3. Цифры и статистика
"По крайней мере 37 раз американские военные корабли сбрасывали радиоактивные отходы непосредственно в Мировой океан. Например, в 1975 году атомная подлодка ВМС США «разгрузилась» таким образом в бухте о. Гуама, в результате чего уровень радиации на пляжах превысил допустимую норму в 50 раз.
(Рейтер)
В репортерских материалах говорилось и будет говориться о количестве людей, зданий или денежных суммах, вовлеченных в событие. (Более 160 миллионов рублей отсудила семья москвичей у двух бандитов, которые ограбили их квартиру...). Цифры в журналистике обычно имеют относительную ценность; лишь в сопоставлении с другими данными выявляются их смысл и значение.
Несмотря на то, что негры составляют лишь 13% населения США, во всех видах вооруженных сил насчитывается до 21% чернокожих солдат. Треть американских военнослужащих в районе Персидского залива — негры, среди военных женщин
31 30
Цифры часто «обыгрывают», чтобы было понятнее, и читалось легче. Тут возможны такие варианты: пересчет (Всего семь процентов занимает золото в золото - валютном запасе страны) ; сопоставление (Вдвое больше, чем в прошлом году); о б -разная расшифровка (За такое время можно дважды облететь Землю...); пояснение (При таком количестве незарегистрированных «стволов» их хватит на все население города, то есть на каждого старика, женщину, ребенка...).
Умело подавать цифры очень важно. Например, можно написать, что в среднем в день в крупных мегаполисах мира от огнестрельного оружия погибает 50 человек. Но можно и по-другому — сопоставив с количеством часов в сутки — написать: Каждые полчаса кто-то гибнет... Репортерская фраза получится гораздо более «ударной», впечатляющей, она уже точно соотносится с элементом «человеческий интерес». (Читающий ощущает: «кто-то» — один из близких, может, он сам...). Следует помнить об эффекте привыкания, возникающей нечувствительности к большим цифрам — суммам жертв катастроф, насилия, войн, которые обрушивают на людей телеэкраны, радио, газеты. За цифрами надо стараться показать живых людей, «каждого из нас», и обработка, пересчет тут оказываются очень кстати; благодаря им «сухие» цифры помогают эффекту внушения, который в репортерстве преобладает над убеждением.
Масштаб события, человеческих потерь, разрушений умело подчеркивается репортерами в соотнесении со временем, протяженностью происшествия: В минуту... Четыре дня подряд... Вторые сутки... Не первый год... Каждую весну селевые потоки... Или: Четыре часа просидел на морозе, оседлав семафор, молодой горняк с шахты «Октябрьская» (республика Коми), повстречавшийся на лесной узкоколейке с медведем-шатуном... Медведь, угрожающе рыча, уселся внизу и терпеливо ждал все это время, пока его не спугнул проходивший поезд с углем.
Если репортер использовал в своем материале вспомогательные элементы — ссылки, цитаты, цифры, расширил новость, процесс саморедактирования усложняется. Необходимо убедиться в том, что компоновка разумна; «центр» новости» верен и не смешивается со вспомогательными элементами; ссылки и цитаты достаточно авторитетны; нет необходимости приводить дополнительные ссылки, цитаты, цифры; с приведением чужих мнений не возникли «скачки мысли» и логические промахи.
32
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................