logo
ответы по истории ТВ

20.1. Общественное телевидение. Перспективы.

Концепция общественного телевидения, известная, прежде всего, благодаря практике западноевропейского ТВ, актуальна для России уже много лет. Действительно, образованные интеллектуалы не приемлют коммерческие и довольно похожие стратегии государственного и частного телевидения. К тому же в России сложился парадокс: государственное телевидение действует на рынке аналогично коммерческому, поскольку активно занимается продажами рекламы.

для нас общественное ТВ – идеал, ценность, к которой необходимо стремиться. Но построение общественного телевидения в современных условиях России сложно по ряду причин. Во-первых, политическая культура России не предполагает общественного контроля, контроля гражданского общества в сфере ТВ, как и масс-медиа в целом. У нас нет ни социальных, ни аудиторных, ни экономических механизмов контроля телевидения. При этом экономическая модель общественного ТВ в ряде стран предполагает абонентскую плату. Сегодня же, в условиях большого бесплатного предложения телевизионных каналов в России, кажется, что россияне не готовы даже к небольшой плате.

Есть и вторая причина. Единственной силой, способной организовать общественное телевидение: выделить частоту, привлечь инвестиции, создать технологическую инфраструктуру и т.п., во всех странах выступало государство. К сожалению, в нашем обществе доверия ни к частному бизнесу, ни к государству нет. Поэтому, если сегодня кто-то будет говорить о том, что собирает пожертвования для общественного телевидения, то боюсь, зрители не поверят. В 1990-х гг. в России уже была попытка создать под маской общественного ТВ коммерческий канал, вспомним ОРТ.

Наконец, третий момент. Само общественное телевидение в Западной Европе и в той же Великобритании находится сегодня в достаточно жестких условиях конкуренции с коммерческим телевидением.

Телевидение является общественным ресурсом: и техническим, и политическим, и культурным. Поэтому во многих странах, где оно не выступает столь жесткой альтернативой коммерческому, например, в США, за телевидением и радио закреплена важная функция – общественной службы. В современном обществе подобная функция свойственна и ряду других институтов, например, образованию. Оно (образование) общественная служба, и вне зависимости от формы собственности, за ним закреплен некий стандарт качества, поэтому все образовательные программы должны удовлетворять стандартам, определенным государством и обществом.

Более реалистичный путь для России: в условиях лицензии телевещателей прописывать обязательства вещателей как общественной службы. Это могут быть те же обязательства, которые определяют принципы общественного телевидения, но их следовало бы вменить в деятельность ТВ как своего рода общественную нагрузку. Это должно быть определено государственными документами, но все-таки после публичных дискуссий. Вот здесь как раз и следует задействовать институты гражданского общества – негосударственные организации, организации зрителей, потребителей, экспертные сообщества для того, чтобы сформулировать стандарт качества для конкретных программ: новостей, политической и экономической аналитики, детских, документальных передач. И вменить выполнение этого стандарта в обязанность всех вещателей, получающих лицензию от государства.