logo search
ответы по СМК зачет2

17. Социологические исследования сми в структуре pr-деятельности: задачи, методы, функции.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Функции:

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция позволяет: определить научную проблему, сформулировать цели и задачи исследования;

Методическая функция позволяет разработать план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

Познавательная

Практическая

Нормативно-ценностная

Гносеологическая

Информационная

Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Они формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ

Методы:

Анализ существующих документов. Контент-анализ.( Именно анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы. Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.)

• Наблюдение.( Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.)

• Массовый опрос. Анкетирование и интервью.( В анкетировании(участник сам заполняет анкету) открытые и закрытые ответы, Интервью- записывается на диктофон, либо интервьюер сам пишет)

• Эксперимент.( Лабораторный эксперимент предполагает, что исследователь создаёт искусственную среду. Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда. Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.)

ВЫБОРКА

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной

совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число

респондентов (например, каждый десятый)

2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность

разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются

единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада,

если все родители представляют генеральную совокупность.)

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не

отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным

отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп

схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий

определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор

респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.