logo search
ГОСЫ ответы часть 2

Особенности интернет-журналистики.

Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир.

Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

Особенности интернет-журналистики

Интерактивность

Диалоговость, интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации. Причем, не только веб-журналистику, но и журналистику в целом. Это новая задача, очевидно, будет вносить существенные изменения в стилевые особенности журналистской работы, в организационные аспекты издательской деятельности и т.п. Паутина дает возможность не только что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию, и учиться у него кое-чему. Традиционные подходы, рассчитанные на абстрактного читателя, здесь не годятся.

Персональный подход

Появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

Инфоцентричность

Встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность

Схематично сеть интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

Измеримость

Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга, таким образом, оказываются автоматически встроенными в саму систему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Простой подсчет щелчков пользователей на рекламных материалах позволяет (приблизительно и даже с определенной точностью) определить, какой материал вызвал интерес, а какой – нет.

Гибкость

Позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживая таким образом у них постоянный интерес.

Взаимосвязанность

Корни гипертекстового языка связывают с монашескими текстами XVIII века. В компьютерную эру гипертекстовый язык связывают с провидческим эссе Ваневара Буша 1945 года «As We May Think». Эссе содержит не только описание гипертекстового языка, но и предвосхищает микрофильмирование, цифровые фотографии, персональные компьютеры и другие современные технологии.

Экономичность

Небольшая веб-страница – бесплатная услуга провайдера при подключении к интернету. Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов – системой авторизации, баннерами, поисковыми средствами, системой безопасности и другими. Она требует привлечения высокопрофессиональных специалистов, а значит, и немалых затрат. И все же веб-издание при прочих равных условиях намного дешевле бумажного.

Все сказанное выше относительно интернет, wee и веб-журналистики останется непонятным без личного опыта работы в интернете и без его наглядного представления. К счастью, подобная визуализация интернета стала возможной.

Первым профессиональным общественно-политическим проектом с четкой структурой, концепцией, постоянным штатом журналистов считается Gazeta.ru, возникшая в 1999 году при слиянии интересов Фонда эффективной политики (ФЭП) и нефтяной компании «Юкос». Таким образом, 1999 год можно считать началом периода появления профессиональных сетевых СМИ. Через год ФЭП создает ресурсы Lenta.ru и Vesti.ru.

Ежедневная Интернет-газета «Лента.Ру», одно из самых популярных на сегодняшний день изданий, выходит с 23 февраля 2001 года. Целевое назначение «Ленты.Ру», по определению главного редактора, – представлять оперативные новости, востребованные широким кругом читателей. Публикуемые «Лентой.Ру» материалы в основном представляют собой обработанные сообщения различных информационных агентств, авторских публикаций нет.

Осенью 2000 года стартовала «Strana.ru», которая позиционировалась как независимая информационная система общенационального масштаба. Сайт опирался на собственную новостную службу и информационные ресурсы государственных медиаструктур (ВГТРК, ИТАР-ТАСС, ОРТ). Ресурс был призван одновременно служить федеральным информагентством и Интернет-представительством семи федеральных округов. Это принципиально новое СМИ совмещает функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства, предлагающее пользователям оригинальные текстовые и мультимедийные материалы.

Новый период активности на рынке медийных проектов пришелся на конец лета – начало осени 2000 года. В августе открылся портал postfactum.ru, объединяющий информацию ОРТ, Издательского дома «Коммерсант» и Агентства политических новостей, в сентябре начал работу информационный сервер компании НТВ – Ntv.ru. Таким образом, период 1999 – 2000 годов характеризуется созданием первых профессиональных проектов собственно сетевых изданий, появлением крупных игроков на сетевом медиа-рынке, активизацией политического фактора в развитии сетевых СМИ и притоком инвестиций в Рунет.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ

Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователи пришли к выводу, что оригинальными свойствами, отличающими их от традиционных каналов распространения информации, являются гипертектуальность, интерактивность и мультимедийность.

Мультимедийность означает возможность передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео. Сам термин мультимедиа возник в 90-е годы ХХ века и предполагал слияние всех каналов передачи информации – периодической печати, радиовещания, ТВ и Интернета в единое целое.

Мультимедиа в отношении Интернет-СМИ – это возможность использования текста, графики, звука и видео в материалах. На современном этапе это свойство сетевых СМИ задействовано далеко не полностью. Этому препятствует неразвитость инфраструктуры Интернета в России и отсутствие скоростных каналов передачи данных.

Гипертекстуальность предполагает систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют редакциям уникальную возможность повысить полноту и достоверность информации, а читателям – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.

Гиперссылки можно разделить на внутренние и внешние:

− внутренние гиперссылки отсылают к информации в пределах одного и того же сайта (на архив, авторов, другие материалы номера);

− внешние ссылки – это ссылки на источники информации вне сайта (другие СМИ, энциклопедии, тематические сайты).

Интерактивность – это многосторонний информационный обмен с потребителем. Некорректно называть интерактивность только свойством Интернет-медиа, она присутствует и в традиционных СМИ – это письма и звонки в редакцию. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двух стороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ реализуется через почту, на телевидении – через телефон.

Интерактивность в сетевых СМИ не ограничивается традиционными письмами в редакцию, а позволяет пользователю в режиме реального времени участвовать в создании содержания, одновременно обсуждать с читателями наиболее актуальные вопросы и корректировать направление развития сюжета. Таким образом, читатель превращается в соавтора, полноправного участника процесса творческой коммуникации.

В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (пользователю представляется возможность формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технологии» (удобство информационной технологии для пользователя) и «люди и люди» (использование современных технологий двустороннего общения).

Интерактивные свойства Интернета предоставляют редакции СМИ возможность двустороннего общения со своей аудиторией. Имеется несколько уровней интерактивности с точки зрения направленности действий участников коммуникации:

− от одного – к одному (самый очевидный пример – письмо журналисту по электронной почте, чтобы поделиться своим мнением или получить дополнительную информацию);

− от одного – многим (например, рассылка электронных сообщений, используя лист рассылки);

− от многих – к одному (например, возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-конференции);

− от многих – к многим (Например, использование досок объявлений, форумов на веб-сайтах, которые позволяют читателям обмениваться взглядами. Это может обеспечить дополнительную перспективу и наполнение исходному материалу).

Помимо этого, у Интернет-СМИ имеются также следующие особенности.

Оперативность. Сеть дает возможность публиковать новости в номер мгновенно по мере их поступления. Однако важность данного свойства Интернет-изданий в настоящее время несколько преувеличена. Оперативность сетевых изданий становится востребованной во время острых кризисов, происшествий, важных событий, то есть примерно два-три раза в год.

Неограниченный объем выпусков изданий. В то время как печатные СМИ ограничены объемом выпуска, телепередача ограничена временем, на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала. Это увеличивает как количество опубликованных новостей, так охват целевой аудитории.

Возможность архивов. Архивы особенно эффективны для сайтов новостей. Когда архив становится все шире, он формируется в очень полезный ресурс.

Доступность. Сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в Интернет.

Неограниченный географический охват. Для сетевых СМИ не существует территориальных границ. Тамбовскую газету может увидеть житель любой страны. Ограничения накладывают только языковые различия.

Возможность повторного использования информации. Телевизионные и радиопередачи невозможно просмотреть повторно без специальной записи на носитель информации, в то время как к текстам сетевых изданий, подобно печатным СМИ, можно обратиться в любое время.

Низкая себестоимость. Низкая себестоимость создания и поддержки сетевого СМИ позволяет достаточно легко войти на рынок Интернет-медиа.

ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание, а с другой –

приобретают специфику, обусловленную средой. Наиболее полно особенности функций СМИ в Интернете рас-

крыты И.Д. Фомичевой.

В сетевых СМИ особый смысл приобретает коммуникативная функция. В Интернет-среде происходит переход от односторонней к двусторонней модели коммуникации. Аудитория перестает быть только получателем сообщений журналиста, а становится полноправным участником процесса информационного обмена.

В условиях Интернета не только журналист, но и аудитория могут участвовать в производстве и обмене информацией. При этом двустороннее общение происходит в одной и той же коммуникативной среде, а общение может происходить в режиме реального времени. Аудитория Интернет-СМИ может использовать довольно широкий круг форм общения между собой и с журналистами: обсуждение отдельной публикации или передачи, заполнение анкет и ответы на вопросы редакции, участие в рейтингах, отсылка вопросов в редакцию и конкретным журналистам, оценка работы канала в целом, обсуждение социальных проблем, высказывание предложений по темам и персонажам будущих публикаций, отсылка собственных материалов для опубликования и др.

Коммуникативная функция Интернет-СМИ имеет явную специфику, по сравнению с традиционными СМИ, и является основой для выполнения других функций. Интернет открывает широкие возможности для двухстороннего общения, однако, для реализации данного потенциала необходимо приложить усилия как со стороны журналиста, так и со стороны аудитории.

Информационная функция Интернет-СМИ обладает рядом специфических характеристик. Мультимедийность Интернета позволяет делать информацию в СМИ более богатой по изобразительно-выразительным качествам. Гипертекстуальность дает возможность расширять содержание информационных сообщений, отсылать читателя к другим ресурсам Интернета.

Интернет-СМИ способны выполнять ценностно-регулирующую функцию, присущую СМИ в целом. Для этого они располагают уникальными возможностями, связанными с оперативностью, интерактивностью и гипертекстуальностью.

Помимо этих функций, присущих как сетевым, так и традиционным СМИ, Интернет-издания выполняют также функции форума и канала социального участия. Функция форума возможна только при двустороннем общении. Таким образом, открываются новые возможности для многостороннего обсуждения проблем, общественного дискурса между населением и представителями власти. Однако далеко не все СМИ эту функцию реализуют. Многостороннее обсуждение невозможно без готовности журналистов организовывать и стимулировать его, а граждан – пользоваться такой возможностью.

Интернет-СМИ выполняют также и рекреативную функцию, присущую СМИ в целом. Для этого они располагают специфическими возможностями, связанными с интерактивностью и гипертекстуальностью.