Колонка оперативного отклика
В отличие от оперативного комментария, предлагающего точку зрения на «горячее» событие, колонка декларирует позицию, проявившуюся в связи с событием, как отклик на него.
Оперативную колонку называют «разросшейся репликой»; задачи тут, однако, иные: интересен не представленный в свете реплики факт, — на первый план выдвигаются авторские впечатления от него, авторские ассоциации. Идет осмысление собственного эмоционального порыва — почему такая и именно в таких тонах реакция на него?
В оперативной колонке новость-мнение несколько оттесняет новость-событие. Однако это еще не «колумнистика» публици-
70
ста, предлагающая читателю в качестве полноценной новости оригинальное мнение. Тем не менее авторский оперативный отклик на событие достаточно самостоятелен и вполне обоснованно (в глазах читателя) отделен от задачи «просто передать факт». Если репортаж называют «персональной новостью», то колонка — «персональное мнение».
Во всех других формах оперативного комментирования главное происходит «вовне», во внешней действительности — не в самом авторе. Колонка-отклик конкретного журналиста на горячий факт предполагает неординарность реакции на событие, упомянутое в материале.
Вот пример авторской (или редакторской) оперативной колонки в газете «Сегодня»:
На первый взгляд, начальный этап предвыборной кампании президента получился не слишком удачным...
Далее журналист излагает свою (подчеркнуто свою) точку зрения на неудачи, их причины и, наконец, позитивные стороны избирательной кампании. Автор комментария как бы задает сам себе вопросы и отвечает на них, создавая эффект диалога в монологе:
...Все это так... Однако президенту удалось добиться главного — Ельцин стал считаться реальным кандидатом...
...И как же после всего этого президент вдруг решился дать бой своим оппонентам? Бой был дан на всех направлениях...
В этом оперативном «пристрастном» отклике также показательна проявленная автором наблюдательность за развитием побочных линий ситуации, позволяющая расширить предположения и прогноз:
...Предвыборный спурт президента так поразил одного из соперников, что тот фактически заморозил свою избирательную кампанию...
У оперативной колонки, как правило, — эффект подчеркнутой необязательности. Она не «предписывает» разделить мнение журналиста. Читателю как бы предлагается принять это мнение к сведению, если угодно — внутренне поспорить с ним (что и привлекательно...).
Хотя автор — «один из нас», «тоже неравнодушный», личностное «я» очень ощутимо. И если оставить на время в стороне вполне обоснованные подозрения, что в этом «я» авторской колонки (любой «колонки», эссеистской в том числе) — немалая доля актерства, придуманного и выверенного «имиджа» в расчете на определенную аудиторию, можно с уверенностью сказать: подача материала от первого лица — очень сильный прием, помогающий увлечь читателя. В том числе и потому, что тут успешно используются ассоциации для сопоставления, возникновения дополнительных фактов и для выводов, чтобы не подавать их «неприкрытыми».
В отличие от обычного комментария, в колонке некоторые приемы «углубления» новости, способствующие анализу, напри-
мер развернутая предыстория, могут оказаться слишком тяжелыми, отвлекающими.
В любом комментарийном материале стоит разделять «малые выводы» (Необходимо помочь...) и «большие выводы» (Какой ценой можно этого достичь?..). Какова социальная и экономическая цена видимого варианта решения проблемы? Хотя в принципе масштаб «больших выводов» больше соответствует рангу статьи или обозрения, такие выводы возникают и в комментарии («эскизом», без детальной проработки).
Всегда стоит отдавать себе отчет: как именно выглядит позиция, сам автор по отношению к факту? «Неподкупный сторонник»? «Активный защитник»? «Рьяный обличитель»? Или он надел маску «судьи» или «скептика»? Для оперативной колонки важны авторское сомнение в правильности своего видения событий, своеобразная полемика с самим собой, объяснение своей реакции, извинительные моменты, самоирония. Стиль ее должен выглядеть естественным, разговорным, порой доверительным, даже «задушевным», а порой — задиристым, острым. Наиболее популярен сегодня ироничный стиль, поскольку тут есть множество специфических возможностей скрытых и открытых оценок, доминирующих над прочими приемами).
Вообще колонке вредит чрезмерная уравновешенность, сбалансированность, ей, как и реплике, необходима некоторая «пылкость», запальчивость. В колонке оперативного отклика всегда есть что-то от знаменитого толстовского «Не могу молчать!» Стоит при саморедактировании не столько сглаживать, сколько заострять углы и не бояться раскованности, даже эксцентричности стиля.
В оперативно-комментарийных, или как их еще называют «обозревательских», колонках оценочного письма не избежать. Тем не менее в некоторых изданиях стиль таких материалов максимально объективирован по примеру куда более скромного жанра — комментария. Другие же издания поступают совсем наоборот, в их оперативных колонках обилие авторских эмоций и «оригинальностей» чуть ли не чрезмерно, грань между газет-но-журнальной эссеистикой («колумнистикой») и оперативным комментарийным откликом (всего лишь откликом) необоснованно размывается. (Претензии в данном случае — только к редакции, авторов легко понять — очень соблазнительна в данном случае не «блестящая обработка факта», но блестящая обработка версии в виде монолога...).
ПопуАярность оперативных комментарийных колонок уже не у журналистов, но у аудитории, во многом объясняется их характерным искренним и доверительным тоном, отсутствием претензий на менторство. В общении с современным читателем это очень важно. Прощается и приблизительность прогнозирования, и случайные (а также неслучайные) «перехлесты» в определении значимости события. Оперативный отклик часто и естественно выступает предтечей
72 73
проблемной статьи, углубленно анализирующей явление факта, или ложится в «копилку сведений» для будущего обозрения.
Мнение — интересное как новость и в связи с новостью — имеет заведомый успех у читателей (они тоже в данный- момент еще об этом помнят, об этом самом думают). Потому-то «ком-ментарийные эскизы» порой более эффективны, чем строгая рациональность и обстоятельность крупных «аналитических» жанров.
С усилением демократических тенденций в обществе усиливается интерес к мнениям. В том числе и к таким, которые не претендуют на безусловную точность прогнозов, не «давят» авторитетным суждением, но довольствуются куда как более скромной задачей — обратить внимание на точку зрения, принять ее к сведению, побудить читателя «проиграть» ту или иную ситуацию с разных позиций.
Контрольные вопросы:
1. Каковы задачи оперативного комментирования?
2- Что такое скрытый комментарий? 3. Где и как употребляется попутный комментарий? Когда целесообразна комментарийная форма «слоен вот»? Какова ее структура? 5. В чем особенности задач корреспонденции? 6. Как строится оперативный комментарий?
7. Расскажите о возможностях проявления позиции автора в реплике и в оперативной «колонке».
Упражнения
1. Найдите в материалах текущей прессы фрагменты скрытого и попутного комментария.
2. Выделите в репортаже, взятом из газеты, яркий факт, который можно подать как «комментирующий эпизод». Напишите его.
3. Используя удачный пример «светской хроники», напишите на этой основе материал с элементами комментария («слоеный пирог»).
4. Дайте небольшой комментарий по оперативному факту, взятому из текущей периодики или теленовостей.
5. Оцените качество опубликованной редакционной или авторской реплики на оперативное событие; подготовьте «реплику по поводу реплики».
6. Подготовьте мини-рецензию, откликнувшись на художественное событие последних дней.
7. Определите предмет оперативной «колонки» (взяв пример из текущей прессы), проследите за разработкой авторской «версии» факта; попробуйте оспорить ее, выдвинув собственную версию.
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................