logo search
ГОСЫ ответы часть 2

Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.

Ме́неджмент (англ. management) — управление социально-экономическими системами, в том числе производственными. В более широком смысле означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней.

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему русскому понятию «приказчик».

В современной России, часто в силу большей престижности, понятие «менеджер» используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Во многих магазинах, автосалонах менеджерами называют обычных продавцов. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями.

Ма́ркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

Редакционно-издательский маркетинг – «особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания, направленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных потребностей его аудитории».

По данным Gallup Media за 2005 год, средняя российская семья из четырех человек в день на чтение газет и журналов отводит 18 минут, что в 12 раз меньше, чем на телесмотрение. В 2001-2004 гг. расходы домашних хозяйств на газеты и периодические издания сокращались «Причина падения интереса заключается в том, что общее время пользования СМИ ограничено, а интенсивность коммуникации, количество сообщений, контактов все время возрастает», - считает британский исследователь Д.МакКвейл.

По мнению отечественного ученого С.М. Гуревича, данной тенденции в России способствует ряд местных факторов. Один из них – пессимизм, охвативший большую часть общества в связи с длительным отсутствием благих перемен. И как следствие – равнодушие к тому, что происходит вне личной жизни человека. Нередко к этому прибавляется финансовый дефицит, стремление сэкономить, в том числе и на прессе.

В современном мире понимание принципов организации и финансирования медиаиндустрии, экономического потенциала СМИ является для журналиста одним из универсальных критериев профессионализма. Проблема организации деятельности СМИ в условиях рыночной экономики не нова. Вопросы менеджмента и экономики, взаимодействия редакций с аудиторией, конкурентами, рекламодателями изучают многие российские ученые в области журналистики, массовых коммуникаций: Е.Л.Вартанова, В.В.Ворошилов, Б.Н.Головко, В.М.Горохов, А.А.Грабельников, С.М.Гуревич, В.А.Иваницкий, В.И.Киверин, Б.Н.Лозовский, В.Ф.Олешко, Л.Л.Реснянская, В.В.Тулупов, И.Д.Фомичева, Л.В.Федотова, М.В.Шкондин.

Для освоения маркетинга СМИ важны базовые в этой области труды экономистов и маркетологов, среди которых Ф.Котлер, Е.П.Голубков, Дж.Бернет, И.В.Крылов, И.С.Березин, Г.Ассэль и др. В качестве теоретической основы по социологии, медиапланированию, рекламным технологиям могут быть использованы работы В.А.Ядова, С.В.Бориснева, Б.Л.Борисова, А.Назайкина, В.Евстафьева, М.А.Кузьменковой. Метод моделирования применен в работе согласно рекомендациям Е.П.Прохорова, В.В.Федосеева, И.Д.Эриашвили, Е.С.Дорощук, Е.Ю.Дорохиной.

Для исследования выбраны коммерческие газеты «Вечерние Челны» и «Автоcity», издающиеся в Набережных Челнах. Издания типологически близки, но в то же время находятся в разном экономическом положении: «Вечерние Челны» существуют в медиахолдинге, а «Автоcity» - издание самостоятельное. «Вечерние Челны» в два раза старше, имеют устоявшуюся аудиторию и традиции маркетинговой деятельности. Различаются средства массовой информации и по своим маркетинговым стратегиям: «Вечерние Челны», прежде всего, ориентированы на аудиторию, а «Автоcity» - на рекламодателей.

Новизна исследования в попытке создать маркетинговую модель для эффективной деятельности коммерческих СМИ, построив ее на примере местных печатных изданий.

Суть моделирования – выявление структуры явления (предмета), его главных компонентов, связей, статических и процессуальных взаимодействий6. Несмотря на большое число исследований в области маркетинга СМИ, еще не было выведено такой его формулы или модели, которая бы обеспечила успешное существование изданий, радио- и телекомпаний. В данной работе сконструирована типовая маркетинговая модель деятельности СМИ, взаимодействия с аудиторией и рекламодателями, потребителями товара и услуг.

Считаем необходимым и возможным введение в научный оборот термина «маркетинговая модель СМИ» и его определения: «Маркетинговая модель СМИ – это модель, отражающая комплекс маркетинга (товар, цена, методы распространения, методы продвижения) и создаваемая для планирования и управления коммерческой деятельностью редакции». Маркетинговая модель, наряду с содержательной, композиционной и графической моделями - это управленческий инструмент редакции. Объектом данного исследования является коммерческая деятельность средств массовой информации в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования – формы и методы редакционно-издательского маркетинга в деятельности региональной коммерческой печати (на примере городских газет «Вечерние Челны» и «Автоcity»). Цель исследования – выявление особенностей построения маркетинговых моделей коммерческих СМИ в условиях региональной системы коммуникаций.

связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

1) исследовать особенности маркетинга в средствах массовой информации;

2) обозначить виды маркетинговых коммуникаций региональных коммерческих СМИ на примере города Набережные Челны;

3) составить типовую, «идеальную» модель маркетинговых коммуникаций как основу (матрицу) для анализа редакционно-издательского маркетинга СМИ;

4) сконструировать маркетинговые модели местных печатных СМИ, а именно коммерческих газет «Вечерние Челны» и «Автоcity»;

5) провести сравнительно-сопоставительный анализ маркетинговой деятельности городских изданий «Вечерние Челны», «Автоcity» и выработать рекомендации по корректировке маркетинговых моделей газет.

Ведущий метод научной работы – моделирование. Также применены методы анализа документов, контент-анализа, анкетирования, экспертного опроса, глубинного интервью.

Практическая значимость работы заключается в разработке типовой маркетинговой модели, которая может быть применена при создании новых СМИ, оптимизации деятельности существующих. Выработаны рекомендации для городских газет «Вечерние Челны» и «Автоcity» по изменению их маркетинговой деятельности и корректировке моделей.

Структура сочинения подчиняется логике авторской мысли и состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, выводов, заключения, а также 17 приложений, 7 таблиц и 12 рисунков. В первой главе «Основы маркетинговых коммуникаций как особой формы взаимодействия коммерческого СМИ с аудиторией» рассматриваются особенности маркетинга средств массовой информации, схемы взаимодействия СМИ с аудиторией, в том числе маркетинговые коммуникации как одна из форм массовой коммуникации.

Во второй главе «Методы маркетинговых исследований в коммерческих СМИ» изучается проблема проведения маркетинговых исследований коммерческими СМИ. Методами анкетирования, интервью, экспертного опроса и контент-анализа исследуется рынок информационной продукции Набережных Челнов, выявляются виды маркетинговых коммуникаций, осуществляемых местными СМИ. В третьей главе «Сравнительно-сопоставительное исследование маркетинговых моделей СМИ региона» конструируется типовая маркетинговая модель коммерческого СМИ, выявляются особенности создания маркетинговых моделей в условиях региональной системы коммуникации. Далее, как по матрице, строятся модели городских газет «Вечерние Челны» и «Автоcity» и проводится сравнительно-сопоставительное исследование маркетинговой деятельности редакций, вырабатываются рекомендации по оптимизации маркетинговых моделей двух СМИ. … Заключение Маркетинг в СМИ и в других видах производства не имеют принципиальных расхождений, однако, существуют некоторые отличия, вызванные характером производимого продукта. Ведь, средства массовой информации действуют на сдвоенном рынке товаров и услуг и удовлетворяют весьма изменчивые информационные потребности.

СМИ, включенные в процесс массовой коммуникации, в то же время осуществляют различные маркетинговые коммуникации, цель которых - реализация экономической политики, формирование «социального заказа» на товары (услуги), изучение спроса и продвижение на рынке. Маркетинговые коммуникации - часть массовых коммуникаций, что было доказано в работе, но имеющая особенные черты: целенаправленность, многократный повтор сообщений, комплексное воздействие на целевую аудиторию. Вопрос о классификации видов маркетинговых коммуникаций (методов продвижения) в науке остается спорным. В данной работе на основе изучения мнения отечественных и зарубежных авторов составлена классификация тех методов, которые применяются в практике СМИ: реклама, PR, личная продажа, прямой маркетинг, массовая работа.

Доказано, что одним из важных, присущих только средствам массовой информации видов маркетинговых коммуникаций, является организационно-массовая работа. К ней относятся работа с почтой, многообразные формы интерактивного общения, общественные приемные, читательские конференции, конкурсы.

В процессе маркетинговой коммуникации СМИ аудитория чаще всего выступает объектом, нежели субъектом, что повышает ответственность редакций за содержание распространяемой информации, за удовлетворение интересов потребителей, за психологическую и физическую безопасность аудитории и рекламодателей, вовлекаемых в игры, конкурсы, акции.

На практике СМИ применяют далеко не все возможные методы продвижения. Это объясняется степенью развития коммуникационных каналов в регионе, особенностями менталитета населения и консервативностью редакционных коллективов. В данной работе проведено исследование рынка СМИ города Набережные Челны. На основе анкетирования, глубинного интервью редакторов, журналистов, экспертного опроса и контент-анализа были выявлены виды маркетинговых коммуникаций, используемых местными коммерческими СМИ. В городе наиболее употребительны методы рекламы, PR, стимулирования сбыта и оргмассовой работы.

Одним из комплексных методов исследования СМИ и маркетинга является моделирование. В дипломной работе он применен для отражения в идеальной форме процесса маркетинговой деятельности средств массовой информации. Сконструированы типовые графическая и словесная маркетинговые модели коммерческих СМИ, введено определение понятие «маркетинговая модель СМИ». В теории и практике журналистики наряду с такими прочно вошедшими в научный оборот понятиями, как «модель журналистики», «бизнес-модель», «содержательная, композиционная, графическая модели» газеты, возможно употребление и термина «маркетинговая модель СМИ». Маркетинговая модель – это, прежде всего, схема анализа существующих СМИ. По аналогии с типовой моделью созданы модели местных коммерческих газет «Автоcity» и «Вечерние Челны». Процесс моделирования наглядно показал составляющие их комплекса маркетинга, сильные и слабые стороны изданий. Для каждой газеты выработаны рекомендации по корректировке моделей в соответствии со стратегией СМИ.

Поставленная в начале исследования цель достигнута: выявлены следующие особенности построения маркетинговых моделей коммерческих СМИ в условиях региональной системы коммуникаций. 1. При выборе элементов маркетинговой модели, прежде всего, приходится учитывать психологические, социально-демографические особенности потребителей (аудитории, рекламодателей), определяющие характеристики и товара, и цены, и методов распространения, и методов продвижения. Создание модели должно предваряться исследованием рынка. В Набережных Челнах регулярные маркетинговые исследования аудитории и рынка проводят 57% местных СМИ. При этом лишь половина из них заказывает серьезные социологические исследования. 2. Следует учитывать степень развитости в регионе маркетинговых коммуникаций. При моделировании челнинских изданий необходимо иметь в виду, что самыми распространенными в практике городских СМИ коммуникациями являются связи с общественностью, стимулирование сбыта, оргмассовая работа и реклама. А методы прямого маркетинга и личных продаж используют только 40% редакций.

3. Сложность построения эффективной маркетинговой модели СМИ заключается в том, что трудно заранее точно определить действенность составляющих модели, реакцию потребителей и величину спроса. Наиболее эффективными для привлечения челнинской аудитории, по мнению редакторов городских СМИ, являются PR и реклама, для расширения круга рекламодателей и увеличения продаж рекламы - в первую очередь, методы стимулирование сбыта, а затем реклама. Личные продажи, прямой маркетинг, выставки и др. не дают нужного результата. 4. Основу маркетинговой модели составляют ее наиболее устойчивые элементы (продукт, цена, распространение). Главные различия моделей газет «Вечерние Челны» и «Автоcity» заключаются в наборе методов продвижения. Они чаще варьируются, что позволяет достигать нужных результатов, не меняя контент, цену и каналы распространения.

5. Маркетинговая модель СМИ не является жесткой конструкцией. Она способствует эффективной работе редакции, ориентирует руководителей и открывает новые маркетинговые возможности. Вместе с тем легко подстраивается под изменчивые информационные потребности аудитории и рыночные условия.

Особенности

Вхождение в информационный рынок привело не только к изменению основ существования СМИ. Экономический фактор сильнейшим образом воздействует теперь на редакции, компании и агентства, выпускающие периодические издания, и на все стороны их деятельности. Влияние рынка сказывается и на самих изданиях – их типе и характере, содержании и внешнем облике. И управление редакциями и компаниями, самим процессом подготовки и выпуска газет, телерадиопрограмм и информационных вестников исходит ныне не только и не столько из творческих и идеологических, сколько из экономических целей и принципов.

Экономические принципы редакционной деятельности. Первый и важнейший из них – принцип прибыльности периодического издания. Одна из главных целей редакции или компании – повышение ее доходов и получение наибольшей прибыли. Это определяет организацию работы любого сотрудника издания – как творческого, так и технического.

С обеспечением прибыльности связан и второй принцип – обеспечения конкурентоспособности издания. Он лежит в основе всех мероприятий, направленных на повышение его уровня, на удовлетворение информационных запросов потребителей информации.

Третий принцип – экономической достаточности (разумной экономии) определяет стремление руководителей и сотрудников редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Они осуществляют разумную экономию на всех направлениях своей деятельности, пытаясь получить оптимальные результаты в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.

Эти принципы воплощаются в действительность в процессе редакционного менеджмента.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

  В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным коллективом. Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики. Практика менеджмента изучается и обобщается его теорией, являющейся одним из направлений теории управления.

Если мы обратимся к газетной редакции или телерадиокомпании, то убедимся, что в рыночных условиях в процессе медиабизнеса менеджмент получает все более важное значение. Но в редакционном коллективе он приобретает специфические черты, определяемые особенностями журналистского труда, подготовки и выпуска газеты или другого периодического издания и экономическими принципами редакционной деятельности.

Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.

Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.

На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

СЛУЖБА РЕДАКЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

С процессом менеджмента в определенной степени соприкасается каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Не только главному редактору, но и руководителю любого подразделения редакции – творческого или технического, не говоря уж о коммерческом, приходится принимать решения, в той или иной степени влияющие на достижение целей, стоящих перед изданием, на его положение на информационном рынке. Но, прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.

В небольших редакциях и компаниях он нередко решает большинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. В этом случае он вынужден быть универсалом и показывать свои знания и умения на разных направлениях своей деятельности. Но в крупном коллективе приходится создавать службу экономического менеджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора. В редакции, зарегистрированной как акционерное общество, решением важнейших экономических вопросов занимается президент или председатель совета директоров общества. Иногда же главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерального менеджера. Правда, опыт показал, что в подобной ситуации это чаше всего происходит в ущерб творческой деятельности коллектива.

Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специализации. Генеральный менеджер осуществляет общее руководство службой, планирует и контролирует деятельность ее подразделений. Важную роль играет финансовый менеджер, отвечающий за разработку и реализацию финансовой политики редакции. Все чаще в состав службы менеджмента вводят менеджера по распространению: реализация издания является одним из главных направлений экономической деятельности редакции. Так как выручка от публикации рекламы стала для большинства редакций и компаний важнейшим источником доходов, разработкой рекламной политики и ее реализацией руководит менеджер по рекламе. Мы уже знаем, что успех финансовой, рекламной и тиражной политики редакции, компании, издательского дома во многом зависит от результатов маркетинговых исследований различных сегментов информационного рынка. За их проведение и эффективность отвечает менеджер по маркетингу (маркетолог). Иногда в крупных компаниях возникает необходимость учреждения должности менеджера по персоналу, помогающего руководителям коллектива проводить кадровую политику.

Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответствующую структуру или даже несколько подразделений. Так, менеджер по распространению руководит работой отдела распространения и редакционной экспедиции. Менеджер по рекламе отвечает за деятельность отдела рекламы.

В редакциях многих зарубежных изданий и компаниях менеджер – один из руководителей коллектива, наряду с главным редактором. Его роль столь велика, что владелец издания часто больше считается с мнением менеджера, чем редактора. В редакциях российских изданий менеджер – коммерческий или исполнительный директор согласовывает свои решения с главным редактором или редколлегией. Успешно выполнять свои обязанности он может, лишь обладая знаниями, умениями и способностями, которые отвечают требованиям, предъявляемым ныне современному редакционному менеджеру.

 

СТРУКТУРА РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Еще в начале 80-х годов структура – строение – газетной и журнальной редакции, государственной телерадиокомпании и государственного информационного агентства, так же, как их величина и состав, были жестко регламентированы. Партийные и государственные документы четко определяли количество и характер подразделений редакции СМИ в зависимости от его типа и уровня. Но подобная регламентация оказалась несовместимой с рынком периодических изданий. В новых условиях все редакции и компании перешли к свободной структуре своих коллективов. Их руководители и учредители полностью свободны в определении структуры редакционного коллектива, как и его величины и состава.

Оптимизация структуры редакции стала важным направлением редакционного менеджмента. Но какой должна быть эта структура? На этот вопрос с позиций менеджмента может быть дан лишь один-единственный ответ: такой, чтобы помогать выпуску конкурентоспособного, приносящего прибыль издания.

Однако при множестве вариантов структуры редакции к ней предъявляют одни и те же требования. При всех ее особенностях она должна способствовать управлению редакционным коллективом, безотказной деятельности всех его подразделений и служб. А это возможно лишь при определенных условиях. Исходя из того, что редакция – это система, первое из этих условий – наличие в ее структуре центра управления коллективом. Второе – свободный приток в редакцию информации, необходимой для управления коллективом и для деятельности его подразделений. Без такой информации выпуск периодического издания невозможен. Третье – обеспечение прямой и обратной связи в редакции, свободного прохождения информации через все ее подразделения, ко всем ее сотрудникам. Прямой связи – сверху вниз: приказов, решений, указаний руководства редакции всем ее сотрудникам. И обратной связи – снизу вверх: изо всех подразделений, от их работников, информации о выполнении приказов, решений, о ходе реализации планов, заданий и встречные предложения.

Эти требования – один из факторов, определяющих основы структуры любого редакционного коллектива. Другой фактор – принципы редакционной деятельности. Первый из них – разделение труда в редакции. Вся ее структура сверху донизу делится на части, подразделения, звенья, у каждого из которых – свои задачи и функции, свой участок работы и своя ответственность. Это полностью относится и к каждому сотруднику редакции, входящему в то или иное подразделение.

Второй принцип – кооперирование труда и объединение его результатов. Оно закономерно завершает процесс разделения труда. Кооперирование обеспечивает не просто суммирование результатов работы каждого подразделения редакции, но и объединение их в единое целое. Оно лежит в основе создания коллективного журналистского произведения – выпуска газеты, программы или другого периодического издания. Этот принцип способствует целеустремленности в работе редакции. Он приобретает особое значение в деятельности редакционного руководства, обусловливая координацию усилий подразделений коллектива.

С разделением и кооперированием труда связан и третий принцип – единоначалия, также влияющий на структуру редакции. В соответствии с ним каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю. И каждый руководитель получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет, и каждого своего подчиненного.

Структура редакции формируется под воздействием еще одного фактора – типа СМИ. Он обусловливает специфику структуры, которая приобретает особенности, связанные с различиями процесса подготовки и производства печатного или аудиовизуального периодического издания. В самом деле, структура телерадиокомпании при множественности ее вариантов обеспечивает все элементы и этапы этого процесса, обусловленные особенностями аудио-видеоинформации, используемых при этом методов работы журналистов и технических средств.

Действие всех этих факторов определяет две характеристики структуры редакции, внешне противоречивые, но органично связанные между собой. Структура редакции должна быть, с одной стороны, достаточно жесткой. Только в этом случае она будет способствовать стабильности деятельности всех звеньев коллектива, ее ритмичности. Частые ее изменения могут привести к сбоям в работе элементов редакционной системы. Но с другой стороны, эта структура должна быть гибкой, не отставать от изменений обстановки, в которой действует редакция. Если этого требует ситуация на рынке периодических изданий, необходимость усиления борьбы с конкурентами, в структуру редакционного коллектива нужно немедленно вносить соответствующие изменения. Обеспечение органичного сочетания этих двух характеристик – задача редакционного менеджмента.

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как его структуру, так и организацию работы. Прежде всего, оно приводит к разделению работников на две части. Первую образуют журналисты, в обязанности которых входят подготовка и выпуск периодического издания. В редакции газеты и журнала это написание и редактирование материалов, компоновка готовых текстов и иллюстраций в отдельные выпуски, их техническое оформление, руководство деятельностью коллектива и др. К ним примыкают технические сотрудники, которые, с одной стороны, обеспечивают оптимальные условия для работы журналистов. С другой стороны, участвуют в технической подготовке и выпуске номера. В результате структура редакции такого издания складывается из двух функциональных групп – творческой и технической.

С понижением уровня структуры редакции печатного издания функциональное разделение труда в ней приобретает все более специализированный характер. Каждая из двух больших функциональных групп разделяется на ряд подразделений или звеньев. Так, творческая группа состоит из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят редакторат (главный редактор и его заместители), редколлегия, секретариат. Второе – звено исполнения, состоящее из отделов редакции. Внутри звена руководства и управления происходит дальнейшее разделение труда: редакторат и редколлегия осуществляют руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом.

Важнейшее место в звене исполнения занимают отделы или секторы редакции. Это основные ее творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания. Все они выполняют общередакционные обязанности: дают газете или журналу информацию, участвуют в кампаниях и других коллективных акциях, ведут работу с внередакционными авторами и письмами читателей и т.д. Но у каждого отдела, кроме того, есть свои, особые задачи, и это главное, что определяет характер и в значительной мере организацию его работы. Отраслевые отделы освещают события и процессы, происходящие в какой-то сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства и культуры. Жанровые отделы, например, отдел фельетонов или сатиры, отображают действительность, используя определенные жанры публицистики. Региональные (территориальные) отделы сообщают о событиях, происходящих в границах определенного региона. Проблемные отделы – экономических проблем, социальных, правовых и других – сосредоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людьми в различных областях их частной и общественной жизни. Наконец, каждый из так называемых функциональных отделов редакции выполняет какую-то одну функцию, связанную с подготовкой публикаций определенного характера или с обеспечением деятельности какого-то элемента редакционной системы. Так, отдел внутренней информации обеспечивает издание оперативной информацией о событиях, происходящих во всех областях жизни общества, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных причин и участников возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит газета или журнал.

В звене исполнения творческой части крупной редакции нередко работают штатные обозреватели – международный (политический), экономический, спортивный и др. Обычно это специалисты с обширными знаниями, способностями аналитика, сочетающие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направлений, которые ведет издание.

Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» – само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал: готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует выступления местных общественных деятелей и специалистов в разных областях политики, экономики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он представляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.

В технической группе редакции разделение труда также приводит к образованию ряда служб с четкими функциями и обязанностями. Отдел или служба досье снабжает все творческие подразделения оперативной информацией, которую получает из Интернета и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех материалов издания. В редакции со слабым электронным оснащением действует корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной библиотеке журналисты и другие сотрудники могут получить дополнительную информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, – сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фамилий, должностей, дат, географических названий и т.п., содержащихся в материалах очередного номера. Дежурная служба выпуска создана для работы над номером в редакции и типографии на всех этапах его производства.

Так в процессе разделения труда формируется структура редакционного коллектива. Это пирамидальная структура редакции, наверху которой стоит ее руководитель – главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они располагаются на нескольких – трех-четырех – уровнях. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители – творческие или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне – творческие и технические сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства (см. рисунок 6 и рисунок 7).

Рис. 6. ПИРАМИДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции

Рис. 7. СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Менеджер (коммерческий директор). 2 – Бухгалтерия. 3 – Отдел маркетинга. 4 – Отдел распространения. 5 – Экспедиция. 6 – Отдел рекламы. 7 – Книжная редакция. 8 – Книжный магазин. 9 – Редакция приложений. 10 – Производственный отдел. 11 – Компьютерный центр. 12 – Печатный центр. 13 – Риэлтерский центр. 14 – Транспортная служба

У пирамидальной структуры редакции – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов к секретариату и редакторату – требуется значительное время. Это снижает оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к ее потребителю. К тому же возрастает риск внесения в эту информацию искажений в ходе правки, которой подвергаются оригиналы на всех уровнях редакционной пирамиды. На конкурентоспособности издания это сказывается самым отрицательным образом. И все же этот тип структуры коллектива сохраняется в редакциях многих наших газет и журналов, прежде всего в силу традиций, сформировавшихся в российской прессе в течение многих десятилетий.

Разумеется, в разных редакциях эта структура имеет свои особенности. В небольших коллективах многие ее звенья и элементы представлены всего одним-двумя работниками, а то и вовсе выпадают. Например, в редакции небольшого специализированного журнала или маленькой районной и городской газеты у ответственного секретаря нет ни заместителей, ни помощников. Он самостоятельно выполняет все обязанности, связанные с его должностью. И в отделах такой редакции обычно работает по одному журналисту. Нет здесь, как правило, штатных собственных и специальных корреспондентов, как и обозревателей. Отсутствуют и некоторые редакционные службы – группа проверки, архив и др. Но остаются все обязанности, связанные в крупных редакциях с этими службами. Их вынуждены выполнять сотрудники редакции, входящие в ее маленький коллектив.

С вхождением периодических изданий в рыночную экономику, изменением и ужесточением требований к ним, прежде всего к оперативности журналистской информации, начался процесс изменения структуры редакций. В его основе лежат в первую очередь экономические причины. Это стремление к повышению конкурентоспособности издания и к сокращению расходов, связанных с его подготовкой, производством и распространением. Упростить процесс подготовки газеты или программы, избавляясь от всего, что его усложняет и замедляет, выпускать и распространять их быстрее, снизить стоимость производства – вот цели, которые ныне стоят перед менеджером и другими руководителями редакции. Эти цели определяют характер, направления и тенденции изменения структуры редакции. Сейчас уже можно определить эти тенденции. Они выражаются в разных формах.

Одна из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных, прошедших, казалось бы, проверку временем и практикой творческих и технических подразделений. В редакции смело изменяют характер отделов: вместо привычных отраслевых подразделений создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Скажем, отделы промышленности и сельского хозяйства объединяют в один отдел экономических проблем. Это позволяет снять перегородки, разделявшие прежние отраслевые отделы, и усилить освещение общих для них проблем. Возможно, одновременно уменьшить количество сотрудников отдела, оставив сильнейших.

Нередко в редакции формируют несколько крупных секторов – экономический, политический, информационный и др., заменяя ими прежние отделы. Иногда же такой сектор становится формой объединения, сближения нескольких отделов, открывает перед ними возможности кооперирования их деятельности.

Структуру редакции изменяют, стремясь уменьшить количество ступеней – уровней редакционной пирамиды. Так приходят к плоской структуре редакции. Уровни в этой структуре сокращают до минимума.

В редакции барнаульской газеты «Молодежь Алтая» ликвидировали отделы, сохранив редакторат, редколлегию и секретариат. Всех сотрудников, прежде работавших в отделах, разделили на две группы. В первую вошли обозреватели (ими стали бывшие заведующие отделами), им вменили в обязанность подготовку крупных аналитических и проблемных публикаций. Вторую группу сформировали из репортеров – бывших корреспондентов, работавших в отделах. Перед ними поставили задачу подготовки разнообразной оперативной информации. Каждому обозревателю и репортеру поручили вести определенные рубрики, связанные с разными тематическими направлениями выступлений газеты.

Плоская структура редакционного коллектива обладает рядом достоинств. Она сокращает путь прохождения управленческой информации к каждому сотруднику – как к корреспонденту, так и снизу вверх – к ответственному секретарю и редактору. Укорачивается и путь прохождения текста на газетную полосу. С уменьшением количества уровней в этой структуре ускоряется и облегчается управление коллективом.

Но вместе с тем выявляются и недостатки этой структуры. Один из них – во многом изменяются и усложняются задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением коллективом, давать задания каждому сотруднику, контролировать их выполнение. Журналисты сдают им все свои оригиналы, и редактор сам знакомится с ними, определяет их судьбу и вместе с заместителем формирует номера. Ему приходится самому или в смену со своим заместителем вести каждый номер до завершения его выпуска. При этом нередко меняются функции и секретариата. Поскольку формированием номеров занимаются редактор и его заместитель, ответственный секретарь сосредоточивается на верстке и оформлении, руководит процессом выпуска. Журналисты редакции получают возможность решать все вопросы, связанные с подготовкой их материалов, непосредственно с редактором или его заместителем, но у последних из-за возросшей нагрузки не всегда хватает для этого времени.

И все же плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления ее коллективом, ликвидировать ряд операций, связанных с выпуском издания, ускорить принятие решений, определяемых изменениями обстановки, в которой оно выходит, как и их выполнение. И, что особенно важно, она открывает возможности для разумной экономии средств, запланированных в редакционном бюджете.

Добавим, что в небольшой редакции, где работают всего несколько человек, плоская структура является подчас неизбежной, здесь ни к чему, да и не из кого выстраивать пирамиду. Одна из задач руководителя такого коллектива – продумать разделение труда в нем, распределив между своими немногочисленными подчиненными все обязанности, обеспечивающие подготовку и выпуск издания.

Изменяется не только творческая, но и техническая часть редакции. Это связано, в частности, с оснащением редакций новой техникой. Переход журналистов и многих технических сотрудников к работе на персональных компьютерах приводит к уменьшению роли машинописного бюро и даже к его исчезновению. Создание в редакции электронного банка данных изменяет роль библиотеки и справочно-библиографической службы: необходимую ему информацию журналист может вывести на экран своего компьютера из банка данных. Для обслуживания компьютерной техники и других новых технических средств в структуру редакции могут ввести специалиста – техника или программиста. В крупных коллективах иногда создают отдел информатики, сотрудникам которого передают организацию работы, связанной с использованием новой техники.

В некоторых редакциях, стремясь уменьшить расходы, связанные с выпуском издания, даже ликвидируют корректорскую службу, передоверяя функции корректоров компьютеру, снабженному соответственной программой. Но оказалось, что никакой компьютер не в состоянии полноценно заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях – подобная реорганизация приводит лишь к появлению в опубликованных текстах множества грамматических и стилистических ошибок.

Успешнее оказались меры, направленные на снижение размеров оплаты типографских работ на выпуске издания. Создание в стенах редакции компьютерного центра позволяет производить в нем ряд производственных операций, начиная с набора текстов номера и заканчивая изготовлением печатных форм. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий, что приносит редакции или ее издательству, где он размещается, немалый доход.

При централизованном способе выпуска небольших местных газет, когда их тиражи печатаются на крупном – областном или кустовом – полиграфическом предприятии, в редакцию такого издания включают оператора или выпускающего. Оператор передает из редакции в типографию материалы номера и его макеты, а выпускающий, находящийся в типографии, руководит выпуском номера и подписывает его в свет.

Одно из важнейших направлений изменения структуры редакционного коллектива – возникновение в нем коммерческой части. Мы уже знаем, что деятельность создаваемых в рамках редакции и за ее пределами коммерческих структур приобретает все большее значение для ее существования. Их количество и характер определяются возможностями редакции и, конечно, искусством редакционного менеджера. Обычно в первую очередь в коммерческой части редакции создают отделы рекламы и распространения, реже – издательский отдел. В крупных редакциях нередко организуют свое издательство, объединяющее несколько коммерческих подразделений. Иногда основывают и приредакционные структуры – малые предприятия и другие. Как правило (это мы уже знаем), коммерческую часть редакции возглавляет коммерческий директор – на правах одного из заместителей главного редактора.

Деятельность коммерческих структур приобретает столь важное значение для издания, что нередко главный редактор берет руководство ими в свои руки. Это сейчас же сказывается на организации работы редакции, подготовки и выпуска газеты или журнала. Не имея возможности в полной мере сочетать руководство выпуском издания и укреплением его финансовой базы, редактор все больше передает исполнение обязанностей, связанных с подготовкой и выпуском номеров, своему заместителю. Если у редактора два заместителя или более, они становятся ведущими редакторами, поочередно руководя формированием и выпуском номеров. При необходимости в роли ведущего редактора могут выступать и другие члены редколлегии.

Так, главный редактор столичного еженедельника «Коммерсантъ» с основанием ежедневной газеты «Коммерсантъ-daily» и нескольких журнальных приложений, образовавших издательский дом, стал главным директором АО «Коммерсанта», передав должность главного редактора газеты одному из своих заместителей.

Образование подобного издательского объединения, охватывающего несколько однотипных или разнотипных изданий – газет, еженедельников, журналов – или газеты, выпускающей приложения, открывает возможность создания пресс-группы – единого информационного центра. Это еще одно перспективное направление изменения структуры редакционного коллектива. Единое экономическое обеспечение выпуска всех периодических изданий, входящих в такую пресс-группу, подкрепляется единым информационным обеспечением.

Организаторы информационного центра учитывают опыт подобных структур (газетных синдикатов, агентств и т.п.), уже в течение многих десятилетий успешно действующих в журналистике США, Германии и других западных стран. Сотрудники такого синдиката или агентства обеспечивают десятки различных изданий самыми разнообразными материалами – от статей известных «колумнистов» до оперативной информации.

Преобразование газетной редакции в информационный центр – первый шаг к созданию информационного агентства. Как показывает опыт информационного центра, обслуживавшего печатные издания, входящие в пресс-группу «Коммерсанта», структура коллектива при этом кардинально меняется. Она строится по нескольким уровням. На нижнем находятся корреспонденты центра, которые выполняют поступающие к ним заказы на подготовку информации для того или иного издания, входящего в пресс-группу, – по определенной тематике и в определенном жанре. В обусловленный заказом срок эта информация поступает к диспетчерам, которые поддерживают непрерывную связь с корреспондентами. Диспетчеры передают эту информацию на третий уровень – к редакторам, которые систематизируют ее, проводят первичную обработку и оформляют в виде подборок в соответствии с требованиями конкретного издания. На очередном, четвертом уровне работают выпускающие редакторы. Сюда поступают заказы из изданий, которые они передают вниз – корреспондентам. Ведущие редакторы контролируют выполнение заказов, отвечают за их качество и соответствие требованиям каждой редакции, поддерживают рабочие контакты со всеми сотрудниками, участвующими в поиске, обработке и обогащении информации, определяют для корреспондентов приоритетные темы и формы их материалов. К ним поступает информация сотрудников специальной группы мониторинга, которые непрерывно ведут наблюдение за другими газетами, журналами, телевидением и радио, изучая их сообщения и публикации.

Создание информационного центра позволяет одновременно решать несколько задач. Во-первых, значительно уменьшить расходы, связанные с подготовкой информации для нескольких изданий, входящих в пресс-группу или подобное ей объединение. Во-вторых, сократить количество сотрудников, занятых ее обработкой. В-третьих, повысить оперативность поступления этой информации в редакции. Наконец, открывается перспектива обслуживания коллективом пресс-центра других периодических изданий, продажи им информации. Разумеется, интенсивность работы сотрудников пресс-центра возрастает, со временем возникает необходимость их тематической и жанровой специализации – в соответствии с особенностями изданий, которые они обслуживают.

Изменение редакционной структуры может приводить и к преобразованию некоторых ее элементов в самостоятельные организации. Стремление к увеличению доходов и сокращению расходов редакции побуждает ее руководство даже к созданию так называемого внутриредакционного холдинга. При этом не только коммерческие, но и творческие подразделения редакции получают статус самостоятельных экономических структур – со своим бюджетом, доходами и расходами (подробнее см. гл. 22).

Подобные структурные преобразования проводятся и в других редакциях. В результате, например, отдел рекламы, активизировав свою деятельность, нередко отделяется от редакции, превращаясь в рекламную фирму или агентство. По тому же пути могут пойти и другие коммерческие службы – редакционное информагентство и др., а также некоторые приложения, стремящиеся стать самостоятельными изданиями. Руководителям редакции, в частности менеджеру, не следует спешить с поддержкой подобных намерений. Сначала нужно просчитать, что выгоднее: что приобретет и что потеряет редакция, предоставив своей службе самостоятельность. Если потери превысят приобретения, отделению легко воспрепятствовать, отказав приложению или коммерческой службе в возможности получения ими статуса юридического лица. Но если от их самостоятельности редакция не потерпит ущерба, отделению не нужно препятствовать. Важно лишь обеспечить постоянный деловой контакт таких новых самостоятельных структур с редакцией, от которой они отделились, – с помощью соответствующих договоров и передачи редакции, по тем же договорам, определенной части их прибыли. Ведь еще долгое время эти самостоятельные предприятия будут нуждаться в помощи родной редакции. Для нее же этот процесс обретения самостоятельности некоторыми элементами ее структуры раскрывает возможность благополучного разрешения психологически сложной проблемы, связанной с минимизацией ее коллектива. Те из ее сотрудников, которые окажутся не в состоянии выдержать творческое соревнование с более способными коллегами, могут перейти в новые, ставшие самостоятельными структуры.

С оснащением редакций электроникой и подключением их компьютеров к сети Интернет возникло еще одно перспективное направление изменения редакционной структуры. Речь идет о выделении в редакции подразделения (отдела или службы) для подготовки электронной версии печатного периодического издания. Опыт работы таких служб в редакциях «Известий», «Московских новостей», «Коммерсанта-daily» и других изданиях показывает, что они постепенно превращаются в полноценные редакции электронных газет со структурой, определяемой спецификой технических средств, используемых их работниками. Такая редакция может существовать при ее непрерывной связи с печатным изданием, которое остается первоосновой ее деятельности.

Структура телерадиокомпании и информационного агентства. Ее основные характеристики схожи с характеристиками структуры редакции печатного периодического издания. Здесь также представлены элементы важнейших частей коллектива – творческой, технической и коммерческой. Также формируется звено управления, которому подчиняются подразделения звена исполнения. Также возрастает значение коммерческих структур, обеспечивающих выпуск издания. Но при общих основах каждый творческо-производственный коллектив отличается своими особенностями.

Они определяются спецификой СМИ и процесса создания его продукции – телерадиопрограммы, бюллетеня или вестника. Многообразие видов телерадиокомпаний и агентств сказывается на конкретных характеристиках их структуры. Так, коллектив производящей телекомпании построен несколько иначе, чем коллектив вещательной компании, их различия определяются, в частности, ролью продавца или покупателя, которую они играют на информационном рынке. Структуры общенационального информационного агентства ИТАР-ТАСС и небольшого регионального агентства на первый взгляд имеют мало общего – сказываются различия их задач и масштабов их деятельности. И все же, несмотря на эти особенности, руководители коллектива любого СМИ, определяя его структуру, вынуждены исходить из предъявляемых к ней требований и принципов редакционной деятельности.

Деятельностью коллектива любой телекомпании, независимо от ее типа, руководят генеральный директор, генеральный продюсер и главный редактор, определяющие лицо компании, характер ее продукции и распоряжающиеся ее финансами. Им подчиняются творческие объединения, создающие программы. Обычно такое объединение – группа тележурналистов: автор, режиссер, ведущий и др. – работает на определенном тематическом направлении – готовит новостные программы, художественные, спортивные и др. В творческое объединение включают представителей технических подразделений – отделов операторов, звукооператоров и др., которые входят в техническую дирекцию, возглавляемую своим директором. Исполнительный директор объединения контролирует использование средств, предоставленных для подготовки программы. Руководителям коллектива подчиняются и коммерческие структуры: отделы или группы маркетинга, рекламы и др. Варианты подобной структуры коллектива можно встретить в большинстве телерадиокомпаний. На радио в нее включают подразделения, связанные со спецификой СМИ, – радиостудии и др. А в информационном агентстве основными творческими подразделениями становятся редакции – тематические или региональные. Такая редакция может включать несколько отделов, каждый из которых готовит информацию, связанную с какой-то стороной основного тематического направления или с частью региона. Она передается выпускающему, который формирует из нее тематические блоки для распространения.

Резюме (выводы)

 

Управление редакционным коллективом и организация его работы исходят из экономических принципов редакционной деятельности: прибыльности издания, его конкурентоспособности и экономической достаточности (разумной экономии). Реализация этих принципов происходит в процессе редакционного менеджмента – специфической деятельности, связанной с экономическим управлением редакцией или компанией.

Цели редакционного менеджмента – обеспечение существования периодического издания путем укрепления его экономической, финансовой базы и воспитание экономического мышления у всех работников трудового коллектива.

Важнейшее значение имеют два вида менеджмента: производственный, творческий и собственно экономический – финансовый. Ими занимаются специалисты – менеджеры. Творческим менеджментом руководит главный редактор, за экономический менеджмент отвечает генеральный менеджер. В крупном коллективе создают службу менеджмента, работу которой организуют на основе функционального разделения труда. В эту службу входят генеральный и финансовый менеджеры, а также менеджеры по маркетингу (маркетолог), по рекламе, распространению и др.

Менеджмент влияет на величину и состав коллектива редакции, компании, агентства. Оптимальную величину коллектива определяют исходя из его задач, характеристик издания и квалификации работников. Руководители редакции стремятся к минимизации ее величины, уменьшая количество штатных сотрудников и привлекая нештатных работников.

Состав редакции зависит от типа СМИ и специализации ее сотрудников. Редакции изданий разного типа различаются составом своих журналистов и технических работников. Менеджер способствует руководителям редакции в проведении кадровой политики – комплектовании, пополнении и укреплении коллектива. Для этого необходимо использовать все возможные источники редакционных кадров и оптимизировать систему найма сотрудников, используя достоинства срочных трудовых договоров – контрактов между работодателем и работником. Контрактная система при ее правильном использовании является мощным средством активизации работников редакции.

Важное направление редакционного менеджмента – оптимизация структуры редакции. Она должна способствовать управлению коллективом, безотказной деятельности всех его подразделений. Одним из факторов, определяющих эту структуру, являются принципы редакционной деятельности: функциональное разделение труда в редакции, кооперирование труда и объединение его результатов, а также принцип единоначалия. Под воздействием этого и других факторов структурно редакция разделяется на части: творческую, техническую и коммерческую.

С вхождением СМИ в рыночную экономику начался процесс изменения структуры редакционных коллективов. Тенденции этого изменения: переход от пирамидальной структуры к плоской, ликвидация ряда технических служб, возникновение коммерческих подразделений, преобразование редакции в пресс-группу, обслуживающую ряд изданий. Все это открывает возможности сокращения производственных расходов и получения дополнительных доходов.

С оснащением редакций электроникой и подключением компьютеров к сети Интернет возникла возможность создания подразделений, выпускающих электронные версии печатных изданий.

Структура телерадиокомпаний и информационных агентств определяется теми же требованиями и исходит из тех же принципов, что и структура редакций печатных периодических изданий. Однако специфика каждого СМИ сказывается в особенностях коллектива, производящего его продукцию. Это приводит к многообразию структуры производящих и вещательных телекомпаний, крупных центральных и небольших региональных агентств.