Какую новость выбирает пресса
Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «малосущественные», и факты «весомые» с точки зрения пропагандистского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».
Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие приметы факта, которые обещают интересный для аудитории ма-
териал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении:
-
ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений;
-
их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо
и может восприниматься как часть собственной жизни);
-
их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);
-
связь с «человеческим интересом» (так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими внимание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети, здоровье и т. д.);
-
масштабность происшествий (новость для многих) либо эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординарное, ошеломляющее)
Помимо новости, для материала необходимы: оперативный повод (он связан с «сиюминутностью» события, происшедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативны и повод— им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом: встреча, телефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хорошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................