Тема 4. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
Предистория исследований: 20-30-ые годы - "Масс медиа и общественное мнение (У. Липпман). Ранний период исследований СМК: наличие ярко выраженного мейнстрима в исследованиях 1950-х годов (структурный функционализм, преобладание интереса к медиа-эффектам, ориентация методологии на естественные науки, количественные методы и прикладные исследования, имплицитный нормативизм). "Масс медиа и политический процесс" ((Г. Ласуэлл, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон), 40-50-ые годы - "Масс медиа и личность" (К. Ховлэнд, Дж. Клэппер), "Масс медиа и управление" (Н. Винер и К. Шеннон), 60-70-ые годы "Масс медиа и социальный контроль" (Ч.Р. Миллс, Г. Маркузе, Г. Шиллер, М. Бен-Багдикян). Структурно-функциональная традиция (Р.К. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл). Критическая традиция (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер). Тиражирование, копирование произведений искусства (В. Беньямин). Критика индустрии культуры Т. Адорно, М. Хоркхаймера. Критика общества потребления Г. Маркузе. «Развлекая себя до смерти»: взгляд Н. Постмана? Концепция идеологии (К. Маркс, Ф. Энгельс). Концепция идеологии Л. Альтюссера. Концепция гегемонии А. Грамши. Инкорпорирование идеологии в медиа-текстах – подход Дж. Томпсона. Инкорпорирование идеологии в медиа-текстах – подход Т. Ван Дейка.
- Тема 1. Социология массовых коммуникаций как научная дисциплина.
- Тема 2. Историческая эволюция массовых коммуникаций.
- Тема 3. История и современное состояние смк в России.
- Тема 4. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 5. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 6. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- Тема 7. Средства массовой коммуникации и государственная власть: модели взаимодействия и реальная практика.
- Тема 8. Средства массовой информации, общественное мнение и социальные проблемы.
- Тема 9. Механизмы и эффекты воздействия смк на целевые аудитории.
- Тема 10. Смк в информационном обществе и процессы глобализации.
- Тема 11. Pr-деятельность в пространстве массовой коммуникации.
- Тема 12. Реклама в средствах массовой информации.
- Тема 13. Социологические методы исследования массовой коммуникации.
- Тема 1. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 2. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 3. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- 1. Теоретический блок
- 2. Практическое задание