logo search
070902_Графика_Госэкзамен_Программа_2011(1)

2.1.2. Проектирование иллюстрированного журнала

Журнал и книга. История жанра. Эстетика, эргономика и технология. Технологические и финансовые возможности и ограничения, эргономичность, традиции восприятия и самовыражения художника.

Место журнала между газетой и книгой порождает собственную стилистику оформления. Влияние периодичности на эстетику оформления. Влияние аудитории и моды. Влияние тиража (массовости издания). Журнал как вещь и коммерческий продукт.

Структура редакции. Задачи дизайнера и главного художника («арт-директора»).

Выбор бумаги. Способы фальцовки. Вклейки и вкладки. Способы печати. Все во взаимосвязи с эстетикой, эргономикой и финансовыми возможностями. Влияние цифровых технологий. Выбор формата.

Концепция журнала, рубрикация и деление содержания на рубрики и сюжеты (Feautures, Stories). Иллюстративная и текстовая части, их соотношение. Членение журнала на части по концептуальным особенностям и стилистике оформления. Количество страниц. Расположение рекламных полос.

Набор, верстка. Выразительность, удобочитаемость и красота шрифта (по А.Капру). Выбор шрифтового оформления. Шрифтовая мода. Гигиена чтения и психология восприятия. Совместимость шрифтовых гарнитур. Типографика как стиль. Ширина текстовой колонки (строки) и удобочитаемость. Виды сетки. Активное членение информации как тенденция. Динамика и статика. Выбор цветового оформления. Психология восприятия («мужские» и «женские цвета»). Мода как фактор.

Выделение отдельных частей и «самореклама» текста. Иерархия текстов и соответствующие стили: рубрика, заголовки, подзаголовки, вводка («шапка»), акценты начала и членения текста, основной текст, дополнительные тексты разных уровней («бокс», «анкадрэ»), выносы («акроши»), подписи (легенды), авторы, кредиты.

Основные жанры подачи информации в иллюстрированном журнале. Текстовые сюжеты (с единым текстом) и сюжеты с некоторыми «короткими» текстами на страницу (новости, календари, гороскопы, цитаты, письма читателей и т.д. Инфографика: диаграммы, таблицы, выводы.

Перечисление («list») – «10 подарков…», «25 признаков…» и т. д. Тенденция к членению длинных текстов на отдельные самостоятельные части. Тенденция к объединению отдельных коротких текстов под одним заголовком – «100 мужчин года…» и т.д.

Специальные сюжеты (Features) как повод для разнообразия в оформления в рамках концепции. Фоторепортаж. Исчезновение жанра в 90-е годы в России. Аналогии с комиксом, опыт конструктивистов. Коллаж и цифровые технологии. Фотосессии модных тенденций (предметы или модели). Сходство и отличие с эстетикой каталогов и рекламных кампаний.

Навигация, пагинация, колонтитул. Содержание, письмо редактора, «над номером работали», всевозможные списки и кредиты.

Обложка как рекламный плакат журнала. Необходимые элементы, творчество и коммерческая сверхзначимость обложки. Красочность, способы фальцовки и размещение рекламы.

Периодическое иллюстрированное издание. Типографика и изобразительный ряд имеют принципиальное значение в конкурентной борьбе. Журналы «о стиле жизни» (life-stile) и новостные журналы (бизнес, политика, спорт, техника и т.д.). Усиливающаяся конкуренция между т.н. «глянцевыми» изданиями и тенденция к увеличению «развлекательной» составляющей даже в специальных журналах.

Реклама в журнале.