1. Атрибуция
Работа над репортерскими материалами предполагает, помимо представления новости, умение вводить вспомогательный материал: ссылки, цитаты, цифры и умение «работать через деталь». Атрибуция и подробности уточняют, удостоверяют факт, могут его «подсветить», выгодно подать или помочь переосмыслить.
Ссылки:
Источник информации приводят: когда он нужен для подтверждения точности и надежности фактов; когда сама ссылка обогащает новость (например, демонстрирует осведомленность одной страны в делах другой); делает ее интереснее (например, вводит упоминание видных лиц). Ссылка может быть поводом для сообщения новости и важной частью новости (например, при разоблачении источника).
Прямая ссылка на источник информации — это обычно имя (должность) или организация: ...Как сообщила нашему корреспонденту эксперт-химик Н. Воронова... Как сообщили нам в Таможенном комитете РФ... и т. д. Такие ссылки на источники информации призваны убедить читателя в правдивости, достоверности сообщения, опираясь на авторитетные или компетентные лица или на заслуживающие доверия организации.
Ссылка на агентство или газету иногда выступает «ссылкой-алиби» (если редакция намеренно дистанцируется от мнения или факта, перекладывает ответственность за сообщение). Например: Как сообщает газета «Ньюсдей», из Национального управления по аэронавтике (НАСА) бесследно исчезло значительное количество образцов лунного грунта, доставленных на Землю американскими аэронавтами.
Используются и ссылки с разоблачением (недобросовестности, склонности к ложным сенсациям, небрежности, а то и лживости сообщений «конкурента»). Ссылки на авторитетные организации хорошо подчеркивают удостоверенность факта. Ссылка на людей прибавляет к новости «имя» — дополнительную новость. При сопоставлении источников ссылка позволяет усилить факт (подчеркнув многочисленность откликов или вариативность точек зрения).
Если в силу каких-либо причин конкретный источник информации не может быть назван, журналисты прибегают к такому
27 26
приему как косвенная ссылка: ...Как стало известно нашему корреспонденту... По сообщениям информированного источника... Как нам удалось узнать... и пр. В принципе подобные выражения ни о чем не говорят, это лишь видимость достоверности информации.
«Непроверенные данные», «слухи» — тоже источник, если ничего определенного, подкрепленного авторитетным мнением пока не произошло, но сообщить желательно (о новой возникшей ситуации либо о самих слухах как о новости). Звучат такие ссылки и по контрасту (в специальном «лиде-контрасте»), одновременно в качестве источников в заметке выступают и «слухи», и «эксперт»; косвенных ссылок лучше избегать. В ряде случаев, когда в сообщении есть намек сразу на несколько источников информации, и если при этом объединены две новости в одной, материал может выглядеть вполне весомо.
По неподтвержденной информации, Национальный фонд спорта РФ может приобрести контрольный пакет акций банка «Национальный кредит». По мнению источника, сделка едва ли окажется крупной из-за проведенной ранее передачи филиальной сети этого банка другому — Столичному банку сбережений. Финансовое положение «Национального кредита» резко ухудшилось в начале лета сего года; по сведениям банков — кредиторов «Национального кредита», его «дыра» приближается к 200 млрд, рублей.
Приводя ссылку, журналист может: удостоверить новость, подчеркнуто «отдалив» ее от себя; дополнить новость, «расширить информационное поле»; сформировать отношение к новости (ввести момент сомнения при факте сенсационном, парадоксальном, намекнуть на тенденциозность источника, указать на спорность трактовки события, помимо одного источника сославшись и на другие); «протащить новость», которая без ссылки просто не пойдет.
Последний вариант связан с определенными этическими ограничениями. «Ссылка-паровоз» показывает степень владения журналистом информацией и в этом качестве вносит объективность, хотя выглядит весьма несерьезно, не давая точного указания должности, опуская имя (член парламента), приводя слухи типа в кулуарах; в кругах, близких к правительству. Ситуация еще не проверена, недостаточно прояснена. Грань «дозволенного» тут весьма тонка, однако неверно считать любой материал с такой ссылкой заведомо лживым; предлагая «хотите верьте, хотите — нет», журналист вполне честно указывает на дефицит сведений, недостаточную самоочевидность факта.
В то же время «затемнение» источника информации может быть и преднамеренным, уводящим от истины. Неясные фразы типа Известно, что... Ожидается... Говорят, что... и т. п.-
создают впечатление, что источник информации — сам автор, проводящий субъективное мнение. Скептически настроенный читатель задается встречными вопросами: «кто говорит?», «кем ожидается?» и пр.
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................