Тема 12. Этика личности и корпоративная этика
Культура как созданный человечеством мир. Культуры цивилизационные (например, западная), конфессиональные (например, мусульманская), национальные (например, российская), профессиональные (например, управленческая), групповые (например, хиппи) и т.п.
Деловая культура (один из типов профессиональных культур) как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях. Основные объекты отношений в системе деловой культуры: само дело и личность в нём; люди (персонал, партнёры, потребители, поставщики); общество в лице государства (его представителей законов, общественного мнения); природа (экология). Ценностно-нормативная структура личности в ситуации делового взаимодействия. Соблюдение «правил игры» в деловом взаимодействии - суть деловой культуры. Отрицательный наблюдаемый с детства этический опыт: нарушение родителями законов и норм поведения; учителя копируют компьютерные программы; взрослые делают унизительные замечания и отпускают низкопробные шутки в адрес людей, принадлежащих национальным меньшинствам и т.п. Этический уровень отдельной человеческой личности, причины его формирования: генетические; по аналогии с индивидуальным опытом взаимодействия с внешним миром;
награждение Богом при рождении. Неочевидность многих этических проблем. Разнообразие неэтических поступков в деловой сфере. Нравственные риторические постулаты: с речью следует обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно; набор целей речи не может включать заготовку на «зло»; людей не следует обманывать. Механизмы коммуникации при нарушении нравственных риторических постулатов. Понятие «предельной» этической категории. Диалектическое понимание тезиса «то, что безнравственно, то невыгодно». Этические нормы как ядро психики (С. Франк). Морально-этический портрет современного «идеального» делового человека: инициативность, упорство, готовность к риску, ориентация на эффективность и качество, вовлечённость в контакты, целеустремлённость, умение планировать и наблюдать, стремление быть информированным, способность устанавливать связи и убеждать, уверенность в своих силах, независимость.
Мотивы предпринимательской активности: стремление к реализации собственных побуждений (позитивная мотивация); стремление устранить неблагоприятные условия (негативная мотивация). Типы деловых людей:
«дельфин», «акула». Связь процесса принятия решений с этическим анализом. Система базовых тезисов для этического анализа. Причины неэтического поведения на рабочем месте: слишком большой акцент на прибыли, неправильное понимание верности интересам компании, чрезмерное увлечение личными амбициями и др. Оценка и самооценка этичности поведения. Схема этического рассмотрения проблемы. Этический свод законов компании в профессиональной сфере. Примеры свода профессиональных законов в сфере общего менеджмента, бухгалтерского учёта, связей с общественностью, рекламы. Корпоративная этика: безусловное следование закону, безопасность и качество продукции, конфликты интересов, практика найма, честность в маркетинге, финансовая отчётность, отношения с поставщиками, выплаты, безопасность, защита окружающей среды, интеллектуальная собственность. Международные этические принципы ведения бизнеса: ответственность, стремление к справедливости и мировому сообществу, уважение правил, «от буквы закона к духу доверия» и т.д.
- Тема 1. Характеристики формальных организаций
- Тема 2. Межкультурное общение.
- Тема 3. Теория общения
- Тема 4. Презентация
- Тема 5. Деловая дискуссия и спор
- Тема 6. Деловые переговоры
- Тема 7. Деловые интервью
- Тема 8. Письменная деловая речь.
- Тема 9. Служебные документы.
- Тема 10. Аналитические исследования и письменные доклады
- Тема 11. Этические принципы и теории
- Тема 12. Этика личности и корпоративная этика
- Тема 13. Особенности российского менеджмента с этико-психологических позиций.
- Тема 14. Этические основы деловой тактики
- Логика речи
- Тема 15. Логические категории и законы
- Тема 16. Логико-речевое доказательство
- Тема 17. Коммуникативные особенности выдвижения тезиса
- Тема 18. Теория аргументации
- Тема 19. Дедуктивная демонстрация
- Тема 20. Индуктивная демонстрация
- Тема 21. Демонстрация по аналогии
- Тема 22. Дополнительные виды демонстрации
- Психологические и риторические основы менеджмента
- Тема 23. Личность в общении. Ролевое поведение
- Тема 24. Сензитивность как чувствительность к состоянию, поведению другого человека
- Тема 25. Эмоциональность процесса общения
- Тема 26. Что стоит за конфликтом, или барьер противоборствующих желаний
- Тема 27. Психологические характеристики личности и её саморегуляция в общении
- Тема 28. Психофизиологические основы восприятия речи
- Тема 29. Прикладная конверсология
- Тема 30. Коммуникативные потребности личности
- Тема 31. Мотивация профессиональной речи
- Тема 32. Классификация целевых установок речи
- Тема 33. Основные риторические понятия
- Тема 34. Ораторское мастерство
- Тема 35. Типы речей
- Тема 36. Императивная речь
- Тема 37. Ритуальная речь
- Тема 38. Провокационная речь
- Тема 39. Коммуникативные особенности невербальной речи
- Список литературы
- 29 Факультет экономических и социальных наук
- Академии народного хозяйства при Правительстве рф