logo search
курс лекций ТИПМИ Марков

Тема №9. Технические средства массовой коммуникации. Радиожурналистика

Целевая установка: Уяснить необходимость в деятельности СМИ фото, кино, видео- и аудиотехники, как средства для записи и передачи материала, а также знать особенности применения компьютерной техники и ее особенности и место в арсеналах PR-специалиста и журналиста

После изучения данной темы слушатели смогут:

Технические средства в арсенале журналиста. Важнейшая проблема для журналиста - сбор информации. Нельзя написать очерк, статью или даже заметку, если не собрано достаточное количество актуальной и интересной информации. Очень важно, отправляясь на редакционное задание, предварительно собрать сведения о героях и событиях будущего материала, продумать его построение, иметь навыки общения с людьми самых разных профессий. Но еще важнее документально зафиксировать весь ход своих наблюдений и бесед. Блокнот и авторучка здесь не самые лучшие помощники. Совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием диктофона или репортерского диктофона. В этом случае, например, при ведении беседы основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журналист имеет возможность «вести своего героя по теме», что-то уточняя, от чего-то отказываясь. Кроме того, что «качество» разговора будет значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во избежание возможных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон или диктофон - надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так, чтобы для посторонних эта работа была как можно менее заметной. Чему следует отдать предпочтение: магнитофону или диктофону? Если журналист работает на радио и отдельные «живые куски» его материалов могут быть использованы в передачах, то здесь предпочтителен репортерский магнитофон. К тому же магнитофон, если к нему хорошо относиться, прослужит многие годы. Диктофону следует отдать предпочтение тогда, когда записи не предназначаются для эфира, когда он - «звучащий блокнот» журналиста. Диктофон значительно меньше по размеру и цене. В практической работе журналисту часто помогает умение владеть кино-, видеокамерой. Во-первых, тот из журналистов, кто сам умеет снимать, проще найдет общий язык с кинооператором и подготовленный ими материал от этого только выиграет. Во-вторых, не всегда имеется возможность послать в командировку (особенно заграничную) сразу несколько человек. В этом случае камера в руках журналиста может принести пользу. В-третьих, есть темы, «выношенные» журналистом, которые ему хочется воплотить в реальное произведение. Подчас сделать это самому легче, чем объяснить оператору свой замысел. Использование технических средств дает возможность журналисту готовить материалы предельно достоверные и эмоциональные. Техника, способствуя повышению оперативности и эффективности журналистского труда, требует от журналиста определенных технических знаний и практических навыков. Помимо этого использование технических средств подразумевает – хранение полученной информации, ее сбережение, архивирование, а также использование в качестве доказательств в спорных ситуациях о достоверности услышанных или увиденных сведений и т.д.

Система новых технических средств состоит из трех частей: первую образует техника, которой пользуется журналист в своей индивидуальной творческой работе. во вторую входят технические средства, обслуживающие весь редакционный коллектив. третью часть составляет техника, используемая в редакции для выпуска номеров газеты или телерадиопрограммБольшое значение имеет соответствие новой техники уровню профессионального мастерства сотрудников редакции, их знаниям и опыту, возможностям ее эффективного использования. Дополнительные возможности, которые новая техника раскрывает перед журналистом, связаны прежде всего с использованием персонального компьютера (ПК), который находится на рабочем столе сотрудника редакции. Это в наше время основное орудие труда журналиста. ПК позволяет ему экономить свои силы и время, совмещая в своей работе несколько специальностей - публициста, создающего свой текст, редактора, обрабатывающего его, и машинистки, перепечатывающей материал. Таким образом, из рабочего процесса журналиста исключается ряд производственных операций, каждая из которых требовала немало времени. При работе на ПК рукопись становится излишней.

Умение эффективно использовать компьютерную технику является непременным условием успешной работы современного журналиста. Один из его аспектов его деятельности состоит в подготовке (наборе) исходного материала (текста), его редактировании и обработке. Современные средства подготовки информационных материалов подразумевают владение отечественными и зарубежными компьютерными текстовыми редакторами. Возможности современных текстовых процессоров и освоение программы Word для Windows в этом плане является первым практическим шагом к освоению данной техники.

Следующим шагом является знание основ набора текста на компьютере Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: зона алфавитно-цифровых клавиш; зона стандартных управляющих клавиш; зона клавиш перемещения курсора; зона малой цифровой клавиатуры; зона универсальных управляющих клавиш. Специальные комбинации клавиш. Ввод русских букв, переключение клавиатуры с русского на английский язык и наоборот. Набор текста. Основы создания текстовых документов. Управление вводом символов. Переключение регистров. Установка режимов редактирования: обычный режим, режим электронного документа, режим разметки, режим предварительного просмотра, режим структуры и режим главного документа. Затем следует изучить такие вопросы как форматирование символов. Типы компьютерных шрифтов, приемы изменения их начертания, размеров. Установка цвета шрифта, различных видов подчеркивания и других эффектов. Редактирование и форматирование текста. Управление блоками текста. Строка выделения. Выделение слова, строки, абзаца, всего текста. Способы переноса и копирования фрагмента с помощью команд меню, пиктографических кнопок панели инструментов, методом drag and drop. В определенной степени важен (доведенный до автоматизма) такой шаг в освоении компьютерной техники как формирование абзацев. Формирование с помощью команды Абзац в меню Формат, с помощью горизонтальной линейки, с помощью клавиши Tab, с помощью кнопок панели инструментов. Установка и отмена отступов и выступов первой строки. Установка отступов абзаца слева и справа. Установка интервалов перед и после абзаца и межстрочных интервалов. Управление обрамлением абзацев и заполнением их фона. Создание списков-перечислений. Проверка правописания и подбор синонимов. Отмена команд. Восстановление отмененных команд. Подготовка отчетов в Word – следующий этап. Разделы, их назначение. Управление разделами. Размеры и ориентация страниц. Колонтитулы: создание и редактирование. Нумерация страниц: варианты нумерации, зеркальные поля, нумерация страниц в разных частях документа. Создание обычных и концевых сносок.

Обращает на себя внимание изучение стилистических возможностей компьютерной подготовки текстов Понятие стиля. Оформление документа на основе готовых стилей. Внесение изменений в установки стиля. Создание новых стилей на основе существующих. Работа с мастерами и шаблонами. Создание документа с помощью мастера. Создание шаблона на основе готового документа. Создание документа на основе шаблона. Оглавление и указатели. Создание оглавлений. Создание алфавитных указателей. Внесение изменений. Таблицы и диаграммы в Word. Создание таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вставка и удаление строк и столбцов. Форматирование текста в таблице. Создание обрамления и заполнения. Объединение ячеек. Создание диаграмм. Вычисляемые таблицы. Наконец, последний шаг - сохранение документа в файле. Открытие файла существующего документа. Работа с несколькими окнами документов. Упорядочение окон. Переход между открытыми окнами документов. Работа с несколькими приложениями. Упорядочение на экране окон различных приложений. Переход между открытыми приложениями. Закрытие документа. Выход из Word.

Полиграфическая техника и полиграфические процессы

Большое значение имеет начало выпуска периодического издания - первая страница газетного или журнального номера. Не случайно первую газетную страницу называют витриной номера. Действительно, она должна подать номер читателю «лицом», дать ему представление о всем богатстве его содержания, раздразнить его любопытство и в конце концов побудить познакомиться хотя бы с некоторыми его публикациями. Первая страница помогает читателю найти то, что его интересует и что даст ответы на волнующие его вопросы. Газетная практика подсказывает несколько вариантов формирования и оформления первой страницы, каждый из которых в какой-то мере отвечает предъявляемым к ней требованиям. Для всех этих вариантов характерна постановка на первой странице - в какой-либо ее части - крупного яркого актуального фотокадра или блока фотоиллюстраций. Ведь эта страница должна визуально привлекать внимание потенциального читателя - и не только названием газеты. Иногда такая фотоиллюстрация - репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и др. - занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовкой, лозунгом или «цитатой дня» из выступления какого-нибудь политического деятеля или литературного источника. По этому варианту оформляется, например, первая страница еженедельника «Московские новости».Другой вариант использовали оформители газеты «Известия». На первую страницу номера, кроме иллюстраций и подборки оперативных новостей, они выносили начала важнейших политических и экономических публикаций. Их продолжения и окончания размещались на других его страницах. Это предопределяет достоинства и недостатки подобного варианта. Читатели могли сразу же познакомиться с важнейшими материалами газеты. Правда, чтобы дочитать их до конца, им приходилось развернуть номер, что не всегда удобно. Но обычно, начав чтение интересной статьи или репортажа, они пренебрегали этим неудобством и находили окончание текста на другой странице.

Можно найти множество других вариантов оформления первой страницы номера. Но любому из них предъявляют несколько общих требований. Первая страница должна привлекать внимание читателя. Не следует усложнять ее верстку и оформление, иначе это может сказаться на выполнении графика выпуска и потребовать дополнительных расходов. Ее задача - помочь читателю быстро разобраться в содержании номера. Среди ее обязательных элементов - анонс или афишка - указатель размещения важнейших материалов на полосах. В многополосных изданиях, верстающихся в нескольких тематических блоках, такой анонс обычно печатают на первой или в начале второй страницы. Он превращается в путеводитель, своеобразную «карту номера», облегчающую читателю поиск интересующей его рубрики и материала. Достижению той же цели служат и некоторые другие элементы номера печатного издания. В частности - колонтитулы. Такой колонтитул - строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы - устанавливают наверху каждой полосы или - в другом варианте - в нижнем внешнем ее углу, помогая читателям находить то, что их интересует. Ошибки в содержании и оформлении выходных сведений издания могут привести к неожиданным потерям рекламы, объявлений и воспрепятствовать увеличению тиража издания. В этих сведениях полагается указывать его учредителя, главного редактора, состав редколлегии, адрес и телефоны редакции, регистрационный номер газеты или журнала, их тираж, типографию, где он печатается, и ее адрес, подписной индекс издания. Иногда здесь же указывают время сдачи материалов номера в печать и его соответствие графику выпуска. Все чаще в выходные сведения включают телефоны коммерческих структур редакции, в частности отделов рекламы, объявлений, распространения, экспедиции. Указание этих телефонов помогает рекламодателям, распространителям издания и желающим подписаться на него в редакции.

С совершенствованием полиграфической техники перед специалистом, занимающимся оформлением периодического издания (нередко его называют дизайнером, арт-директором и т. п.) открываются новые возможности. Многие из них связаны с использованием в газете и журнале дополнительного цвета. Офсетная и глубокая печать позволяют сейчас выпускать многокрасочное издание, выделять вторым и третьим цветом важнейшие элементы содержания публикаций, их заголовки и т. п. Многоцветные иллюстрации - фотоснимки, рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства поднимают процесс оформления периодического издания на новую ступень. Многоцветная газета и тем более журнал сами становятся своеобразными произведениями оформительского искусства.

Опыт первых многоцветных российских изданий - «Общей газеты», «Новых Известий» и др. - показывает, что они получают преимущества перед другими - черно-белыми изданиями. Они привлекают к себе большее внимание, их конкурентоспособность повышается, особенно на первых порах. Вместе с тем, переход к многоцветному изданию ставит перед его руководителями, в частности перед редакционным менеджером, ряд непростых проблем. Некоторые имеют экономический характер: расходы на выпуск многоцветной газеты или журнала существенно возрастают. Кроме того, оказалось, что многокрасочное оформление требует повышения уровня содержания газеты. Без этого теряется эффект многоцветности, она может лишь выделять убогость содержания публикаций. Выяснилось также, что злоупотребление дополнительными цветами легко приводит к пестроте в оформлении, мешает выделению и восприятию главного. Поэтому перевод издания на многоцветность требует серьезной подготовки, тщательного просчета всех его последствий - организационных, творческих и экономических. Дизайн издания, его внешнее «лицо» - одна из достаточно устоявшихся его характеристик. Читатели привыкают к постоянной «одежде» газеты и обычно неодобрительно относятся к неожиданной и резкой ее смене. Поэтому, если возникла необходимость изменения дизайна издания - из-за обострения конкурентной ситуации или по другим причинам, то следует предупредить об этом читателей, объяснить им основания и цели изменений. Полезно и посоветоваться с ними о возможности перемены параметров издания, периодичности его выхода, использования дополнительного цвета и т. д. Это лишь прибавит авторитета редакции, укрепит ее связи с аудиторией.

Секретариат редакции, начальником которого является ответственный секретарь, в нынешнем понимании – это организационно творческий центр редакции и управления ее коллективом. Это штаб редакции, отдел, разрабатывающий тактику действий и воплощающий ее в жизнь. Сегодня это звено имеется почти в каждом печатном издании. Ответственный секретарь и его заместители (не путать с должностью секретаря, отвечающего за бумагооборот и т.п.) отвечают за сдачу номера в срок, за правильное функционирование механизмов редакции, за контроль над исполнением редакционных заданий. Через этих сотрудников (или на виду у них) протекают все творческие процессы. Сотрудники секретариата участвуют в разработке моделей периодического издания и работы коллектива, планируют его деятельность, координируют работу творческих подразделений. А также – непосредственно занимаются подготовкой номеров газеты и руководят процессом ее выпуска. В процессе эволюции информационно-коммуникационных технологий возникли электронные системы управления редакцией, которые, соединяя все компьютеры сотрудников в единую сеть, делают прозрачными процессы и повышают управляемость. По сути – эти системы стали аналогом функционального аппарата ответственного секретаря. На Западе некоторые редакции отказались от «лишнего» звена в своей структуре, после чего, тексты от журналистов стали, благодаря электронной системе, попадать непосредственно на экран компьютера, где изображен газетный лист.

Корректор, как правило, читает тест несколько раз: сначала набор (чаще прямо с экрана компьютера), затем верстку (с бумаги) и напоследок еще раз верстку с уже внесенной правкой. Чтение одного и того же текста по нескольку раз утомляет, поэтому происходит «замыливание» глаза. Следовательно, корректору нужно уметь абстрагироваться от содержания произведения и смотреть на материал не как на самостоятельное произведение, а как на абзацы текста. Это, разумеется, не значит, что корректор не должен воспринимать смысл читаемых предложений. В обязанности корректора может входить и помощь ответственному секретарю редакции или (в типографии) верстальщику во внесении правки в сверстанные полосы после первого их прочтения. Если корректор работает в интернет-издании, он читает текст только с экрана компьютера, от чего под конец рабочего дня у него начинают сильно болеть глаза. Как уже упоминалось выше, корректору необходимы грамотность, знания правил русского языка и корректорских знаков. В дополнение он должен быть начитан, знать компьютер – как минимум уметь пользоваться программой MS Word. Желательно, чтобы корректор разбирался в издательском процессе. Если издание не иностранное, то корректору нет нужды знать в совершенстве английский или какой-либо другой из иностранных языков. Из личных качеств в первую очередь требуются внимательность, усидчивость, терпеливость. Амбициозность и креативность в корректорской работе не приветствуются, а вот инициативность в разумных пределах желательна, особенно во всем, что касается дополнительной проверки текстов.

Полиграфический процесс сегодня это - регламентированная последовательность технологических операций, проводимых с использованием технических средств изготовления печатной продукции и направленных на производство полиграфических изданий.

Непрерывное увеличение тиражей, названий я объемов периодических изданий требует постоянного наращивания мощностей газетножурнальных типографий. Это, в свою очередь, связано с необходимостью решения комплекса сложных проблем — технических, экономических, транспортных и др. К наиболее серьезным из них относятся: укомплектование типографий центральных газет и журналов квалифицированными кадрами; реконструкция этих типографий и строительство новых производственных площадей; оснащение их современным высокопроизводительным оборудованием; транспортировка бумаги и других полиграфических материалов в центральную типографию и, наконец, надежная доставка миллионов газет и журналов читателям независимо от расстояний, метеорологических и географических условий.

По завершению стадии редакционноиздательских процессов, в оптимальном случае заканчивающейся подготовкой программ работы типографского оборудования (наборных автоматов, электронных цветоделителей цветокорректоров и т. д.), наступает стадия полиграфического изготовления газет и журналов. Однако для центральных газет и журналов в настоящее время эти две стадии производства разделены процессом доставки материалов из редакции в типографию. В условиях системы децентрализованной печати это существенным образом влияет на характер технологических процессов как в центральном издательстве, так и в периферийной типографии.

Получение программы репродукционного процесса осуществляется следующим образом. Цветной оригинал, который предполагается воспроизвести на страницах газеты или журнала, помещается в цветной эпидиапроектор. Здесь он сканируется, и его цветовые характеристики преобразуются в три цветоделенных электрических сигнала. С выхода камеры цветоделенные сигналы поступают в блок матричной коррекции. Здесь они пересчитываются в сигналы, аналогичные тем, которые формируются на выходе цветоделительной анализирующей системы электронного цветокорректора, установленного в типографии. Далее цветоделенные сигналы поступают в блок трансформации цветовых охватов, где осуществляется независимое изменение основных параметров изображения — цветового тона, насыщенности и яркости для каждого из восьми основных цветов полиграфического синтеза. Такие изменения при необходимости вносит редактор отдела иллюстраций, наблюдая за изображением на экране цветного ВКУ. На этом же экране можно видеть и оригинал и сравнивать с ним репродукцию. Учет характеристик репродукционных процессов в аппаратуре осуществляется в модулирующем устройстве полиграфического процесса (МУПП). Добившись желаемых параметров изображения на экране ВКУ, редактор записывает положение ручек настройки блока трансформации в сопроводительную карточку, которой снабжается оригинал при отправлении в типографию. По этим карточкам осуществляется настройка блоков цветокоррекции и градационной коррекции электронного цветокорректора, при помощи которого в типографии изготавливают комплект цветоделенных фотоформ. Весьма эффективным представляется также применение в редакциях газет и журналов различных средств оргтехники и измерительных приборов. Так, с помощью индикационных табло, установленных в отделах и службах редакции и типографии, можно следить за прохождением всех стадий редакционноиздательских и типографских процессов.

Рассмотрим теперь схему технологических процессов в пункте децентрализованной печати после приема комплекта цветоделенных растрированных изображений: 1) изготовление комплекта оригинальных фотоформ путем копирования полученных фототелеграфных копий на офсетные пластины; 2) пробная печать цветных иллюстраций; 3) определение необходимости художественной и технической ретуши иллюстраций; 4) художественная и техническая ретушь иллюстраций; 5) пробная печать откорректированных цветных иллюстраций; 6) изготовление комплекта монтажа: текста, штриховых материалов, чернобелых и цветоделенных изображений; 7) получение машинных форм; 8) печать тиража. Технологическая схема полиграфических процессов в пункте приема по существу ничем не отличается от таковой при децентрализованной печати цветных изданий офсетным способом с использованием транспортных средств доставки комплектов диапозитивов. Не отличается она и от классической схемы офсетного репродуцирования цветных иллюстраций. В ней лишь отсутствуют цветоделительные и растровые процессы, которые в данном случае осуществлены в пункте передачи. Другими словами, объединение схем технологических процессов в пунктах передачи и приема даст полную технологическую схему печати периодических изданий с цветными иллюстрациями офсетным способом. Таким образом, газетный вариант фототелеграфной передачи цветных изданий при офсетном способе печати хорошо сопрягается с полиграфическими процессами в пунктах передачи и приема.

Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ получения и распространения информации, основанной на светописи. Универсальный, не требующий перевода интернациональный язык фотографии понятен и доступен всем… Фотография как искусство остановленного мгновения и как документ истории не вызывает сомнений. Научная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение фотографии в периодической печати, на телевидении и в кино. Информационная и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз. – Даже вышеперечисленное не дает полного описания возможностей использования фотографии. Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необходимый для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явлений действительности важны в смысле практического использования возможностей фото непосредственно, не прибегая к услугам профессиональных фото специалистов без необходимости. Конструктивные особенности и функциональное назначение современной фотоаппаратуры и фотоаксессуаров, свойства и разновидности современных светочувствительных материалов, практика фотосъемки аналоговой и цифровой фотокамерой, лабораторной обработки негативных материалов и изготовления фотоотпечатков, это - все большей частью на практике, а вот умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельности современного журналиста независимо от его специализации.

Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов запечатлевания оптической информации известны и многократно описаны. В данной теме нам важно уяснить общие принципы – что нам нужно от фотографии. В самом деле, главной целью фотографии является передать в кадре момент события, причем передать так, чтобы зритель видел основные фрагменты этого кадра, так же и как и автор фото. Отсюда возникают требования к позиции автора при съемке, к ракурсу, к объектам съемки. Например, наиболее интересные кадры происходят тогда, когда автор запечатлевает событие не заставляя участников этого события позировать. Надо представлять, что фотография – это тоже динамика нашей жизни, неповторимый миг, отчеканенный благодаря фотоаппарату и вниманию автора. Что касается классификации фотографий, то бывает -монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная) фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обращаемая фотогроафия; одноступенная, прямая диффузная фотография. Галогенидосеребряная (традиционная, обычная) и бессеребряная (везикулярная, термо- и электрофотография). Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография. Особенности цифровой фотографии изложим тезисно: Аналог и цифра. Система счисления и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых технологий. Оперативная память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство. Светочувствительные элементы ПЗС («приборы с зарядовой связью»), принцип преобразования оптической информации в цифровой сигнал. Аналого-цифровой преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристалли-ческий дисплей. Форматы записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash, Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Же-сткие диски IBM Microdrive и Iomega Click. Система редактирования (использования функций удаления отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие, любительские (полупрофессиональные) и профессиональные цифровые фотокамеры, их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению с традиционной аналоговой.

Понятие пресс-фотографии, ее специфика и роль в системе СМИ можно выразить через синтез документальной природы пресс-фотографии и изобразительно-выразительных средств, выбираемых автором снимка. Иллюстрационное, информационное, публицистическое и эстетическое назначение фотографии в печатной периодике, на телевидении и в кино предельно разнообразно, важно понять, какую цель автор желает поиметь от размещения или демонстрации фотографии. Жанровая палитра фотографии, используемой в рекламе и для нужд паблик рилейшнз в этом смысле куда беднее, потому что ограничена конкретными целями – рекламой продукта или продвижением имиджа объекта, где необходимые стереотипы или императивные направления, ограничивающие волю и творчество автора. Проблемы соблюдения авторского права на фотографическое произведение. Профессия фоторепортера и бильдредактора. Фотографическая культура и фотомастерство пишущего журналиста как дополнительный фактор его успешной профессиональной деятельности. Потенциал обогащения литературных материалов интересной, достоверной и привлекающей внимание читателей фотографией.. Все темы являются самостоятельными и быть усвоены либо практическими либо самостоятельными занятиями.