logo
курс лекций ТИПМИ Марков

Тема №15. Профессионально-этические правила и нормы: законодательство в журналистике.

Целевая установка: Уяснить оособенности развития СМИ на современном этапе, также воздействие идеологических факторов, морально-этических, нравственных и правовых норм в информационной политике СМИ; понять этические аспекты, криминологические аспекты СМИ.

После изучения данной темы слушатели смогут:

Общественные институты журналистики. Идея о том, что СМИ - это институт массовой коммуникации, действующий по определенным правилам, стала общим местом. Теперь не нужно доказывать, что массовая коммуникация как система, обеспечивающая оперативное производство и массовое распространение смысловых конструктов, ядром которых являются способы жизнедеятельности в изменяющихся условиях, порождает (используя, разумеется, уже имеющиеся в обществе элементы) совокупность общественных институтов и видов деятельности, обеспечивающих ее функционирование и развитие. Одним из таких институтов являются средства массовой информации, а одним из видов деятельности, обеспечивающим функционирование этого института, является журналистика. СМИ как социальный институт, задают журналистике нормативные установки, правила профессионального поведения, которые устанавливаются на основе определенных принципов и носят характер закона, а также реализуют стимулирующую, а иногда принудительную функции (через запреты, разрешения, обязательства и пр.). Как и любой общественный институт, СМИ возникают в ответ на общественную потребность в объективном процессе разделения труда, а в более общем плане – в процессе дифференциации человеческой чувственно-предметной деятельности и общественных отношений. Потребности и условия их удовлетворения формируют соответствующие интересы и целевые установки, которые и выступают уже непосредственными детерминантами генезиса становления и развития общественных институтов. Поэтому одна из специфических особенностей возникновения последних состоит в том, что они есть результат совместной целенаправленной деятельности группы людей, реализации их целевых установок.

Институционализация деятельности предполагает известную стандартизацию этих установок, закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства. Это означает, что СМИ в целом представляют собой не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности. Эти правила, нормы, ожидания объективируются в виде определенного статуса людей, обеспечивающих функционирование системы массовой информации, а также в виде ролей, исполнение которых возлагается (а иногда навязывается) на людей, ассоциирующихся с данным институтом.

В этом смысле СМИ, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения, то есть реализации вполне определенных функций. Но так же, как поведение отдельного индивида может быть девиантным (отклоняющимся) в положительном или отрицательном смысле, так и функционирование того или иного социального института может совпадать с социальным заказом и ожиданиями других социальных институтов, а может и не совпадать. Уклонение от выполнения возложенных на него функций (или несогласованные отклонения) грозит данному общественному институту (а конкретно – представляющим его индивидам) различными санкциями.

В настоящее время в России существует много институтов, целью которых является защита различных интересов и прав журналистов. Большая численность подобных институтов связан с защитой прав журналистов, так как специфика профессии и постоянные столкновения с зажимом и информации и расправами за гласность, все еще, увы, являются частью нашей действительности. Несмотря на то, что существует профессиональный союз журналистов (о нем ниже), тем не менее, и при Союзе и вне его происходит организация общественных институтов, работающих в формате, о котором сказано выше. Приведем пример одного из таких

Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ является некоммерческой, неправительственной правозащитной организацией, основной целью которой является защита профессиональных прав журналистов, оказание им квалифицированной юридической помощи. Центр работает в семи областях Центрально-Черноземного региона России - Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Тульской и Рязанской областях. Цели деятельности Центра: становление института свободы слова как элемента правового государства; защита прав и законных интересов редакций СМИ и журналистов; расширение практических возможностей журналистов и общества в целом для отстаивания своих конституционных прав на свободное получение и распространение информации; правовое просвещение в области прав человека и законодательства о СМИ. В основе деятельности Центра лежат следующие принципы: анализ и оценка информации с точки зрения Закона; независимость экспертов Центра; невмешательство во внутриредакционные и межрудакционные конфликты; неучастие в политической деятельности на всех уровнях; открытость Центра для сотрудничества; равное отношение к редакциям и журналистам, вне зависимости от их рейтинга, политической и иной направленности. Правовая неграмотность журналистов часто играет с ними в игры, заканчивающиеся в суде. Для того, чтобы качество прессы отвечало требованиям закона, чтобы обязанность журналистов сообщать обществу о всех его проблемах и «болезнях» не вступала в противоречие с его законными правами и интересами, Центр постоянно проводит правовые семинары и тренинги для журналистов, разъясняя им перипетии законодательства, передавая им необходимые правовые знания, которые они могут использовать в ежедневной практике как технику юридической безопасности. За время работы Центр провел более 40 семинаров для журналистов региона, в том числе с участием представителей государственных органов власти, областных прокуратур и Генеральной прокуратуры РФ, правозащитных организаций. В семинарах приняли участие более тысячи человек, представители более 250 редакций СМИ региона. Еще один пример:

Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:

подготовка и издание специальной литературы.

Еще один проект - Независимый экспертно-правовой Совет (НЭПС) и Союз журналистов России открыли горячую линию юридической помощи журналистам. В рамках горячей линии Вы можете получить юридическую консультацию по трудовому, гражданскому, административному и уголовному праву в сфере профессиональной деятельности журналистов. Здесь оказывают содействие в создании профсоюзных организаций в редакциях СМИ; заключении коллективных договоров; урегулировании взаимоотношений журналистских коллективов с редакторами и учредителями СМИ; Квалифицированные юристы помогут защитить интересы в суде по делам о незаконном увольнении; о воспрепятствовании законной деятельности и давлении на журналистов; о цензуре; о защите чести и достоинства; об обвинении в клевете.

Таким образом, мы видим существующее стремление к социальной и правовой защите журналистов, осуществляемых без участия государства, но в определенной степени поощряемой им.

Общероссийская общественная организация «Союз журналистов России», является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России. (Пункт 1.1 Устава Союза журналистов России). Целями и задачами СЖР являются: содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов; содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению гарантий права граждан на оперативное получение всесторонней и достоверной информации по каналам электронной и печатной прессы; содействие распространению средствами массовой информации идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, экстремизмом и терроризмом; участие в создании необходимых условий функционирования средств массовой информации Российской Федерации, укрепления и развития материально-финансовой базы, обеспечения их профессионально-творческой независимости; формирование культуры честной и свободной журналистики, базирующейся на общепризнанных принципах профессионального поведения и этики; поддержка независимости и плюрализма средств массовой информации; противодействие любым попыткам установления прямой или косвенной цензуры; защита прав и свобод журналистов, их экономических и профессионально-творческих интересов, авторских и смежных прав, чести, достоинства и деловой репутации; сотрудничество с профессиональными союзами, объединяющими журналистов, в целях содействия росту материального благосостояния и социального обеспечения, улучшению условий труда, быта и отдыха работников средств массовой информации, забота о ветеранах журналистики; развитие системы журналистского образования и повышения профессионально-творческого уровня российских журналистов; привлечение внимания общества к положению дел в средствах массовой информации, укрепление общественного доверия к печатной и электронной прессе, повышение социальной роли журналистов и журналистики; сотрудничество с отечественными и зарубежными средствами массовой информации; участие в международном журналистском движении, сотрудничество с Международной федерацией журналистов, отечественными и зарубежными журналистскими организациями; сотрудничество с международными правительственными и неправительственными организациями в области средств массовой информации; содействие внедрению международно-признанных профессиональных стандартов журналистики и журналистского образования в российскую практику, выработка отечественных профессиональных стандартов, контроль за их соблюдением; содействие развитию индустрии печатных, электронных и иных средств массовой информации; организация работы с молодыми журналистами; популяризация лучших образцов творчества мастеров российской журналистики; разработка концепций развития организационно-массовых форм сотрудничества журналистов, средств массовой информации, изучение и распространение практического опыта; участие в совершенствовании российского законодательства о средствах массовой информации, содействие имплементации международных норм, касающихся деятельности средств массовой информации и журналистов.

Приведем ниже Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилия, оскорбления, морального ущерба, диффамации.

Социально-этические и правовые принципы в организации работы СМИ.

Типичный информационный продукт сегодня должен быть как можно более востребован среди его массового потребителя. Под типичностью здесь следует понимать апробацию в обществе некого первичного (оригинального) информационного продукта, который был принят (реализован) успешно, следом за которым возникла индустрия аналогов – этакий конвейер информационных штамповок.

Обсуждая перспективный информационный поток - информационный проект (а под таковым мы признаем любой, ориентированный на массовое сознание информационный продукт – ток-шоу, поп-шоу, телесериал, репортаж, статья, журналистское расследование, новостная информация, отчет, рекламный модуль, реплика, комментарий и т.д.), основное внимание в нем уделяется именно экономическим факторам – затратности проекта и его вероятной прибыльности. Соответствие же данного информационного проекта существующим социальным духовным нормам, требованиям морально-нравственных категорий, этике, эстетике остается на втором плане, а нередко и вовсе не учитывается.

Понятно, что именно такой подход к информации СМИ, как разновидности бизнеса, и составляет ее нынешнее лицо. И привлекательных черт в этом лице за последние годы, к сожалению, появилось не так уж много, и это при том, что отрицательные черты за это же время достигли немалого совершенства.

Массовый информационный продукт сегодня в целях его успешной в обществе создается, как правило, с учетом нынешнего интеллектуального состояния общества, о чем было сказано в коммуникативной характеристике СМИ выше. То есть, информационный проект «обречен» на успех, когда он подстраивается под общественные вкусы и мировоззренческие стандарты – и чем упрощеннее, агрессивнее, пошлее, примитивнее будет выполнен проект, тем больше шансов на его востребованность у среднестатистического потребителя информации. «Поменьше морали – побольше насилия и секса», - так, в принципе, можно сформулировать особенности нынешнего типичного информационного воздействия СМИ на общество в России.

Опасность здесь заключается в том, что СМИ, как уже говорилось, играют колоссальную роль общественного воспитателя и учителя. И каким информационным продуктом они «кормят» общество, таким оно в целом, как духовное людское сообщество, и получается. Руководители английской ВВС утверждали – если мы неделю будем показывать в прайм-тайм обезьяну, общество будет принимать ее как звезду. В этой циничной, но объективной фразе заключена вся великая мощь воздействия СМИ на человеческое сознание.

Чем больше информационный продукт насыщен упрощенческим и пошлым содержанием, тем меньше в нем прослеживается какая-либо социально-этическая установка, а то и вовсе отсутствует. Классическим примером такого продукта может служить известный телепроект «Дом-2» (ТНТ), в котором предельно отчетливо сфокусированы все особенности современного производства успешного масс-медийного информационного потока. В данном телевизионном шоу, по своей сути не имеющим аналогов в России, вследствие чего, пользующимся достаточным спросом у потребителя и достаточным вниманием рекламодателей и инвесторов, учтены ведущие психологические и интеллектуальные особенности восприятия информации среднестатистическим современным россиянином, последние двадцать лет активно подвергавшимся соответствующему «облучению» СМИ рыночной ориентации. Успех проекта «Дом-2» еще лет пятнадцать-двадцать был бы невозможен, так как уровень психологического и интеллектуального иммунитета общества против примитива и пошлости был более высоким, чем сейчас, и подобное телешоу вызвало бы резкое общественное неприятие. Но прошедшие десятилетия эффективного духовно-нравственного разложения личности, ее морально-этической деградации и развращения, осуществленные при активном воздействии информационных потоков, постепенно снижавших планку социальной ответственности и прививавших общественному сознанию все более низкие нормы социального поведения, сделали свое дело. Теперь даже воинствующая откровенная нравственная распущенность может восприниматься как современная форма и даже норма реальности, например, как в древнем Риме воспринимались оргии.

В «Доме-2» профессионально используются низменные человеческие влечения. Например, используется так называемый эффект «дверного глазка», суть которого заключается в любопытстве и жажде подглядывания за чужой жизнью. Этот эффект внедрялся в массовое сознание уже на более ранних телепроектах, таких как, скажем, – «Голод» и «За стеклом», в результате которых общество уяснило, что подглядывание, оказывается разрешено, то есть – легально, и при этом хоть и отдает аморальностью происходящего, но завлекательно. В данном проекте цинично и профессионально эксплуатируется тематика любви и интимных отношений, обсуждаемых публично (в чем и заключен основной интерес к «Дому-2»), то есть к чему допущен в качестве необходимого соучастника – соглядатай, то есть, – зритель. Расчет на обязательную публичность того, что обычно является делом двоих, - это и есть реализация эффекта «дверного глазка». Когда грязное белье выносится прилюдно на обсуждение, когда деловито и, разумеется, публично судится-рядится при императивной воле ведущих проекта – кто кого должен любить или кто с кем должен это делать (что очень смахивает на пастухов, вешающих в стаде бирки коровам и быкам) и это делается ежедневно в течение ряда лет, понятно, что какие-либо морально-нравственные и иные общечеловеческие ценности здесь извращены или находятся в полном упадке. Кстати, потому на этом общем фоне данного шоу даже убогость, агрессивность и ненормативность лексики персонажей кажется разумеющимся, а то и обязательным условием его бренда.

На кого рассчитана подобная информационная продукция? Ответ прост – на всех. На всех, кто подготовлен к ее восприятию собственным соответствующим уровнем социально-этического и умственного развития. Автором этой книги был проведен опрос студентов ряда факультетов 4-го курса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (всего около 100 человек) об отношении к данному телепроекту. Крайне негативно о нем высказались 69% респондентов, 21% - негативно, 2% - нейтрально, 8% - положительно. Среди причин негативного отношения были указаны – пропаганда сводничества и ненормальных сексуальных отношений - 47 %, отрицательное отношение к личности главной ведущей – 39%, аморальность и неестественность происходящего – 9%, отрицательное отношение к персонажам и их поведению – 5%. Среди позитивно относящихся к данному шоу симпатии вызвали – откровенный разговор на темы, волнующие молодежь – 63%, любопытная и интересная программа – 23%, личность главной телеведущей – 14.

Вне сомнений, что будь такой опрос проведен в ином ВУЗе Северной столицы (возможно, и в других городах) общая тональность и процентное соотношение ответов поменялись ненамного. Потому что студенты в основной массе интеллектуально более развиты, чем иные их сверстники, и более активны и откровенны в оценках, чем иные категории общества. Но даже в этой прослойке (интеллектуальной общественной прослойке!) около 10% положительно воспринимают этот информационный проект. А 10% - это приличный рейтинг любого информационного проекта СМИ, включая и телевидение. А если провести подобный опрос, скажем, среди молодежи (не студентов), среди сельских жителей, среди, скажем, полумаргинальных слоев населения, то рост позитивного отношения к проекту будет куда выше.

Почему так много места было уделено разбору одного телепроекта? Потому что на данном исследовании показана общая и типичная картина особенностей производства информационных потоков и степени их воздействия на массовое сознание.

Например, вышесказанное с учетом разве что специфики того или иного информационного проекта, можно всецело отнести к другим проектам ТНТ – сериал «Счастливы вместе» или шоу «Комеди клаб», также сделанных высоко профессионально и рассчитанных явно на не взыскательный, не критический, не интеллектуальный, но - на массовый уровень потребления, и достигших главной своей цели – финансовой выгоды. Это же можно сказать и о печатной продукции, особенно продукции так называемых таблоидов, прямо рассчитанных на эксплуатацию такого же непритязательного вкуса массового потребителя. Чем скандальнее, чем невероятнее, чем пошлее, чем грязнее, чем эротичнее, чем скабрезнее будет заложенный в таких изданиях информационный продукт, тем быстрее он окупится. Следует заметить, что «желтизна» коснулась и федеральных печатных изданий, которые идя на поводу у массового читателя, предлагают ему соответствующую его запросам и интеллектуальному уровню сомнительную информационную продукцию.

В погоне за читателем многие газеты и журналы не останавливаются ни перед чем. Мы как-то свыклись с обнаженными натурами, в эротических позах заполонившими первые страницы многих изданий; с вульгарными «кричащими» заголовками; с содержанием того или иного журнала или газеты, отдающего выгребной ямой.

При этом, не являясь даже подростковыми, многие издания явно ориентируются на несовершеннолетних, предлагая им сексуальную, скабрезную, завлекающую информацию в расчете не на просвещение подростков, а на их карман.

Какого рода информация является определяющей среди тех же таблоидов хорошо видно на примере заголовков одного типичного номера газеты «Мегаполис-экспресс». Перечислим наиболее «привлекательные»: «Крутой секс в Сибири», «На курортах орудуют чайки-людоеды», «Понаровская одевалась вместе с папой римским», «Нелегал пересек границу в презервативе», «Деревенские отдаются за пятачок», «К едрени матери отправимся на катере», «Требуются уроды с приятной внешностью», «Мочились два товарища: Кирилл и Мефодий», «И мух гоняли, и сестру насиловали», «Вам чашку кофе или сразу разденетесь?», «Бесполезно травить тараканов и тещу», «Куда сдавать оторванные уши?», «Бабушку подавали с пищевыми добавками», «Члены хорошо клевали на мормышку», «На бельевой веревке сушили труп», «И тогда все дети повесились», «Проститутка резала глотки в экстазе», «Дворняжки пожирали гениталии и чавкали», «На таможне предъявили череп в бюстгальтере», «Стрельба из интимного места»…

Содержание информации под перечисленными заголовками не уступает им. Например, в материале «Стрельба из интимного места» описываются ночные бары Тайваня с детальным изображением представлений, устраиваемых проститутками для завлечения клиентов, включая предельно шокирующие сцены. В другой публикации рассказывается скабрезный случай в индонезийской столице, где местная полиция заставила двух американских туристов прилюдно заниматься гомосексуализмом. В целом характер публикаций можно классифицировать следующим образом: вульгарно-эротического содержания, криминально-эротического содержания, криминальной хроники, политических скандалов, домыслов, слухов и сенсаций, зачастую не подтверждаемых, событий так называемой светской жизни.

Заметно изменились и язык журналистов (он стал беднее, шаблоннее, безграмотнее), и манеры их поведения - цинизм и вульгарность нередко являются творческим стилем многих теле- и радио ведущих различных программ, особенно рассчитанных на молодежные аудитории.

Обычным явлением стала так называемая «джинса» - публикация или демонстрация, или озвучивание заказных, ангажированных материалов в интересах определенных физических или юридических лиц против их конкурентов и противников. Эта «джинса» нередко выражается в злонамеренных, умышленно реализуемых негативных материалах о конкретных объектах.

Таким образом, можно констатировать, что трансформация морали, нравственности и идеологии общества, как определенный результат рыночных преобразований в России и как следствие воздействия многих информационных потоков СМИ в условиях рынка, во многом деформировали духовный и культурный уровень общества, нередко не соблюдающего устои, нормы, сложившиеся традиции и интеллектуально-нравственный потенциал российского социума, способствуя нигилизму, равнодушию и криминализации внутреннего мира личности. Свобода слова, нагляднее всего почему-то нередко выражающаяся в формировании и реализации низкопробных, антидуховных и антикультурных информационных потоков, вошла ныне и явственно в тревожное противоречие с социально-значимыми устоями общества и на сегодняшний день, если она выражена в информационных формах, пропагандирующих асоциальные установки и нормы, во многом способствует социальной дезорганизации общества.

Наряду с возникновением доктрин и пропаганды западного образа жизни, и ныне достаточно тиражируемых российскими средствами массовой коммуникации, включая и СМИ, ориентированных не только на свободу личности, но и на условия ее жизни в рыночном обществе, то есть на прагматизм, на достижение материальных благ как важнейшую цель жизненных интересов и т.п., возникает и закономерное следствие - российское общество оказалось беззащитным перед сопутствующими в предлагаемом образе жизни идеологиями – идеологией предпринимательства, идеологией стяжательства, идеологией культа денег, идеологией безнравственности и насилия и др.

Эти тенденции уже отмечались российскими криминологами и тревожили их в начале рыночных реформ: «Ценности в обществе пересматриваются. Этому же способствует и изменение самой идеологии общества. И дело не только в отношении к частной собственности, а и в том, что в сознание все больше внедряется, что критерием оценки общественного положения является богатство; обязанность трудиться исчезла из ныне действующей Конституции Российской Федерации. Вместо этого лишь констатируется положение о том, что труд свободен».

Понятно, что условия современной российской жизни поневоле способствуют активизации некоторых негативных факторов в формировании личности, лишний раз подтверждая уже изученное отечественной криминологией положение, что антиобщественной мотивации часто предшествует неблагоприятное с социальной точки зрения формирование человеческой личности. Те потребности, социальные установки, ценностные ориентации, которые сложились у личности, в решающей степени определяют ее дальнейшее поведение в различных жизненных ситуациях. Это относится и к преступному поведению. Таким образом, совокупность неблагоприятных социальных условий, дистанцированность потребностей от возможностей их получения с одной стороны, торжество морали прагматизма, нарушения ценностно-нормативных представлений о жизни и духовный кризис с другой стороны усиливают воздействие криминальной идеологии на общественное и индивидуальное сознание.

Здесь СМИ нередко отражают фактическое состояние уголовной преступности, вольно или невольно способствуя внедрению в общественное сознание именно страха и неуверенности. Человек сталкивается с антиобщественными проявлениями почти везде, чувствуя собственную незащищенность и бессилие даже на мелком бытовом уровне, и он воспринимает это как данность. СМИ же уверяют его, что именно так все и обстоит, формируя обывательское кредо «лучше не связываться». Ибо при всей насыщенности СМИ криминальной информацией явно виден перекос на факты и перечисления непосредственно совершенных преступлений, но малозаметна информация о понесенных заслуженных наказаниях. Все это усугубляется существенным отсутствием доверия общества к правоохранительным органам. Средства массовой коммуникации в этом плане выполняют двоякую роль. С одной стороны, - способствуя в определенной степени общему духовному упадку общества, правовому и социально-правовому нигилизму, неверию в правовые и государственные институты и в их бессилие, как в оказании социальной помощи, так и в назначении справедливого наказания, - бесчисленное количество примеров чего приводят ежедневно средства массовой информации, соответственно отлагая в сознании личности искаженные ценностные ориентации поведения, жизненных установок, цели существования.

С другой стороны средства массовой коммуникации могут выполнять обучающую роль: 1) передатчика необходимой информации для ее использования в обычной уличной компании, полукриминальной группировке, устойчивом преступном сообществе; 2) образца выполнения преступных функций, например, в качестве истязателя, палача, убийцы и т.д.; 3) тактической подготовки определенной «операции» криминального направления; 4) рекомендателя тех или иных асоциальных установок и правил поведения внутри группы, подготовки и осуществления преступных действий.

Ярким подтверждением вышесказанного является телеканал НТВ нынешнего формата. Сетка вещания данного телеканала сегодня явно предназначена, мягко говоря, для людей с крепкими нервами. Ежедневно с частот НТВ на зрителя обрушивается лавина самой разнообразной «черной» информации, негатив которых заложен уже в самих программах и проектах НТВ – программа «Максимум», «Чистосердечное признание», «Русские сенсации», «Чрезвычайное происшествие», «Особо опасен», «Следствие вели…» и т.д. В них не только детально прокручиваются и смакуются сюжеты на потребу самого невзыскательного, а то и низменного вкусов, но и внедряется подсознательно что демонстрируемое составляет не пикантную, а основную духовную потребность индивидуума и общества. Например, какую смысловую, духовную (не говоря уж о других) нагрузку несут «исследования» таких сюжетов данных программ НТВ, как например, – «Восстановление девственности обойдется всего за 18 тысяч долларов»… Бесчисленные материалы о скандальных похождениях звезд различного пошиба и их знакомых и родственников. Выяснение сексуальных отклонений среди знакомых фигур. Жизнь уродов… Даже анонс телепрограмм НТВ сопровождается агрессивно-угрожающим дикторским тоном. В дополнение к этому телесериальная продукция канала напрочь соотнесена с криминальной тематикой – «Слепой», «Зона», «Висяки», «Бешеная», «Братаны», «Мамя, я киллера люблю», «Ментовские войны»… - весь прайм-тайм НТВ отдан под сериалы кровавых разборок, интриг, и даже – жизнеописаний! Некоторое время назад НТВ показало сериал под названием «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева». Таким образом, был явлен новый герой обществу – вместо «жизнеописаний» великих мужей России, людей, своими делами и судьбами возвеличивших страну, пришло время геройствующих бандитов – известного в двадцатых годах прошлого века питерского жестокого и безжалостного зверя. «Почин» НТВ, судя по всему, оказался подхвачен. И российский зритель уже на другом телеканале – РТР (государственном, кстати!) – мог внимать очередному жизнеописанию – Соньки-Золотой ручки.

Распространению подобной продукции немало способствует прагматичная ориентация СМИ на получение прибыли, и, разумеется, деньги не пахнут, даже если то, что было сотворено из-за этих денег, пахнет дурно.

Практически ежедневно все виды СМИ тиражируют на психику и сознание сограждан, включая и наиболее активную часть потребителей продукции российских масс-медиа (особенно телевизионных программ) – несовершеннолетних, огромное количество всевозможной продукции этой «массовой культуры», основная цель которой – поразвлечься, или, говоря тем же сленгом подростков – «оторваться», «побалдеть». Средства массовой информации, и, в первую очередь, телевидение, в неистощимом количестве извергают на общество боевики, триллеры, эротику, детективы, вестерны, музыкальные шлягеры, шоу-программы, игры и т.д. Как правило, подавляющая часть всей этой продукции при всем качестве форм весьма убога по содержанию, не насыщена здравыми идеями, порой лишена всякого смысла, не программирует в сознании активной жизненной позиции, а направлена на созерцание, потребление, развлечение, а нередко и на развращение вкусов, психики, поведения.

Исходя из этого, данную роль средств массовой информации можно назвать первой стадией воздействия на психику и сознание личности, которые потенциально приводят ее на путь общественной индифферентности, социальной апатии, нигилизма по отношению к нормам общежития, а то и правонарушений и преступлений. Непосредственно здесь фактор средств массовой коммуникации (в том числе и СМИ) не является причиной совершения антиобщественных поступков или преступных действий. Тем не менее, в этом плане можно с уверенностью говорить о так называемом подготовительном факторе средств массовой коммуникации. Этот фактор заключается в насыщенном, бесконтрольном, массовом влиянии на психическое развитие и формирование сознания личности, на незрелую и неустоявшуюся психику несовершеннолетних от псевдоморальных и псевдонравственных ценностей, примитивных и отрицательных норм, идей, воззрений, установок, принципов и ориентиров, отклоняющих и отупляющих поведение и позитивные интересы и устремления личности. Особенно подвержены такому влиянию подростки с выраженными акцентуациями характеров.

Вместе с тем, мы все чаще сталкиваемся с фактами, когда российская журналистика не только создает для общества информационные потоки, негативно воздействующие на социальные, психологические и нравственные ориентиры, ценности и основы общества, но и когда она вычленяет из своей среды реальных правонарушителей.

То есть, речь идет о том, что журналист не описывает, скажем, похождения рэкетира, а сам им становится. В начале 2008 года один за другим стали известны два случая, когда два журналиста обычных (даже не федерального уровня) изданий независимо друг от друга вымогали у известных лиц значительные суммы в обмен на публичное молчание относительно раздобытого ими на деятельность этих лиц или их компаний компромата.

Фактически, речь идет о шантаже, а если говорить точнее – о разновидности вымогательства. Любопытно, что эти факты не удивили российское общество, которое, судя по всему, привыкло ко всему. И если не чисты на руку чиновники или сотрудники правоохранительных органов, то чем лучше другие слои общества, которые заражены менталитетом наживы и далекой от идеала социальной действительностью.

В этой связи надо признать, что уровень доверия общества падает не только к самим СМИ, но и к журналистам. Последние десятилетия журналистской деятельности и не могли вызвать иное отношение. Культивируя в обществе сомнительную доступность к сомнительного рода информации, соревнуясь в скабрезности, пошлости, примитиве и потакании низменным общественным вкусам, тем самым, по сути, журналисты во многом, в оценке общественного мнения, выхолостили свою профессию, превратившись в этаких папарацци, роющихся в чужом белье и с восторгом предъявляя его на публичное рассмотрение.

Иными словами, уважение к профессии журналиста в обществе зависит от качества отношения к своей профессии самих журналистов.

Существование любого социума сегодня нельзя представить без взаимодействия со средствами массовой коммуникации, посредством которых в значительной степени осуществляется организация, спрос и потребление всевозможных коммуникативных отношений, характеризующих человечество. Аккумулируя в себе технические и творческие достижения мировой цивилизации, средства массовой коммуникации фактически представляют абсолютный феномен духовного совершенствования общества, его морально-этическую и нравственную оболочки, которые они в той или иной степени отражают и формируют.

В условиях, когда в мире доминирует рыночная прагматическая модель морали, информация также превратилась в товар. Причем товар – один из наиболее прибыльных и выгодных. Поэтому коммерциализация средств массовой коммуникации, включая и СМИ, является естественным процессом, все менее подчиняющемуся государственному регулированию. Коммерческая зависимость средств массовой информации вынуждает их создавать и отражать такую продукцию и информацию, которая ориентирована не на удовлетворение и воспитание высоких моральных, нравственных и духовных человеческих качеств, а на массовый потребительский спрос, воспринимающий более упрощенные формы коммуникационного воздействия (развлекательного, сенсационного, бытового, зрелищного и т.п. характера), которые зачастую предстают новоявленными нравственными истинами и нормами.

Весомую роль средства массовой информации приобретают в обществе, переживающем эпоху социально-экономических потрясений. Именно в подобные периоды средства массовой информации способны нести в себе положительный заряд (отражение идей объединения, национального единства и согласия, создание в общественном сознании чувства уверенности и т.д.) и отрицательный (идеи разложения и разрушения, создание в общественном сознании чувства неуверенности, страха перед грядущим и т.д.).

Примером такого общества является российское общество. Так, поспешное и не совсем умелое реформирование России в первой половине 90-х годов прошлого века, приведшее ее в конце концов осенью 1998 года к тяжелейшему финансово-экономическому кризису, что вызвало в обществе, как результат, социальную стагнацию, общественный разлад, духовный распад. Все это сопровождалось значительными моральными и нравственными деформациями в обществе, вызвало к жизни правовой и государственный нигилизм, исказило ценностные ориентиры нескольких поколений, унизило собственное национальное достоинство. Социально-экономическая обстановка в стране привела к небывалому росту преступности (в том числе в организованных и устойчиво-агрессивных ее формах), к коррупции, к мздоимству, к безнаказанности, к криминализации различных институтов управления государством с одной стороны; а с другой – к откровенной беспомощности государственной власти, к падению авторитета правоохранительных органов, к неверию общества в них.

Отринув коммунистическую идеологию и сформированную на ее основе мораль и принципы общежития, традиции и нормы, государство, приступившее к собственному реформированию, ничего не произвело взамен упраздненным идеологическим ценностям. В образовавшемся духовном вакууме возникли и постепенно развивались новые идеи и принципы, соответствующие происходящим в стране изменениям.

Огромную роль в этих негативных процессах сыграли СМИ, сами ставшие, в итоге, заложниками и жертвами разрушительных процессов.

С конца 90-х годов и по настоящее время в стране, наконец, начались созидательные процессы, восстанавливающие государственность, патриотизм, утраченные ценностно-моральные принципы, и эти процессы требуют скорейшей трансформации СМИ, которые должны стать помощниками в центростремительном и эффективном ускорении этих процессов. И на сегодняшний день эта миссия СМИ, во многом еще находящихся под действием инерции тех же самых 90-х, формы и методы, и идеологию которых они так глубоко восприняли, что не могут в одночасье все это отринуть, - так вот эта миссия пока еще не просматривается отчетливо.

114