2. Каков вопрос — таков ответ
Как правило, репортер, проводя интервью, добивается не чистой информации (просто фактов), но пытается докопаться до «новости» и потому часто употребляет так называемые проблемные вопросы («почему?», «как?»). Нежелательно допускать «дубль» в вопросах, возвращаться к одной из проблем дважды. (В ответ журналист рискует услышать ехидное: «Так я уже об этом говорил...»).
' В зависимости от задач варьируются принципы построения вопросов. Иногда имеет смысл выпустить «очередь» (или «накат» вопросов). Например, подхватив демагогическое восклицание главаря неофашистов о «своих парнях»: Они — верят, журналист перешел в наступление: В кого? Во что? В Иисуса Христа? В Буд-
ду? и «добил» тему после растерянного ответа Нет, в это... за-| вершающим вопросом: В фашизм? (И получил желаемое: Да, \ пусть так... в фашизм.)
Хорошо работают вопросы с вводкой, сообщающие о каком-то I факте перед тем, как о чем-либо спросить. Они помогают маскировать возникающие паузы. Опытные интервьюеры готовят заранее несколько таких вопросов — «заготавливают хворост», который в нужный момент можно подкинуть в затухающий огонь беседы.
Преимущественно вопросы должно быть фокусированными и краткими (каждый вопрос желательно не тянуть более чем 15 секунд и не делать его длиннее двух-трех предложений). Не стоит задавать два вопроса в одном. Длинный вопрос — почти всегда | запутанный вопрос: его приходится повторять, разбивать и т. п.
При подготовке вопросов до беседы и во время их уточнения I по ходу общения происходит приспосабливание не только к со-1 беседнику, но и к читателю. Задача — представить тематический срез разговора в плане популярном, найти тот ракурс беседы (и | в плане содержательном, и в плане психологическом), который интересен всем. Беседа должна содержать новое и главное — вы-1 являть новость. Ее перипетии: моменты поиска, оформления точной мысли, удачного слова, переосмысления позиций, конфронтации, полемики, самопроявления собеседников — все это должно быть интересно читателю. Процесс выявления новости — наглядный («зрелищный») и популярно изложенный — вот | на что нацелена система вопросов журналиста, программирующая профессиональную беседу.
з. вопросы из ответов
При правильной подготовке к процессу беседы есть определенные гарантии, что ответы собеседника будут нами поняты верно и что мы сумеем оценить их значение в дальнейшем течении беседы. Однако существуют дополнительные трудности, а также дополнительные возможности импровизации во время беседы...
Ответ, исчерпывающий тему
Это такой ответ, который демонстрирует видимо добросовестное и обстоятельное раскрытие темы, предложенное вопросом. Казалось бы, он должен более всего устраивать журналиста. На деле же ответ, исчерпывающий тему, может сигнализировать и о некоем неблагополучии в ситуации беседы. Во-первых, если ответ «договорен до точки», наступает ненужная пауза, теряется эффект беседы — журналист не сумел вовремя зацепиться за ответ и плавно перевести его в вопрос. («Да» или «Нет» — худшие из ответов, обычно — это результат плохо сформулированного вопроса.)
Краткий ответ
Может свидетельствовать не об уклончивости собеседника, но просто о его манере выражаться лаконично (такая манера часто наблюдается у военных), и журналист, поняв это, обязан скорректировать свои дальнейшие вопросы с учетом данного обстоятельства, создать ситуацию, когда придется отвечать, рассуждая либо уточняя примеры, специально недоговоренные или неверно интерпретированные журналистом (дабы развернуть ответ).
Однако лаконичный ответ может быть и умышленным, демонстрировать просто нежелание рассуждать. Политики, «звезды», искушенные в общении с назойливыми журналистами, нередко пытаются отделаться от них, выдав вместо ответа «афоризм», меткое словцо, заменяющее ответ видимостью ответа. С такими собеседниками бороться трудно, однако можно попытаться самостоятельно истолковать невнятный ответ, развернуть его и в таком виде (...Я правильно вас понял?..) отпасовать собеседнику «на доработку».
Следует помнить, что большинство не устраивающих журналиста ответов — следствие неверно заданных вопросов. Так фрагментарный ответ часто бывает следствием множественных составных одного вопроса; собеседник выбирает тот фрагмент, который его больше устраивает. То же происходит, если задается чересчур резкий вопрос, — собеседник реагирует на него уклончивым кратким ответом. Если ответ не устраивает своей неопределенностью, логично запомнить его, связав с вопросом, который позволил ответу быть именно таким, и в течение беседы задать вопрос вновь, изменив его и, главное, сделав конкретнее. Так появляются проясняющие, корректирующие вопросы.
Вопросы «в досыл»
Интервьюер исправляет свои ошибки, употребляя вопросы с продолжением (более конкретные или по-иному сформулированные). Это позволяет уточнять и отзыв, и реакцию собеседника (Если вам не нравится такая постановка вопроса, взглянем на проблему по-иному...). Вопрос в досыл срабатывает, когда ответ недостаточно четок, когда отвечают охотно, но плохо, когда собеседник явно не понял темы или, перескакивая с одной мысли на другую, подменяет суть вопроса (отвечает на другое). Слишком часто возникающая необходимость задавать вопросы в досыл свидетельствует об изъянах профессионализма интервьюера.
Для того, чтобы точно распознавать ответы, необходимо очень вдумчиво, внимательно и ответственно следить за ходом беседы. Это помогает нащупать структуру материала уже в процессе интервью.
53 52
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................