4. Все знаки препинания...
Заголовок-восклицание передает гнев, раздражение: Да уберите же с глаз долой этих голых девиц!; радость: Браво, маэстро природа!; Малых — много! (имеются в виду малые предприятия Подмосковья). Часто выражает активное желание что-то изменить, преобразовать, высказать рекомендацию: Поимейте совесть, господа!; Брось сигарету!; Генералы, молчать!; Хочу, чтоб он жил!..
Заголовок-вопрос играет роль мотива, побуждающего и автора, и читателя разобраться: Какой же дом без домового?; Кто в оппозиции — тот дурак?
Заголовок-вопрос может быть очень экспрессивным, звучать риторически. Например, гневное Опять? предпослали заголовком к первополосному снимку с комментарием — Ельцин на мавзолее...
Вопросительный заголовок без знака вопроса (так называемый разъясняющий вопрос) — промежуточная форма между вопросом и констатацией: Как стать фермером; Почему в России никто не хочет становиться женщиной... Хотя в современной прессе часто вспоминаются классические разъясняющие вопросы типа: Что делать... Куда ведет... и т. п., их дидактика не по душе современному читателю, но очень хорошо воспринимается обыгрывание: Что делать тем, кто виноват? («Общая газета»); Отчего коммунисты вдруг запели «Боже, царя храни».
Общий вопрос провоцирует сомнение в истинности бесспорного (Священен ли флаг?; Готовы ли мы к бессмертию?; Зачем нам эта война?) Частный вопрос предполагает некоторую осведомленность читателя, его задача — что-то выяснить или
80
уточнить (Почему моряки-пехотинцы охраняли Боба Хоупа во время его поездки; Кому не по душе...). Конкретный вопрос и звучит конкретно: Зачем Жириновскому личный журналист в машине? Альтернативный вопрос предполагает выбор: Насколько сократить бюджет министерства обороны: на 3 или на 11 млн долларов?
Заголовок с «продолжением». Очень популярно раздумчивое многоточие (Букер волнуется раз... Вы собрались за рубеж...). В такой форме часто предлагается ироничное обыгрывание ситуации: Сосулька пролетела, и ага... (гололед, травмы — «Московская правда»).
Заголовок с двоеточием. Публицистическое резюме выглядит очень энергичным, впечатляющим, благодаря двоеточию в заголовке. Цены: по вертикали вверх. Рубль: по вертикали вниз; Неделя дебатов в ВС СССР: много шума. И ничего...; Горбачев — Ельцин: медовый месяц кончился разводом; Нобелевская премия Горбачеву: свой среди чужих, чужой среди своих; Союзный бюджет: съесть-то он съест, — да кто ему даст... («Коммерсантъ»).
Комбинированные варианты: Школьные каникулы: Простоква-шино или Майами?; Вам уже сорок... Ну и что?; Телевизор? Поставь его на место!; Вам нальют сто грамм... Но это будет завтра (о планируемой сети автоматов по разливу вина); До основанья! А зачем? (Реплика на статью о коренных преобразованиях структуры ТВ — «Мегаполис-Экспресс»).
Пунктуация как выразительное средство очень заметна в современных заголовках. Благодаря ее умелому использованию распространены смешанные заголовки, например: Получаешь больше? Покупаешь меньше! (сочетание четырех типов: парадокс, цитата, прямое обращение, вопрос).
- Какую новость выбирает пресса
- Требования к качеству
- I. Мастерство хроникера
- 1. Оперативное сообщение
- 3. Исчерпывающая краткость
- 4. Новость в «мягком» варианте
- 5. Специальные лиды
- 1. Атрибуция
- 2. Цитирование
- 3. Цифры и статистика
- 4. Наглядная новость
- 1. Новость в движении
- 2. Ритм
- 3. Тема и интонация
- 4. Действующие лица
- 5. Автор в репортаже
- IV. Интервью
- 1. Варианты общения и модели интервью
- 2. Каков вопрос — таков ответ
- 4. Коррекция беседы Вопросы-перебивки
- Вопросы-«подсказки»
- 5. Интервью на полосе
- V. Оперативное комментирование
- 1. Скрытое и попутное комментирование Скрытый комментарий
- 3. Реплика и «колонка»
- Реплика
- Колонка оперативного отклика
- VI. Искусство заголовка
- 1. Констатация и резюме
- 2. Интрига и сенсация
- 3. Цитата, обращение, вопрос
- 4. Все знаки препинания...
- 5. Игровой заголовок
- 6. Поверх текста, или что могут заголовки...
- Словарь терминов
- I. Мастерство хроникера .......................
- II. Расширение новости ......................
- IV. Интервью ..............................
- V. Оперативное комментирование ........
- VI. Искусство заголовка .....................