, проводил съемки.

2.1 Изобретение видеозаписи. Изменение технологии ТВ. Американскими инженерами Гинзбургом и Андерсоном (фирма "Ampex") был изобретен поперечно-строчный способ магнитной записи видеосигналов. До этого предпринимались попытки записи изображений с помощью продольного способа. Этот способ оказался не эффективным. Приходилось увеличивать скорость протягивания ленты, что приводило к значительному ее расходу. Необходимо было повышать плотность записи. Конструкция механизма видеомагнитофона с поперечно-строчной записью была достаточно сложна. Более простым решением оказалось применение наклонно-строчного способа записи. Дорожки видеозаписи в этом случае представляли собой отдельные строчки расположенные под углом к продольной оси ленты. Следует отметить, что наклонно-строчный способ записи был известен задолго до экспериментов с видеозаписью. Так, еще в 1946 году, советский инженер Александр Федорович Малютин получил авторское свидетельство на изобретение устройства для записи аудиосигналов наклонно-строчным способом. Первые видеомагнитофоны были катушечными и предназначались в основном для профессионального использования. У видеомагнитофона была высокая цена, и его сложно было заправлять. Эра бытовой видеозаписи по настоящему началась в начале 70-х годов, с появлением первых кассетных видеомагнитофонов, в которых заправка ленты происходила автоматически. "Первопроходцами" стали фирма "Sony" и фирма "Philips".