21.1 Зарождение тв журналистики в 1950 годах.
Первые послевоенные годы (1945–1948) не принесли в телевизионное вещание ничего принципиально нового по сравнению с предвоенными. Программы Московского телецентра, возобновленные 15 декабря 1945 г., велись в том же духе, что и до перерыва, вызванного войной. Ленинградский телецентр смог возобновить вещание 18 августа 1948 г. Передачи велись сначала два раза в неделю по два часа, с 1949 г. – три раза в неделю, а с 1950 – через день. И лишь с октября 1956 г. телевизионное вещание в Ленинграде стало ежедневным; московское телевидение перешло на вещание без выходных дней в январе 1955 г.
Московский телецентр с октября 1948 г. и до июня 1949 г. не работал: он был остановлен для реконструкции и переоборудования новой, отечественной аппаратурой. В Ленинграде с мая 1948 г. начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС); ее обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они и провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж – показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, показ без текстового комментария. Лишь в 1950 г. ПТС была передана в эксплуатацию Ленинградскому телецентру. При появление ПТС возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ.
Первая (не считая технических экспериментов) внестудийная телевизионная передача в Москве – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» – состоялась лишь в 1949 г. Возможность ведения передач с помощью ПТС весьма существенно повлияла на содержание телевизионных программ в целом, сделав телезрителя очевидцем событий, происходивших на стадионах, в концертных и театральных залах.
В рассматриваемый период существовали только два вида репортажа: не комментированная трансляция (митинга, торжественного собрания, концерта, спектакля) и спортивный репортаж, комментируемый из-за кадра. Однако и в последнем случае телевидение не имело своего репортера – комментарий был тем же, который передавался для радиослушателей.
Первые попытки ведения публицистического телерепортажа были предприняты в 1952–1953 гг. Передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радиовещания и кинематографа. Репортаж на киноэкране был уже жанром вполне определившимся; в частности, было ясно, что дикторский текст-комментарий должен составлять единое целое с изображением – не дублировать его, но дополнять, обогащать. Исходя из этого, литературные работники телевидения стали готовить текст комментария, который во время передачи читал за кадром диктор.
В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю: открытие памятника Горькому; выступление учащихся школы фехтования и т.п. В те годы объем общественно-политического вещания составлял менее 10 процентов всех программ.
В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием. Так впервые в телевизионный кадр вошел автор; журналист стал видимым человеком, обрел качество, принципиально отличающее тележурналиста от его коллег в прессе и на радио.
В июле 1955 г. состоялся еще один телерепортаж, о котором нельзя не упомянуть. Длился он всего полчаса, шел среди дня, не был заранее объявлен в программе, почему и не собрал большой аудитории. Но значение его в истории нашей тележурналистики весьма существенно. Речь идет о репортаже с Центрального аэродрома Москвы о встрече президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина. Тогда впервые была продемонстрирована возможность показа по телевидению события, развитие которого (во времени и в пространстве) заранее не предопределено. Ни репортеру, ни режиссеру, ни операторам не был известен порядок церемонии. Репортаж этот на практике, показал, что столь необходимые тележурналистике импровизированные оперативные передачи, в которых ход событий не предусмотрен заранее, могут и должны войти в повседневную практику вещания.
1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. Однако окончательно и бесповоротно оперативный событийный репортаж завоевал права гражданства в советском телевидении в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г.
В дни фестиваля вещание велось по двум каналам, по 20–25 часов в сутки, из десятков точек. За две недели в эфир прошло несколько сотен передач. Лучшие из них запомнились зрителям как вдохновенная импровизация, как волнующее зрелище. Телерепортеры стали полноправными участниками фестивальных событий. Телевидение доказало свою способность участвовать в решении серьезных творческих задач. Впервые в нашей стране оно проявило себя как средство наиболее оперативного и полного сообщения о крупном, длительном событии большой важности.
В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком.
Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи; с расширением зоны приема ЦСТ – программы для работников сельского хозяйства. Увеличение объема вещания позволило начать ведение учебных программ (первой из них был учебный кинокурс «Автомобиль» в январе – мае 1955 г.), программы для воинов, для женщин, для родителей и т. д.
В 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале.
Процесс становления телевизионной информации проходил однотипно на всех местных студиях. Со временем определилось соотношение местной и центральной телеинформации: студии сообщали новости регионального значения, комментировали общесоюзные новости и давали в программы Москвы информацию о событиях в жизни своего района, представляющих интерес для всей страны.
- 1.1. Телевизионное вещание в ссср в 30-е и 40-е года.
- 2.2. Телевидение в 50-е годы в Москве. Зарождение тележурналистики.
- 3.1. Основные программы 60-х годов на цст.
- 3.2. Изобретение телевидения
- 4.1. Начало Ленинградского телевидения. Характеристика передач того времени.
- 4.2. Молодежная программа «Горизонт» в 60-е годы.
- 5.1. Современное состояние телевещания в России.
- 5.2. Основы финансирования телевидения Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:
- 6.1 Тв каналы Петербурга. Их характеристика.
- 7.1. Техника телевидения 30-х годов.
- 7.2. Основные программы Ленинградского тв. Телевидение эпохи гласности.
- 8.1. Цветное тв. Кабачок 13 стульев и т. Д.
- 8.2. Кризис гостелевидения в начале 90 годов
- 9.1. Популярные ведущие 60-70 годов(см. Билет 1)
- 9.2. Роль телевидения в дни августовского путча.
- 11.1. Цензура на тв. Ее влияние на общество.
- 11.2.Молодежные программы Центрального телевидения 60-70х
- 12.2.Программы-долгожители («квн» и др.)
- 13.2.Русские изобретатели мирового телевидения. Русские изобретатели мирового тв
- 15.1. Методы и средства социологического исследования аудитории.
- 15.2.История взлета и заката программы «Веселые ребята»
- 16.1.Телевидение и его роль среди других сми
- 16.2. «600 Секунд» - первая программа криминального жанра.
- 17.1.Информационная функция телевидения.
- 17.2. «Кинопанорама» и ее ведущие.
- 18.1.Аналитическая функция телевидения.
- 18.2. «Международная панорама» и ее ведущие. Мифы о западной жизни.
- 19.1.Экономическая база телевидения вчера и сегодня. Четвертая экономическая особенность тв: создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
- 19.2. «Пятое колесо» и его роль 1989-1991г.
- 20.1. Общественное телевидение. Перспективы.
- 20.2.Развлекательные программы на советском телевидении.
- 21.1 Зарождение тв журналистики в 1950 годах.
- 21. 2 «Голубой огонёк»
- 22.1. Образовательная функция телевидения.
- 22.2. Главная информационная программа.
- 23.1. Тв как основное средство пропаганды эпохи ссср
- 23.2. «Телекурьер» вчера и сегодня
- 24.1. Развлекательные функции телевидения
- 27.1. Культурно0образовательные программы на советском телевидении
- 27.2. Распад нтв. Нтв сегодня
- 28.1. Программы для детей на советском тв
- 28.2. Создание Рен-тв
- 29.1. Телеканалы и телестудии в ссср. Программы передач.
- 29.2.Учебно-образовательное телевидение в ссср
- 30.1 Электромеханическое и электронное телевидение
- 30.2.Телемосты на советском телевидении