Интернет-журналистика: метаморфоза профессии.
Несмотря на существенные исторические метаморфозы журналистской деятельности, в ней на любом этапе выделяются следующие компоненты:
новость – коммуникация – аудитория.
Запишем эту триаду несколько по-другому.
со-бытие – со-общение – человек.
Частица «со» позволяет прояснить сущностную роль журналистики, которая призвана обеспечить причастность (со-бытийствование) людей с тем, что происходит в действительности. Однако это событийствование осуществляется не непосредственно, а опосредованно через сформированный и, естественно, преображенный информационный образ, который подается, естественно, как факт. Хорошо, если это преображение заключается в привнесении собственного личного образа автора сообщения, содержащего его творческую человеческую сущность. Здесь мы имеем дело с художественной трансформацией реальности, его личностной рефлексией, оставляющей свободу для индивидуального восприятия. Хуже, когда это преображение осуществляется целенаправленно в интересах отдельных социальных групп и слоев. В этой ситуации реальность становится управляемой одними людьми, заставляющими других жить в комфортном для себя мире.
Журналистика формирует актуальную реальность и действительность. Если в прежние века реальность индивидуального бытия была в значительной степени независима от внешних информационных потоков, то сегодня это соотношение существенно сдвинулось в сторону смыслов, конструируемых информационными и социально-психологическими технологиями, а не порожденных реалиями. Даже простые материальные экономические категории постепенно вытесняются идеальными конструкциями. Например, бедного и больного человека проще и дешевле убедить в том, что он богат и здоров, чем в действительности обеспечить и вылечить. Именно в этом заключена особенность настоящего момента. Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Это значит, что те социальные образования, которые ответственны за информирование и коммуникацию, действительно получают атрибуты власти, причем, власти совершенно нового типа – над психологическим образом бытия.
Мощную поддержку в обеспечении выполнения этих новых властных функций оказывает развитие телекоммуникационных технологий и соответственно интернет-журналистики. Таким образом, интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом.
Что нового привносит в журналистику Web?
World Wide Web (WWW), или Всемирная паутина, является
ü интерактивной;
ü персонально ориентированной;
ü инфоцентричной;
ü мгновенной;
ü масштабируемой;
ü гибкой;
ü взаимосвязанной;
ü экономичной.
Интерактивность
Диалоговость, интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации. Причем, не только веб-журналистику, но и журналистику в целом. Это новая задача, очевидно, будет вносить существенные изменения в стилевые особенности журналистской работы, в организационные аспекты издательской деятельности и т.п. Паутина дает возможность не только что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию, и учиться у него кое-чему. Традиционные подходы, рассчитанные на абстрактного читателя, здесь не годятся.
Персональный подход
Появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.
Инфоцентричность
Встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение.
Мгновенность
Схематично сеть интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.
Измеримость
Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга, таким образом, оказываются автоматически встроенными в саму систему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Простой подсчет щелчков пользователей на рекламных материалах позволяет (приблизительно и даже с определенной точностью) определить, какой материал вызвал интерес, а какой – нет.
Гибкость
Позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживаятаким образом у них постоянный интерес.
Взаимосвязанность
Корни гипертекстового языка связывают с монашескими текстами XVIII века. В компьютерную эру гипертекстовый язык связывают с провидческим эссе Ваневара Буша 1945 года «As We May Think». Эссе содержит не только описание гипертекстового языка, но и предвосхищает микрофильмирование, цифровые фотографии, персональные компьютеры и другие современные технологии.
Экономичность
Небольшая веб-страница – бесплатная услуга провайдера при подключении к интернету. Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов– системой авторизации, баннерами, поисковыми средствами, системой безопасности и другими. Она требует привлечения высокопрофессиональных специалистов, а значит, и немалых затрат. И все же веб-издание при прочих равных условиях намного дешевле бумажного.
Все сказанное выше относительно интернет, wee и веб-журналистики останется непонятным без личного опыта работы в интернете и без его наглядного представления. К счастью, подобная визуализация интернета стала возможной.
- Информационное общество: понятие и сущность. (в тетради)
- История интернета: возникновение и развитие.
- Адресация и основные службы интернета.
- Особенности веб-среды.
- Интернет-журналистика: метаморфоза профессии.
- Медиаиндустрия и конвергенция.
- Функции интернет-сми.
- Появление и развитие интернет-журналистики в России.
- Сходство классических и «неклассических» сми.
- Классические сми в интернете: радио.
- Классические сми в интернете: телевидение.
- Гражданские медиа.
- Классификация интернет-сми.
- Ресурсы о сми и журналистике в интернете.
- Полезные и необходимые базы данных (бд) в работе журналиста.
- Профессиональный журналист и web 2.0.
- Мобильная журналистика.
- Продвижение сми в интернете.