logo
курс лекций ТИПМИ Марков

Тема №8. Теория и методика журналистского творчества

Целевая установка: Уяснить информационные, культурно-просветительские, рекреативные функции журналистики как системы, а также иметь понятие что значит функциональная структура отдельных изданий и программ. Понять суть - журналистское произведение, социальный фактор и описание, проблема достоверности социального факта.

После изучения данной темы слушатели смогут:

Система жанров журналистики. СИСТЕМА (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового искусства вообще. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Встречаются:

Событийная информация – фактологическое описание. Анонс-информация, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах. Аннотация - предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Сюда же можно отнести - Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Информационная корреспонденция - отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Аналитическая корреспонденция. Содержит в себе сообщение о событии, явлении. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

Комментарий. Цели комментария - направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого события; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме.

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов. Бывают - общеисследовательская статья – ставящая общезначимые, широкие вопросы; Практико-аналитическая статья – актуальные практические проблемы промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Полемическая статья – спор, короче, диску3ссионный обмен мнениями с окончательным выводов автора. Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами.

Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода: Метод Экстраполяции – проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее. Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных признаков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают. Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что сложные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда факторов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами), публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой). Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным «оценщиком».

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. В очерке используются также три вида сюжетов: Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях. Ассоциативный - когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Выделяют: портретный очерк, проблемный очерк, путевой очерк.

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. От фельетона отличается тем, что здесь используются такие методы художественно-публицистического осмысления как гротеск, гипербола, ирония, сарказм.

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Пародия. Предметом могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления в прессе создать пародию, — это гипербола, гротеск, литота, ирония.

Сатирический комментарий. Похож на аналитический, только здесь другая цель – высмеять тот феномен, к которому было привлечено внимание автора.

Житейская история - описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека». Житейские истории создаются с помощью художественного метода, то есть при помощи фантазии автора.

Методологические основы журналистского творчества

Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации этой задачи. Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR- материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист или PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.

Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому здесь имеют место, как точные данные, так и гипотезы, носящие характер наиболее вероятного предположения. В журналистике и PR методологическая основа процесса сбора информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист или работник PR в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы. При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению. Чем точнее журналист или PR работник представляет себе, какие именно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс. Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях предварительное ознакомление с проблемой. Опытные журналисты не только не пренебрегают возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами до того, как приступают к практической работе - будь то написание короткой заметки или подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого любую возможность. Во время изучения литературы, я обнаружила, что методы сбора информации столь разнообразны и инвариантны, в такой степени зависят от контекста, что даже приблизительное, беглое их описание заняло бы огромный объем текста.

Для журналистики и PR существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя такая классификация в известной степени условна - их можно разделить на три группы:

Коммуникативные методы. К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста или PR-man. Разумеется это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос. К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п. Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Данный метод характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити, т. к. этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот метод свойственен радио и телевидению.

В опросах также выделяют фокус-группы -метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного PR- продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем.

Некоммуникативные методы (документальные и физические) Крайне важно в работе журналиста использовать все доступные информационные массивы для получения информации. Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т.д. Для PR мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Важно достаточно представлять картины работы СМИ, его сферу деятельности, точку зрения главного редактора, кто стоит за газетой, т.е. её учредителей. Также важным является выявление рейтинга СМИ, в результате определяем на какую целевую аудиторию рассчитана информация.

Технические средства также крайне разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.д. Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем подробнее. Достаточно сказать, что в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции. Именно такой принцип лежит в основе жанра риэлти, являющегося крайне популярным в наши дни жанром художественной публицистики («Телефон спасения 911», «Первая городская клиника» и т.д.). В передаче «Городок», многих газетах журналисты используют эксперимент- розыгрыш, чтобы с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот метод удобен, т. к. он минимизирует затраты и возможно узнать о реакции аудитории или целевой аудитории.

Аналитические методы. В первую очередь характерные для науки аналитические методы получения информации крайне эффективны в тех обстоятельствах, в которых по разным причинам трудно или невозможно получить исчерпывающих данных другими, рассмотренными нами методами. Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические события в силу тех или иных причин становящиеся социально значимыми и актуальными. В этих случаях получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, попросту невозможно. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов - слишком много. Аналитические методы науки крайне разнообразны, и перечислять их все достаточно затруднительно. Приведем лишь краткую классификацию:

Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)

Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как «обставляют» телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).

Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.

Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.

В PR особенно можно выделить анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа - перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста или PR-работника, его опыта, интуиции и профессионализма.

Необходимость изучения творчества журналиста обусловлена тремя обстоятельствами. Во-первых, потребностью самой социальной практи­ки, в развитии которой средства массовой информации играют все возрастающую роль. Во-вторых, идеологическими целями, стоящими перед средствами массовой информации. И, в-третьих, логикой самой теории журналистики, где анализируется система технологических операций на основных этапах деятельности журналиста, исследуется познавательный и психологический механизм творчества. Творческое решение агитационно-пропагандистских и организатор­ских задач в журналистике предполагает не только владение имеющими­ся знаниями, методами и формами деятельности, но и открытие новых знаний, методов и форм, соответствующих социальной обстановке, требованиям аудитории. Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значи­мое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техни­ки, искусства, журналистики и т.д. Творчество рождается, когда рабо­та, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречие преодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения.

Особенность журналистики как рода творчества состоит в прямой, непосредственной зависимости от социальных отношений, от политической практики и идеологии. В свое время Перестройка создала благоприятные условия для журналистов, стимулировала их творческую активность в постановке и поиске ре­шений кардинальных проблем нашей жизни. Мелкотемье, скольжение по поверхности, подмена насущных вопросов надуманными, второ­степенными темами стали осознаваться как проявление косности и консерватизма в журналистском деле. Прямая, непосредственная связь журналистского творчества с практикой обнаруживается в оперативнос­ти, актуальности публикаций, в том, на каком качественном уровне печать удовлетворяет общественную потребность в социальной инфор­мации, потребность в знаниях, нормах, ценностях, осознание и при­нятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, класса, общества в целом.

Глубинная сущность и форма проявления процессов, как правило, не совпадают. Но вместе с тем именно глубина вскрытия этой сущности и определяет уровень мастерства журналиста и качество журналистского произведения. Даже в журналистике факта вопросы «Что считать фактом?» и «Что же, собственно говоря, произошло?» являются бесконечно глубокими. Обыденное сознание, то есть представление о мире как о некой неизменной упорядоченной целостности, для журналиста неприемлемо. В этом случае его деятельность сведется к констатации упорядоченности либо выявлению фактов нарушения этой упорядоченности без попыток понимания сути явлений. Познавательная деятельность будет уподоблена бегу вокруг оси, когда при любом количественном значении результата деятельности качественные параметры журналистского исследования действительности (выявление новых объектов и взаимосвязей) остаются нулевыми.

Также неприемлемо для журналиста сознание догматическое, то есть восприятие жизни с позиции той или иной идеологии. Виктор Суворов в книге «Освободитель» сравнивает мыслительный процесс в промытых советской пропагандой мозгах человека с движением колонны зэков в окружении охраны с собаками. Неважно, что в мире есть еще что-то, кроме бараков и колючей проволоки. Для зэка ничего этого нет. Нет и многих явлений действительности для ослепленного идеологическими догмами. Вся журналистская деятельность подобного субъекта сведется к бесконечному и бессмысленному поиску подтверждения правоты своих взглядов при подлинно наплевательском отношении к действительности. Соответственно, ни о каком поиске истины в идеологически зараженной журналистике не может быть и речи.

В принципе, данные виды сознания являются ущербными для любого человека. Но ввиду того, что журналист является ретранслятором информации, его ущербное понимание действительности в случае некритического восприятия сознанием реципиента (особенно подвержены некритическому восприятию дети, лица с невысоким интеллектом, а также сами носители того или иного типа ущербного сознания) и включения данной информации в его тезаурус на правах релевантной представляет опасность для воспринявшего, так как журналистская информация при отсутствии опыта практического взаимодействия может приобрести статус управляющей в данной подсистеме мышления реципиента и, соответственно, при дезориентации привести действию или бездействию реципиента в той или иной ситуации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В качестве эталонного рассматривается восприятие журналистом окружающей действительности не как «готовых законченных предметов, а совокупности процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются». Иными словами, в основе успешной познавательной деятельности журналиста лежит восприятие действительности как системы, то есть совокупности элементов, связей и зависимостей. Причем эти элементы, связи и зависимости находятся в постоянном развитии. И функция журналиста заключается в фиксации социально значимых стадий развития данных категорий окружающей действительности. Журналисту, как любому исследователю, приходится иметь дело «со множеством форм и типов процессов развития, отличающихся друг от друга по своей структуре: очевидно, одно дело - элементарные процессы, т.е. процессы развития отдельных составляющих системы (элементов, связей), другое - процессы развития сложной зависимости внутри системы или системы в целом». Помимо элементарных процессов имеют место неэлементарные, представляющие собой сложные переплетения, зависимости элементарных процессов.

К элементарным процессам относятся: процессы возникновения элемента, процессы возникновения связи, процессы преобразования связи, процессы подчинения и преобразования связи системой. Разумеется, выявление и очерчивание границ практического воплощения данных категорий в каждом конкретном случае в значительной мере условно, однако их использование в процессе осмысления явлений действительности дает возможность большего приближения к истинности, нежели очень часто встречающееся поверхностно-эмоциональное восприятие с включением того или иного стереотипа мышления либо с подготовленным вовлеченным лицом вариантом понимания и толкования явления, когда журналист фактически используется как канал распространения не им произведенной информации. Далее рассматриваются виды элементарных процессов и конкретизируется их роль в познавательной деятельности журналиста. Возникновение элемента происходит путем превращения или дифференциации. При превращении старый элемент системы, характеризующий предшествующее ее состояние превращается в другой, новый элемент системы, характеризующий последующее ее состояние. При дифференциации происходит превращение «одного элемента в два (или несколько)». Для журналиста в данном случае важно установить, был ли процесс вообще, причем как может скрываться (необязательно умышленно) имевший место процесс возникновения элемента, так и афишироваться фиктивный процесс возникновения элемента, т.е. когда на самом деле возникновения элемента не произошло.

Журналисту необходимо быть также предельно осторожным в назывании возникшего элемента, так как неверно выявленная главная (ситуационно главная) характеристика возникшего элемента приводит к искажению в журналистском материале вплоть до неустранимого (т.е. невозможности выявления реципиентом истинной (разумеется, относительно истинной) сущности представленного в журналистском материале элемента путем критического восприятия материала).

Возникновение связи происходит путем раздвоения, обособления сторон единого целого и путем функционального преобразования элемента. Раздвоение и обособление сторон единого целого отличается от дифференциации элемента тем, что «результатом раздвоения и обособления сторон является связь обособившихся элементов». Возникновение связи путем функционального преобразования элемента заключается не просто в приобретении старым элементом нового качества - это самая поверхностная, бросающаяся в глаза определенность процесса, но в образовании новой связи этого старого элемента, отличной от всех тех исторически предшествующих его связей, в которые он входил в качестве члена. Выявление значимой новой связи - гораздо более сложная задача, нежели выявление нового элемента. Связи не материальны. Процесс образования и разрушения связей постоянен, и отследить момент, когда новая связь прочно включилась в систему связей элемента либо старая связь прекратила свое существование, то есть влияние на элемент, невероятно сложно, особенно стороннему человеку, которым, как правило, является журналист (здесь несколько проще людям, пришедшим в журналистику из других сфер деятельности и специализирующимся в журналистике на этих сферах, например, бывшим военным, милиционерам, экономист ам и т.д.). Близость к истине мнений экспертов более чем относительна по вышеизложенным причинам. В то же время запаздывание с оповещением общественности о появлении социально значимой связи чревато как потерей данной информацией категории новизны, и, соответственно, выходом данной информации из категории журналистской (в оптимистичном варианте, когда данная вновь появившаяся связь становится общеизвестной независимо от журналиста/журналистов), так и дезориентацией реципиента, когда недоучет новой связи способен повредить реципиенту при дальнейшем практическом взаимодействии с данным объектом. Преобразование связи заключается в «возникновении новой формы связи старых элементов системы, поставленных в ее новое состояние» при «видимой неизменности старых элементов системы и действительным появлением у них новых функций». Преобразование связи является еще менее очевидным на первый взгляд элементарным процессом, однако его выявление позволяет действительно держать руку на пульсе событий в данной сфере действительности. Для журналиста с априорно малой возможностью для углубленного изучения объекта возможность самостоятельного выявления преобразования связи невысока.

Подчинение и преобразование связи системой заключается как в возникновении новой связи внутри системы, так и в преобразовании старой связи. Причем преобразование связи в данном случае включает в себя подчинение этой связи системой. Данный элементарный процесс является самым сложным из вышеперечисленных. В отношении возможности журналиста выявить данный элементарный процесс справедливо сказанное в предыдущем абзаце о возможности журналиста выявить преобразование связи. Вышеперечисленные элементарные процессы являются составной частью неэлементарных. То есть, помимо углубления в выявлении и понимании элементарных процессов действительности, необходимо постоянное расширение и углубление понимания контекста происходящего, причем учитывая постоянную многоуровневую изменчивость объекта изучения (имеется ввиду гиперобъект - вся окружающая действительность).

Деятельность журналиста в некоторой степени уподобляется деятельности ученого, однако, с одной стороны, журналист при своем исследовании ограничен во времени и ресурсах предварительных знаний, но с другой он имеет право (и должен!) вносить в свою работу эмоционально-чувственный и эвристический компоненты, что принципиально отличает журналистские произведения от научных и придает журналистике черты интеллектуальной разведки и интеллектуального экспериментирования в деле познания действительности человеком.

Резюмируя вышеизложенное, деятельность журналиста заключается в выявлении и фиксации элементарных и неэлементарных процессов окружающей (социальной) действительности путем научных и вненаучных методов и последующее воспроизведение выявленных и зафиксированных процессов исходя из глубины их понимания. Противоположностью данному подходу (что представляет собой «путь наименьшего сопротивления» в журналистике) является «поверхностность, односторонность, шаблон в отображении событий, процессов, личностей.

Этапы перехода от запечатления непосредственной данности к рассуждениям различных степеней общности с неизбежностью предполагают активное овладение закономерностями диалектического мышления. Если журналист, передавая существо конфликта, остается в позиции внешнего наблюдателя, если он не обладает умением проникнуть в его суть, пережить изнутри, осветить своим отношением, аудитории передастся подобное пассивное безразличие. Именно при таком поверхностном подходе рождается нетворческое искушение подмены глубинного, кардинального противоречия, лежащего на магистральном пути данного события, вторичным, случайным, не самым существенным. За поверхностно обнаруживаемым противоречием неизменно кроется более глубинное, более сущностное, породившее первое, и недостаточно лишь понимать это, столь же важно провести дополнительный поиск. Собственно говоря, этот поиск - то, за что журналист получает зарплату.

Безграничность связей, которыми любое явление связано со всем его окружающим, дает возможность находить практически бесконечное число вариантов его отображения в журналистском материале. Таким образом, определяющими в процессе создания журналистского материала (журналистский поиск является составной частью процесса создания материала и, будучи начатым до начала реализации замысла журналиста на материальном носителе, поиск (применимо к данному материалу) заканчивается в момент окончания создания журналистского произведения) - данное утверждение не относится к так называемой «заказной информации», где поиск может вообще не вестись, а деятельность журналиста сведется лишь к оформлению навязанной внешне информации в журналистскую, используя законы жанра) - являются интеллект и совесть журналиста.