logo search
ответы

Факторы конкурентоспособности персонала.

Обычно конкурентоспособность работника определяют его трудоспособность и работоспособность. Общеизвестны такие факторы, как "разнообразие профессий и уровень квалификации", а также "уровень умелости и интенсивности труда". Все это свидетельствует об уровне квалификации, которая применяется при расчете уровня трудоспособности по всем профессиям, характеризуя развитость знаний и умений работника по конкретной профессии, а также оказывает влияние и на его работоспособность. Что представляет уровень квалификации, и что он характеризует в качестве экономической категории? Из повседневной практики известно, что уровень квалификации по профессии характеризует развитость степени искусства рабочего.

В классической политэкономии еще недавно считалось, что результаты деятельности дифференцированных хозяйственных образований (предприятий, объединений, отраслей и национальных хозяйственных комплексов) определяются уровнем развития производительных сил труда. Первым и, следовательно, решающим фактором производительной силы труда на любом уровне хозяйственного образования является "средняя степень искусства рабочего". В свою очередь, анализ категорий и понятий позволяет утверждать, что индивидуальная "степень искусства" рабочего выражается в уровне его конкурентоспособности.

Известно, что сущности "искусства рабочего", форме его действительного проявления за годы советской экономики посвящено огромное число исследований. В них возникла обширная методологическая база с разнообразными научными направлениями и практическими путями осуществления разработанных идей в производственной практике.

Здесь необходимо отметить разную трактовку понятия "рабочий". Советская практика исходила из однозначной интерпретации этого понятия как личности, принадлежащей к классификационной группе промышленного персонала, называемой "рабочие". Однако, понятие "рабочий" в политэкономическом контексте определения производительной силы труда расширяется до понятия "трудящийся", то есть личности, обладающей способностью отдавать свою "рабочую силу" в процессах труда. Другой научно-практической задачей в управлении предприятием является постоянное отслеживание за "степенью искусства рабочего" на основе единых государственных методов учета трудящихся и фактического проявления степени их искусства. В этой области накоплен большой опыт советской школы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. Главным методологическим, политическим и практическим руководящим принципом советской кадровой политики являлся лозунг "Кадры решают все!". Исходя из такого постулата, решались все вопросы теории и практики управления персоналом.

Если принять во внимание современную мировую тенденцию менеджмента (управления жизнедеятельностью хозяйственно-социальных образований), то трактовка конкурентоспособности персонала через систему количественных методов квалификации кадров прошлого периода становится односторонней и неперспективной. Понятие "персонал", исходящее из категории "личность", требует и совершенно других методологических подходов к оценке проявления личности в ходе формирования и оценки ее конкурентоспособности.

Здесь необходимо исходить из факта действия объективного закона универсализации знаний отдельно взятого человека. Он, в свою очередь, порождается еще более универсальным законом ноосферы - законом преобразования и накопления информации. Всякий человек как природно-физиологическое существо становится личностью (персоной) в той степени, в какой овладевает накопленной в обществе информацией (знаниями). Для количественной характеристики уровня знаний человека или степени его развитости как личности в мировой теории психологии личности принято понятие "тезаурус", происходящее от греческого слова "сокровище". С этой точки зрения, тезаурус выступает в качестве сокрытого от других интеллектуального богатства, а главным конкурентным преимуществом становится способность личности эти сокрытые богатства проявлять в текущей ситуации, когда такого рода проявлений от нее никто не ожидает. В трудовом аспекте конкурентоспособность личности - это и есть ее тезаурус, накопленный за всю трудовую жизнь. Безусловно, понятие "личность" гораздо богаче и обширнее, оно учитывает и социальный аспект формирования ее конкурентоспособности, в ходе которого важны конкретные правила и законы, определенные для всех членов общества. В этом аспекте рассмотрения процесса формирования конкурентоспособности личности, надо дать определение понятию "институции", которое означает совокупность "правил, механизмов, обеспечивающих их выполнение, и норм поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми". Так сами традиционные институты, означающие некие установления (семья, трудовой коллектив, партия, государство) становятся теми аспектами, в рамках которых личность может накапливать свой тезаурус, безусловно, с учетом правил поведения и механизмов, обеспечивающих их выполнение, по соответствующей институции. Так, на процесс формирования конкурентоспособности личности оказывают влияние религиозные, социальные (общественные), семейные, правовые и политические институции, которые заключают в себе все многообразие человеческих отношений в обществе, но главный смысл данной категории заключается в опыте человеческого общения, хотя нам важна трудовая сторона человеческих отношений. Умение адаптироваться к трудовому коллективу в качестве проявления тезауруса личности, накопленного опыта человеческих отношений в ходе осуществления трудовой деятельности, это еще один аспект понятия "конкурентоспособности работника". Однако его рассмотрение не сопряжено с объектом экономического исследования, а в большей степени соотносится с психологией, поэтому надо сконцентрироваться на тезаурусе личности как проявлении сокрытых знаний и умений по разнообразным профессиям, которыми владеет работник, на его трудоспособности как личности и как работника. Таким образом, закон универсализации знаний людей находит свое проявление в накоплении и последующем применении трудоспособности личности.

С другой стороны, в хозяйственной жизни, в конкретной производственной деятельности наблюдаются объективные действия другого закона, который нами называется законом "дифференциации производственных процессов", порождающим узкие для личности отдельные технологические операции, такие, как простые операции на сборочных конвейерах. Производственные процессы и их главную основу - технологические процессы - проектируют технологи, являющиеся представителями классификационной группы кадров советского периода - инженерно-технические работники. Отсюда становится понятным, что в реальной действительности часть персонала использует объективный закон общественного развития - закон разделения труда и кооперации, в частности, методы технологического разделения трудовых процессов. В сущности, для всех категорий персонала узкая специализация, в которой заключается сущность разделения труда, приводит к улучшению качества и производительности труда по конкретной профессии, то есть отвечает всем требованиям другого аспекта понятия "конкурентоспособность работника" - работоспособности. Работоспособность - это количественно измеренный результат труда, но при значительном разделении труда происходит превращение человека, с его богатейшим тезаурусом, знаниями и умениями по разнообразным профессиям, в элементарный субъект труда, выполняющий узкоспециализированную работу, ограничивающую его сущность как личности.