Тема 7. Средства массовой коммуникации и государственная власть: модели взаимодействия и реальная практика.
Средства массовой информации как "четвертая власть". Различия в понимании и роли средств массовой информации в политике: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Социально-политические и юридические аспекты осуществления принципа свободы слова и информации. Средства массовой информации и проблема конституирования демократических институтов общества. Интерпретация понятия «гражданское общество». Массовая информация в контексте базовых прав и свобод личности. Роль медиа в демократическом обществе: американская традиция анализа (Липпман, Дьюи, Миллс). СМК и публичная сфера в концепции Ю. Хабермаса. Основные проблемы современных медиа с точки зрения их общественной значимости (по тексту Д. МакКуэйла). Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства. Идеологический аппарат государства и варианты легитимационных стратегий. Взаимодействие средств массовой информации и государственной власти. Управление средствами массовой информации: модели, проблемы, тенденции. Государственная политика в области средств массовой информации в мире и Российской Федерации.
Масс-медиа в позднесоветский период. СМК и власть в годы перестройки. Медиа и власть на рубеже 1990-х годов. Новые экономические императивы в деятельности медиа с 1993-ого года. Медиа-олигархи. Президентские выборы 1996г.: олигархический консенсус. Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину и Медведеву. Основные тенденции изменения СМИ в 2000-х годах. Децентрализация постсоветских масс-медиа и проблема концентрации СМИ в России. Процесс регионализации российских СМИ.
- Тема 1. Социология массовых коммуникаций как научная дисциплина.
- Тема 2. Историческая эволюция массовых коммуникаций.
- Тема 3. История и современное состояние смк в России.
- Тема 4. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 5. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 6. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- Тема 7. Средства массовой коммуникации и государственная власть: модели взаимодействия и реальная практика.
- Тема 8. Средства массовой информации, общественное мнение и социальные проблемы.
- Тема 9. Механизмы и эффекты воздействия смк на целевые аудитории.
- Тема 10. Смк в информационном обществе и процессы глобализации.
- Тема 11. Pr-деятельность в пространстве массовой коммуникации.
- Тема 12. Реклама в средствах массовой информации.
- Тема 13. Социологические методы исследования массовой коммуникации.
- Тема 1. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 2. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 3. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- 1. Теоретический блок
- 2. Практическое задание