Гражданские медиа.
Есть миф, что гражданская журналистика появилась вместе с интернетом, но это не так. Еще в 60-е годы, поначалу во Франции, а затем и в других странах Западной Европы, появились самодельные журналы – зины. Они делались вручную – из журналов и книг люди вырезали иллюстрации и вклеивали их в свои самиздатовские проекты. Такие зины издавались в количестве 15-30 экземпляров и предназначались для распространения среди узкого круга «своих». Это было типичное явление контркультуры, им занимались не для заработка, а для творческого самовыражения.
Если зины были нелегальными, то блогосфера позволяет законно использовать чужие видео, аудио и фото с указанием ссылки на автора. Это привело к огромному увеличению блогов, в 2006 году их уже было 72 миллиона, и число их продолжает неуклонно расти. Некогда работа над зинами требовала много затрат времени и труда, в блогах же все стало гораздо быстрее и удобнее – все необходимое для создания качественного контента находится практически в нескольких кликах мышкой. И как следствие у традиционных СМИ появилось огромное количество соперников – гражданских журналистов - блоггеров. Наиболее краткое и емкое определение гражданской журналистики принадлежит Jay Rosen: «Гражданские журналисты – это те, кого мы раньше называли аудиторией». Блоггеры обладают тем преимуществом, что они, как правило, информируют о том, что знают лучше всего (гиперлокальность). Новости в интернете теперь появляются быстрее, чем на ТВ и радио. Доверие к традиционным СМИ стало падать, люди все больше доверяют интернету. Так в США около 70% населения присутствует в интернете. Появились порталы, целиком состоящие из блогов, которые просматривают профессиональные редакторы, но основной контент в них создается именно блоггерами. Такие модели работают уже под брендом больших медийных корпораций: CNN, BBC, Yahoo (которые выплачивают даже небольшие гонорары блоггерам за публикации). В этих измененных условиях роль профессионального журналиста не утрачивается, как можно было бы подумать, а, наоборот, становится еще более важной. Журналисты работают с блогами, как с источниками информации. Можно говорить о появлении новой медиаэкосистемы: уже написанная статья возвращается в блогосферу, редактируется там и вновь дорабатывается автором с учетом комментариев блоггеров. По мнению Евгения Морозова, традиционным СМИ не стоит создавать свои блоги в интернете, гораздо эффективнее грамотно использовать уже существующие. Правильно поставленная работа и взаимодействие профессиональной журналистики и журналистики гражданской даст возможность им не конкурировать, а плодотворно дополнять друг друга.
- Информационное общество: понятие и сущность. (в тетради)
- История интернета: возникновение и развитие.
- Адресация и основные службы интернета.
- Особенности веб-среды.
- Интернет-журналистика: метаморфоза профессии.
- Медиаиндустрия и конвергенция.
- Функции интернет-сми.
- Появление и развитие интернет-журналистики в России.
- Сходство классических и «неклассических» сми.
- Классические сми в интернете: радио.
- Классические сми в интернете: телевидение.
- Гражданские медиа.
- Классификация интернет-сми.
- Ресурсы о сми и журналистике в интернете.
- Полезные и необходимые базы данных (бд) в работе журналиста.
- Профессиональный журналист и web 2.0.
- Мобильная журналистика.
- Продвижение сми в интернете.