Тема 3. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
1.Структурно-функциональные модели массовой коммуникации как социальной подсистемы.
2. Основные функции массовой коммуникации.
3.Уровни социальной регуляции и саморегуляции системы массовой коммуникации.
Массовая коммуникация как социальная подсистема. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации. Р. Парк, Ч. Кули и У. Липман о массовой коммуникации как общении членов массы. Г. Лассуэлл о структуре и функциях коммуникации в обществе. Р. Мертон и П. Лазарсфельд о социальной роли массовой коммуникации. Основные функции массовой коммуникации: уровень общества (информационная, социальные связи, обеспечение преемственности, рекреативная, мобилизации); индивидуальный уровень (информационная, подкрепления самоидентификации, интеграции, социального общения, развлечения). Парадигма производителя информации и парадигма потребителя информации. Факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов. Профессиональные факторы и факторы групп интересов в отборе и использовании информации. Массовая коммуникация как средство "социального сцепления" и фактор социальных инноваций. Формы регуляции взаимоотношений в массовой коммуникации: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы.
Тематика контрольных работ
Контрольная работа состоит из двух вопросов. Задание 1. – вопрос из теоретического блока, Задание 2 – исследование электронной коммуникации по предлагаемому плану.
- Тема 1. Социология массовых коммуникаций как научная дисциплина.
- Тема 2. Историческая эволюция массовых коммуникаций.
- Тема 3. История и современное состояние смк в России.
- Тема 4. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 5. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 6. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- Тема 7. Средства массовой коммуникации и государственная власть: модели взаимодействия и реальная практика.
- Тема 8. Средства массовой информации, общественное мнение и социальные проблемы.
- Тема 9. Механизмы и эффекты воздействия смк на целевые аудитории.
- Тема 10. Смк в информационном обществе и процессы глобализации.
- Тема 11. Pr-деятельность в пространстве массовой коммуникации.
- Тема 12. Реклама в средствах массовой информации.
- Тема 13. Социологические методы исследования массовой коммуникации.
- Тема 1. История изучения массовой коммуникации: ранние подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 2. Современные подходы к изучению массовой коммуникации.
- Тема 3. Массовая коммуникация как социальная подсистема.
- 1. Теоретический блок
- 2. Практическое задание