logo search
Отеч

Региональная журналистика

В Российской Федерации сегодня насчитывается около 90 об­ластей и автономных образований, межобластные и межрайон­ные структуры. Сохраняют свое значение традиционные эквива­ленты понятия "регион" — "территориально-промышленные комплексы", "социально-экономические зоны" и т. д. В качестве основных региональных образований — равноправных субъектов Федерации признаны 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 го­рода федерального значения, одна автономная область и 10 ав­тономных округов. Всем субъектам федерации предоставлена большая политическая, экономическая и управленческая само­стоятельность.

В условиях разделения полномочий между центром и субъек­тами федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т. е. на региональном уровне.

Одним из институтов, обслуживающих их насущные инфор­мационные потребности, является региональная журналистика. Она выступает и в качестве своеобразного зеркала отражения жизни региона и сильнодействующего катализатора, оказываю­щего преобразующее влияние на ее динамику. Будучи подсисте­мой российских СМИ региональная журналистика располагает своей сферой распространения, определенным сочетанием ад­министративно-территориального, демографического и нацио­нального факторов; возможностью непосредственного включе­ния в социальные процессы, происходящие в данной террито­риальный общности.

В работах по истории, теории и практике журналистики тер­мины "местная", "провинциальная", "периферийная", "регио­нальная" используются как синонимы применительно к губерн­ской, областной и региональной (межгубернской и межобласт­ной) журналистике. Многие трактуют "регион" как администра­тивно-территориальное образование, а региональную печать — как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории. Под понятием "регион" подразумевается также определенная географическая территория (не обязательно административная), население которой тесно связано экономической, культурной, этнографической, конфес­сиональной и другой общностью, как, например, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Дон и Северный Кавказ и др.

Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количе­ственные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования. Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называ­емой центральной) прессы, региональная журналистика обслу­живает информационные потребности той читательской аудито­рии, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории.

Радикальные перемены в укладе общественно-политической жизни регионов обусловили соответствующие изменения многих социальных институтов, включая и средства массовой информа­ции. Воздействие, которое оказывает на их функционирование новая политическая, экономическая и социальная ситуация, приводит к возникновению стихийно складывающегося "дикого" информационного рынка, неподвластного, к сожалению, циви­лизованным нормам регулирования отношений в сфере произ­водства и реализации журналистской продукции[27].

Повышенный интерес к теме суверенности как непременного условия будущего процветания региона, апелляция к чувству местного патриотизма, полемичность — все это достаточно на­дежные средства завоевания симпатий читательской, зрительской и слушательской аудитории. Повышенный интерес к своей ре­гиональной журналистике с ликвидацией монополизма одно­партийной региональной прессы с ее сухим канцелярским офи­циозом и прямолинейной назидательностью возрастает.

Региональная периодическая печать. Неотъемлемой частью российской системы средств массовой информации является ре­гиональная печать, занимающая в силу присущих ей отличи­тельных черт особое место в системе СМИ.

До недавнего времени региональная печать имела жестко за­данную иерархическую структуру. Почти вся она была однород­но партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись пре­имущественно соответствующие партийные и советские органы. Каждому территориальному образованию полагался обязатель­ный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий: одна ежедневная общественно-политическая (краевая, областная) четырехполосная газета формата А-2, одна молодеж­ная (комсомольская краевая, областная) газета, формат которой в разных регионах варьировался, один малоформатный партий­ный бюллетень "Блокнот агитатора". В районах издавалось по одной партийно-советской газете формата А-3. В некоторых го­родах издавались зональные (например, для Поволжья, Черноземья или Урала) литературно-художественные журналы. Горо­дам-миллионерам разрешалось иметь вечернюю газету. Так вы­глядела структура краевой, областной и районной печати. Что касается периодической печати национальных образований, то она была представлена более широко.

Новые правовые гарантии способствуют количественному и качественному росту региональной периодики, становлению но­вой ее системы. Формируется учредительский корпус, утвержда­ется множественность в направлениях региональных изданий, плюрализм их взглядов. Читательской аудитории предлагается достаточно широкий выбор непохожих друг на друга, занимаю­щих свою информационную нишу изданий[28].

Начавшийся процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным из­менениям, в целом все еще нестабилен. В значительной степени положение усугубляется высокими ценами на все виды матери­ально-технического обеспечения и услуг. Часто появляющиеся новые издания живут непродолжительное время: многие не на­ходят читательской аудитории, многие не выдерживают конку­рентной борьбы.

И все же при всех трудностях, с которыми столкнулась реги­ональная пресса, в ее развитии к середине 90-х гг. обозначились определенные тенденции. Для периодической печати Санкт-Пе­тербурга, в частности, характерна структурная перестройка. Из-за материальных трудностей были закрыты некоторые многотираж­ные газеты, но начали выходить новые информационно-реклам­ные издания. В их числе "Северная столица", "Брич-ЭКСПО", "Культура, наука, бизнес". Структура периодической печати Петербурга все больше дифференцировалась в расчете на широ­кую сеть потребителей различного рода информации. В структу­ре петербургской периодики было 20 типов изданий. Для специ­алистов различных профилей — "Экономист", "Ученый и инже­нер", для деловых людей — "Эхо", "Деловой Петербург", для молодежи — "Смена", для женщин — "Матери мира", для семьи — "Семейный адвокат", для религиозных объединений — "Церковь Ингрин", для административных районов — "Сестрорецкий обозреватель", для интеллигенции — "Петербургский литератор", для любителей спорта — "Спортивный путеводи­тель" и др.

Процесс формирования новой структуры региональной жур­налистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее ус­пешного функционирования в условиях обостряющейся конку­рентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной инфор­мации. Так складываются предпосылки для развития региональ­ных СМИ.

В Восточной Сибири, в частности, весной 1994 г. функциони­ровало 650 различных структурных звеньев системы средств мас­совой информации. В том числе в Иркутской области — 155 газет, 9 журналов, 58 телепрограмм, 31 радиопрограмма, 1 бюллетень, 4 информационных агентства; в Красноярском крае — 179 газет, 16 журналов, 56 телепрограмм, 2 видеопрограммы, 17 радио­программ, 2 бюллетеня, 2 информационных агентства; в Читин­ской области — 89 газет, 1 журнал, 26 телепрограмм, 1 радио­программа.

В региональную систему периодической печати Кузбасса в 1994 г. выходило 153 газеты, в том числе 4 областных, 35 общест­венно-политических городских и районных, 48 многотиражных. Кроме того, издавались рекламно-коммерческие, религиозные, литературно-художественные и другого типа газеты и журналы.

В систему средств массовой информации Воронежский об­ласти в 1995 г. входило 145 газет и журналов, 38 телепрограмм, 12 видеопрограмм, 27 радиопрограмм.

В состав учредителей газетно-журнальной периодики регио­нов входят две основные группы. Первую представляют государ­ственные (официальные) органы. Сюда вошли издания различ­ных территориальных администраций и их ведомств, газеты го­сударственных предприятий и учреждений. Это несколько меньше половины выходивших в регионе газет, в Иркутской области, например, 67 из 155 газет. Основная тенденция первой группы изданий — сокращение их количества из-за недостаточного фи­нансирования со стороны местной администрации и тяжелого экономического положения государственных предприятий.

Вторая группа изданий основана частными лицами, коммер­ческими, акционерными компаниями, различными политичес­кими партиями и организациями, общественными движениями. В Иркутской области, например, в нее входило около 100 газет и 11 журналов.

Вместе с тем ограниченная численность населения и увели­чивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобре­тать по нескольку газет и журналов. Тем не менее на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий пере­чень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различ­ные запросы читательских групп. Так, в Нижегородской области издаются общественно-политические газеты "Нижегородская правда", "Нижегородские новости" и "Факты, аргументы, ком­ментарии и сенсации (ФАКС)", молодежная "Ленинская смена", газета для жителей села "Земля Нижегородская", областная газета "Профсоюзная трибуна", еженедельное обозрение эконо­мических событий "Нижегородская ярмарка", еженедельники для нижегородских предпринимателей "Биржа" и "Дело", газета для интеллигенции "Курьер", пресс-обозрение "Понедельник", программа передач телевидения и радиовещания "Студия".

Но есть и такие области, где функционирует всего несколько изданий. В частности, на Сахалине читательские потребности удовлетворяют (не считая городских и районных) общественно-политические газеты "Свободный Сахалин", "Губернские ведо­мости" и "Советский Сахалин", молодежная газета "Молодая гвардия", отраслевая "Рыбак Сахалина" и выходящая на корей­ском языке общественно-политическая газета "Се Коре Синмун". Наиболее результативными в контексте развития газетной периодики регионов оказались процессы, так или иначе связан­ные с опытом функционирования традиционных местных типов изданий. Так, именно во второй половине 80-х — начале 90-х гг. существенно расширилась структура областной печати. В Яро­славле, например, издается свыше 20 областных газет: массовые общественно-политические — "Золотое кольцо", "Северный край" и "Провинция", молодежная — "Юность", для людей, за­нятых в сфере бизнеса — "Биржевые вести" и "НЭП" — Новая эра предпринимательства", рекламно-информационные — "РИКО" и "Ярославская неделя", газета социальной защиты на­селения "Голос профсоюзов", религиозная — "Епархиальные ведомости", правозащитная — "Именем закона", детская — "Школяр", отраслевая — "Ярославский строитель", уфологичес­кие — "Неведомое", "Непознанный мир" и "Четвертое измере­ние", информационная — "Обзор-экспресс" и др. Жителям Ярославля адресовано 7 городских газет: общественно-полити­ческий еженедельник "Городские новости" с самостоятельно за­регистрированным рекламно-информационным и художествен­ным приложением "Стрелка", еженедельник деловых новостей "Апостол", газета фонда гражданских инициатив "Содействие", "Ярославский студент" и "Ярославский садовод и животновод", спортивная — "Футбол, хоккей", бульварная — "Вечерний Ярославль". Кроме того, здесь выходят 3 межрегиональные газе­ты, 3 журнала и 25 районных газет.

К числу межрегиональных относятся издаваемая в Ростове-на-Дону политическая, экономическая и литературная газета Юга России "Приазовский край", выходящая в Твери и рас­пространяемая в Нечерноземье газета для садоводов и огородни­ков "Сотка", российская военная газеты "Солдаты фортуны", основанная во Владимире и поступающая также в Москву и Санкт-Петербург; учрежденная в Нижнем Новгороде женская газета "Алена", доставляемая в Ульяновск, Ижевск, Чебоксары, Вятку, Смоленск, Петрозаводск, Саранск и Махачкалу; историко-культурная газета "Родные просторы", предлагаемая читате­лям Санкт-Петербурга, Москвы, Урала, Дальнего Востока и Республики Крым; бульварная газета "Клюква", распространяе­мая в Москве и Санкт-Петербурге.

Заметные перемены произошли и в содержании региональ­ной периодики. Она перестала иметь ярко выраженную полити­ческую направленность. Ей стали присущи политический плю­рализм, отказ от политических приоритетов в жизни региона. Все меньше обращаясь к политическим вопросам, она уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литерату­ры и искусства. На страницах местной печати стали публико­ваться научно-популярные, детективные, фантастические произ­ведения. Одним словом, на смену только политическим статьям пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

Подобные черты стали присущи иркутской "Восточно-Си­бирской правде", воронежским газетам "Коммуна", "Утро", "Берег", "Воронежский курьер", выходившим в Ростове-на-Дону "Молоту", "Вечернему Ростову", "Нашему времени" (быв­ший "Комсомолец"), Появились в Ростове-на-Дону и новые об­щественно-политические независимые газеты "Утро", "При­азовский край", нашедшие свою читательскую аудиторию и за­нявшие стабильное место в системе печати региона.

В структуре региональной прессы утвердились деловые, ком­мерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются по одной-две газеты типа "Коммерсантъ" или "Мегаполис экспресс". В Санкт-Петербурге, в частности, такими изданиями стали "Эхо", "Деловой Петербург", в Ростове-на-Дону — "Город N", в Воро­неже — "Берег", в Барнауле — "Альфа-инвест" и др.

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, за­метно отразились не только на содержании региональной печа­ти, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предна­значенных для села и пишущих о селе. Так, в Ярославле стала выходить "Северная пчела", в Екатеринбурге — "Аграрный ры­нок", в Перми — "Крестьянская газета". Большой интерес у фермеров, дачников, садоводов и огородников вызвали и такие региональные аграрные издания, как "Сам хозяин" (Казань), "Притяжение земли" (Иваново), "Фазенда" (Самара), "Сотка" (Тверь), "Ярославский садовод и животновод" и др. Их содер­жание отражает растущую тягу людей к земле, их интерес к про­фессиональной аграрной информации, культуре земледелия, животноводства, садоводства, огородничества. В местных аграр­ных изданиях много материалов в помощь агрохимическому са­мообразованию, различной информации о характере сезонных работ, полезных советов людям, занимающимся сельским хозяй­ством.

В региональной аграрной прессе к середине 90-х гг. появи­лось немало фермерских изданий. Некоторые из них выходили на 8, другие — на 16 полосах. Разовый тираж их, как и у других региональных аграрных изданий, колебался от 5 до 15 тыс. экз. Так, выходившее в Перми издание ивановских фермеров "Кресть­янская газета" имело тираж до 10 тыс. экз. ("Притяжение зем­ли"), а газета Московского крестьянского союза "Фермер Под­московья" — 5 тыс. экз.

В региональной аграрной прессе появились и издания для горожан, проявляющих интерес к хозяйствованию на земле. На­иболее популярными среди них стали восьмиполосные ежене­дельник "Граунд", "Ваши 6 соток" — газета, выходившая два раза в месяц, и ежемесячная газета "Наша дача".

При общей близости их проблематики, каждая из них имела свою специфику. У газеты "Ваши 6 соток" — это практическая сельскохозяйственная направленность. Она публикует советы и рекомендации, связанные с выбором сортов овощных и плодо­вых культур, элементарными приемами агротехники и т. д. На­значение и направление московского еженедельника "Граунд", учрежденного фирмой "Новистика", выражены в подзаголовке: "Собственникам недвижимости в Подмосковье". В газете есть постоянные разделы: "Недвижимость: купля, продажа, обмен", "Строительные материалы", "Советы специалиста", "Консуль­тации юриста" и др. В материалах разделов приводятся основ­ные данные по продаже земельных участков, их размерах, рас­стоянии от Москвы.

Так исторически сложилось, что в структуре региональной журналистики важное место занимает районная печать. Она всегда испытывала определенные затруднения в кадрах, в мате­риально-техническом обеспечении, в полиграфической базе. Положение ее стало еще более тяжелым в условиях перехода к рыночной экономике. И тем не менее многие районные газеты продолжают пользоваться спросом у местного населения, ибо именно они наиболее близки жителям района, представляют им полезную информацию и рассказывают о знакомых людях, местной жизни и интересующих событиях.

Преодоление трудностей, с которыми сталкивается районная печать, во многом зависит от редакционных коллективов, дела­ющих газету. Так, многие районные газеты Ярославской, Новго­родской, Томской и других областей нашли пути для удовлетво­рения читательских интересов и за счет этого сделали свои изда­ния самыми популярными в области. Ориентируясь на интересы аудитории, они сделали регулярными спецвыпуски и приложе­ния. Так, спецвыпуск Томской районной газеты "Томское предместье" — "Зеленый шум" — посвящен вопросам экологии, спецвы­пуск газеты Верхнекетского района "Заря Севера" называется "В защиту потребителя". Объединенное субботнее приложение "Надежда плюс" подготовлено редакциями трех газет Чаинского, Кривошеинского и Молчановского районов.

Районные газеты, стремящиеся к завоеванию читательской аудитории, обращаются к формам, вызывающим интерес к той или иной сфере общественной и экономической жизни. При этом важна адресность тематических страниц и подборок. Они касаются вопросов, которые волнуют молодежь, женщин, пен­сионеров, экологов. Часто встречаются и "Литературные стра­ницы".

Стремление редакций актуализировать проблематику район­ных газет, являющихся, как правило, органами администрации, четко проявляется в рубриках, характеризующих процесс пере­хода к рыночным отношениям. Среди них, в частности, матери­алы районной газеты "Северянка", "На рынке труда района", "Горячая тема", "Точка зрения", "Социальная бухгалтерия", "Ценная информация" и др.

О популярности районных газет, к примеру в Томской облас­ти, можно судить по таким фактам. Если в городах области (кроме Томска и Северска) на каждых 7 жителей приходится 1 экз. газеты, то в районе — один экземпляр газеты на каждых 5 человек. Плотность подписки на местную газету еще большая в селах Александровское, Первомайское, в городах Колпашево, Стрежевой, Асино и др.

В середине 90-х гг. в региональной журналистике оконча­тельно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. Так, "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Экономичес­кая жизнь", пользующиеся авторитетом в читательской аудито­рии, сделали постоянными присутствие на местах своих регио­нальных редакций, представительств, рекламных агентств и бюро. Прочное место в системе печати Ростовской области, на­пример, заняли "Аргументы и факты на Дону" и "Комсомольская правда на Дону".

Редакции некоторых московских газет развернули в регионах активную информационно-журналистскую деятельность: "КП-Воронеж" ("Комсомольская правда" в Воронеже) выпускает не­сколько рекламно-информационных изданий, вкладыши, осно­ванные на местном материале. Содержание "КП-Воронеж" не оставляет сомнений в том, что это в значительной мере рекламно-коммерческое издание.

Пресса национальных регионов. Демократические преобразо­вания второй половины 80-х — начала 90-х гг. открыли реаль­ные возможности для обновления журналистики национальных образований. Будучи подсистемой региональной печати Россий­ской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, пе­риодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, жен­скими, детскими, религиозными, литературно-художественны­ми, изданиями различных партий и объединений, развлекатель­ными и др.[29]

Разнообразна национальная региональная периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей. Учредителями газет являются, например, административные органы, коллекти­вы редакций совместно с кооперативами, фирмы, частные пред­приниматели. Республиканская газета "Советская Чувашия", уч­редителем которой стал коллектив редакции, выиграла объявлен­ный конкурс на госзаказ и стала выпускать еженедельник "Мо­лодежный курьер". Редакция чувашской республиканской юно­шеской газеты "Танаш" стала издателем журнала "Тетте" для детей дошкольного возраста.

Многообразные формы учредительства, социальные и эконо­мические изменения, происходившие в обществе, способствова­ли процессу интенсивного формирования в национальных реги­онах рынка деловой информации и связанной с ним различной по типам деловой прессы. Во многих городах автономных рес­публик и областей Российской Федерации стали выходить раз­личные информационно-коммерческие издания. При этом струк­тура их заметно изменилась, претерпевая дифференцированное развитие в расчете на различные категории читателей. Это и массовые рекламно-информационные издания типа уфимских "Новых товаров", "Товаров и услуг", и издания для деловых людей — банковских работников, бухгалтеров, предпринимате­лей, бизнесменов, коммерсантов, и специальные отраслевые из­дания для узкого круга специалистов — "Аудит и налогообложе­ние", "Финансовый бизнес", "Монитор" (Республика Башкор­тостан) и др.

Наибольший удельный вес в деловой прессе национальных регионов занимают рекламно-информационные издания и газе­ты бесплатных объявлений. Названия у них самые разные, но суть одна. Они предназначены для обеспечения коммерческой информацией лиц, интересующихся оптовой, мелкооптовой, роз­ничной торговлей, сферой услуг.

Понятно, что различные издания далеко не одинаково осве­щают и оценивают события политической, экономической, со­циальной и культурной жизни республиканского сообщества[30]. Некоторые республиканские издания, провозглашая лозунги роста национального самосознания, ратуют за исключительность соб­ственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов. Однако трудно переоценить и влияние той части республиканской печа­ти, которая успешно играет роль стабилизатора политической обстановки, вносит неоценимый вклад в сдерживание и погаше­ние возникающих в республиках конфликтов, противостоит центробежным силам. В целом ситуацию в республиканской пе­чати характеризует активное участие журналистов в процессах перераспределения власти, в распространении идеи суверените­та, их апелляции к национальному самосознанию, полемике между умеренно-центристскими изданиями и занимающими ярко выраженные антицентристские позиции новых изданий определенной политической ориентации.

В проблематике региональной журналистики заметное место заняли материалы, посвященные вопросам истории своего наро­да, культуры, языка, этнографии и т. д. Так, в прессе Республи­ки Башкортостан последовательная и углубленная разработка исторической темы возвратила имена выдающихся личностей башкирского народа Акая-батыра, Салавата Юлаева, Зайнуллы-ишана, М. Муртазина и незаслуженно забытого 3. Валиди.

Духовному, нравственному возрождению каждой нации, ее исторической памяти активно содействуют различные общес­твенные организации, партии, национальные движения и груп­пировки. Вместе с тем они стимулируют процесс политизации республиканской печати. В Республике Татарстан, например, выходившие здесь периодические издания можно подразделить на три основные группы: центристские издания ("Советская Та­тария", "Известия Татарстана" и др.), общедемократические ("Вечерняя Казань") и националистического толка ("Суверени­тет", "Шахри Казан" и др.).

Республиканская печать несет многообразную информацию для населения коренной национальности. Она рассчитана и на национальные группы, проживающие на территории республи­ки и способствует межнациональному сотрудничеству. Издается она как на государственном для данного субъекта федерации языке, т. е. на языке коренной национальности, так и на языке межнационального общения, которым является русский язык, а также на языках народов, проживающих в данной автономной республике или области.

Иными словами, журналистика Российской Федерации про­должает носить многонациональный характер. В 1995 г. газеты и журналы выходили на 36 языках народов, проживающих в стра­не. Возродился выпуск изданий для чувашской диаспоры Татар­стана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской областей. В Башкирской республике издаются одна республиканская и две районные газеты на чувашском языке, в Татарстане — республи­канская газета "Сувар", газеты в четырех сельских районах.

Позитивное влияние на уровень межнационального общения, на развитие культурной инфраструктуры в регионах оказывают межрегиональные газеты. Одна из них — "Добрый день". Мно­гообразные по своему содержанию ее материалы способствуют расширению общего информационного пространства в Волго-Вятском регионе Российской Федерации.

В республике Северная Осетия — Алания республиканские газеты "Северная Осетия", "Растдзинад", ''Слово", упрочили свои позиции, занялись всесторонним обсуждением, анализом и обобщением жизненно важных вопросов, вставших перед об­ществом в новых условиях экономической и общественно-поли­тической жизни. В частности, авторы многих публикаций едины в том, что необходимо кардинально изменить свое отношение к организации народного образования, с которым связано буду­щее народа. Журналисты республиканских газет, пишущих на самые разные темы, связанные с политикой, экономикой, ре­формами, экологией, фермерством, как правило, часто выходят на проблему функционального образования, перестановки кад­ров, повышения общеобразовательного и культурного уровня народа.

Сейчас, когда идет перестройка межнациональных отноше­ний, одним из важнейших принципов развития системы многонациональной печати, совершенствования ее структуры стано­вится полное удовлетворение общественных потребностей каж­дой нации и народности Российской Федерации, какой бы ма­лочисленной она ни была, имеет свою государственность или нет, в периодических изданиях на родном языке.

В настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке суще­ствуют 8 автономных округов: Агинский бурятский (Читинская область), Корякский (Камчатская область), Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ор­дынский бурятский (Иркутская область). В 1989 г. в Республике Саха (Якутия) образован первый в регионе Эвено-Бытантайский национальный район. Определенными возможностями для раз­вития периодической печати на языках малочисленных наро­дностей Сибири и Дальнего Востока располагает местная, рес­публиканская и областная периодическая печать. В Республике Саха (Якутия), в частности, поднимается вопрос о публикации в целях национального развития эвенской и эвенкийской наро­дностей специальной регулярной страницы, отдельных материа­лов на этих языках в республиканской газете на якутском языке "Кыым" ("Искра"). Аналогичными возможностями располагают периодические издания на русском языке Магаданской и Саха­линской областей Хабаровского края. Осуществление такого за­мысла в условиях рыночных отношений, без государственной поддержки или финансовых инъекций коммерческих структур, дело очень сложное, но перспективное. На базе отдельных "Страничек" могут возникнуть самостоятельные издания на раз­личных национальных языках.

Переход к рыночным отношениям заметно отразился на со­стоянии всей региональной, в том числе и национальной жур­налистики. Особенно это проявилось в экономическом положе­нии периодических изданий. Дорогой остается бумага, высокие цены на полиграфическое исполнение, услуги связи. Цена до­ставки только одного номера республиканской газеты оценива­ется втрое дороже, чем его выпуск.

Высокая стоимость периодических изданий повлекла за со­бой сокращение читательской аудитории почти всех газет и журналов. "Советская Чувашия" в 1994 г. имела тираж всего около 4 тыс. экз., "Известия Мордовии", приносившие раньше значительную прибыль, выходили тиражом в 6 тыс. экз. В тяже­лых экономических условиях оказалась районная печать. Ее судьба оказалась во многом в руках монополистов сферы произ­водства и распространения информации. Чрезвычайно низким остается полиграфическое исполнение периодических изданий национальных регионов. Для обновления издательской базы только Татарстана, например, требуется более 4 млрд. руб.

И все же дело не только в материально-технических труднос­тях, которые испытывает национальная журналистика. Многое зависит от содержания периодических изданий, от их социаль­но-политической ориентации. Те из них, которые понимают интересы и запросы аудитории в информации, пользуются по­пулярностью. Так, в Татарстане наиболее популярной из мест­ных газет является "Вечерняя Казань". Причины ее высокого рейтинга среди читателей кроются в определенной критической настроенности к властям, но главная — в высоком профессио­нализме.

Большой интерес у читателей вызывает и газета "Татарстан яшляре" за счет элементов смелости и сенсационности. Высо­кие тиражи газет "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарс­тан" непосредственно связаны с четкой адресной направлен­ностью материалов, стабильностью проблематики.

В структуре национальной прессы есть немало и "независи­мых" изданий. Их учредителями являются редакционные кол­лективы либо издаются совместными финансовыми усилиями редакций, административных или деловых структур. В Мордо­вии, в частности, к числу таких газет относится "Столица С.", пользующаяся финансовой поддержкой коммерческих организа­ций.

Вместе с тем дотации остаются необходимой мерой. Редак­ции многих газет держатся на дотациях государства. Они позво­ляют сохранить сложившуюся структуру периодики на национальных языках, которая в условиях информационного рынка оказалась неконкурентоспособной. Благодаря финансовой по­мощи государства существуют издания для детей, пенсионеров, инвалидов. И хотя прямого политического давления на респуб­ликанскую печать нет, но политика дотаций может выступать основным способом воздействия на издание.

Региональные литературно-художественные журналы. Среди основных тенденций журналистики Российской Федерации в начале 90-х гг. — резкое сокращение тиражей периодических изданий по сравнению с начальным периодом развития гласнос­ти. Особенно это коснулось местных литературно-художествен­ных журналов, которые тяжело перенесли переход к рыночным отношениям. В 1993 г. практически прекратил свое существова­ние старейший журнал "Сибирские огни". Журналы "Урал", "Дальний Восток", "Дон" изменили формат, уменьшились в объеме.

При всех сложностях перехода к рыночным отношениям ин­терес читателей к региональным литературно-художественным журналам продолжал оставаться. Их привлекают сопричастность к местной жизни, возможность сопереживать событиям, о кото­рых повествует издание, стать свидетелем рождения нового та­ланта и многое другое, что может быть присуще только местно­му изданию.

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опи­раясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и полити­ческим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непре­ходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учре­дителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламода­телей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

К середине 90-х гг. выходили журналы автономных образова­ний — "Байкал", "Алтайский сборник"; городские — "Ясная Поляна", "Радонеж", "Иртыш"; литературно-художественные и общественно-политические — "Волга", "Дон", "Подъем", "Урал"; межобластные — "Север", "Дальний Восток" и др.

Возник новый тип межобластного издания. Им стал литера­турно-исторический журнал "Русь". Его учредителями являются писательские организации Владимирской, Ивановской, Кос­тромской, Ярославской областей, соучредителями — Петровская Академия наук и искусств (Санкт-Петербург) и Лига "Российское отечество" (Москва). Выходит он в Ростове Великом — одном из старейших русских городов, составляющих Золотое кольцо России. Именно здесь закладывались традиции российских провинциальных журналов, уходящие в далекий 1786 г., когда в Ярославле вышел первый в России провинциальный журнал "Уединенный пошехонец".

Намерение редакции заняться углубленной разработкой во­просов истории, по-новому взглянуть на многие события дале­кого и не столь уж далекого прошлого своего Отечества четко проявляется в тематических направлениях журнала, получивших отражение в его рубриках и разделах: "История отечества", "Ли­тературная Россия", "Религиозные чтения", "Краеведческий из­борник", "Русский быт", "Старинный анекдот".

К литературно-историческим относит себя и журнал "Рус­ская провинция".

Несмотря на некоторые различия в проблемно-тематических направлениях, всем региональным литературно-художественным журналам присущи общие черты. Это — местные издания, про­являющие огромный интерес к провинциальному быту и нра­вам, к краеведению, этнографии, географии. Журналы являются центрами объединения местных писателей, колыбелью молодых, начинающих литераторов.

Не случайно в журнале "Урал" для молодежи создан "журнал в журнале", получивший название "Текст". Он предоставляет свои страницы начинающим авторам. Еще дальше пошли редак­ции некоторых газет и журналов Чувашии. Они стали выпускать "Книги в газете", приложения к газетам и журналам.

Новые формы привлечения читателей ищут и другие литера­турно-художественные издания. Так, в журнале "Дальний Вос­ток" открыт раздел "Общая тетрадь". Он напоминает существо­вавший в дореволюционные годы в провинциальных журналах раздел "Смесь". Здесь публикуются письма, анекдоты, забавные случаи, советы из народной медицины, сказки и рассказы для детей и др. Особое место в журнале отводится "Рекламному приложению".

И хотя экономическое положение региональных литератур­но-художественных журналов все еще не очень стабильно, вы­ход из кризиса четко обозначился. С каждым годом все заметнее становится тенденция укрепления их положения в структуре местной журналистики.

Местное телевидение и радиовещание. Политическая и эконо­мическая децентрализация, возникшая вслед за дезинтеграцией СССР, актуализировала проблему расширения местного телеви­дения и радиовещания Российской Федерации. Реальная неза­висимость потребовала от них упрочения своей самостоятельно­сти в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы теле­видению и радиовещанию стать непосредственными соучастни­ками происходивших перемен в регионе и во всей стране[31].

Творческий поиск местных студий телевидения начался с от­каза от "глобальных", "всеохватывающих" программ, с создания гибкой модели, учитывающей разнообразие местных особеннос­тей.

Содержательная структура телепрограмм, например Хабаров­ской или Воронежской, Дальневосточной или Якутской телесту­дий, в значительной степени зависит от специфических местных условий, включающих в себя исторические, географические, экономические, политические и социокультурные особенности каждого региона, а также учета демографической особенности конкретной телеаудитории.

Вместе с тем на формирование программ заметно влиял пе­реход к рыночным отношениям, которые параллельно с внедре­нием многоукладности в экономическую жизнь региона способ­ствовали утверждению здесь различных форм собственности в области электронной прессы. Основными из них стали государ­ственная, государственно-кооперативная, акционерная, частная, принадлежащая отдельному владельцу или группе лиц.

К началу 90-х гг. относится формирование в регионах систе­мы государственного и коммерческого телевидения. Причем второй тип местного вещания развивался более интенсивно, все заметнее конкурируя с государственным. И это вполне понятно: телезрителя не устраивала информация, поступающая только от одного телеканала. Он стремился познакомиться с иными точ­ками зрения на различные проблемы.

Многопрограммность местного телевидения, базирующаяся на различных источниках финансирования, стала реальностью. В основе многопрограммности лежали тематический, адресный, территориальный, национальный, временной признаки.

В условиях конкуренции зрелищ, ставшей очевидной с сере­дины 90-х гг., сохранились и продолжали пользоваться популяр­ностью у телезрителей и некоторые существовавшие ранее на местном телевидении, конкретные контактные формы и про­граммы. Так, государственная телерадиокомпания "Петербург — 5 канал" возродила выходившую в прямой эфир в 1987—1988 гг. передачу Ленинградского телевидения "Срок ответа сегодня". Представлявшая собой психологическую телеслужбу, она заняло прочное место в программах с октября 1993 г. Телевизионная служба "Скорая помощь", или "Срок ответа сегодня", выходит в эфир пять раз в неделю в 14 часов и позволяет зрителям услы­шать из уст юристов, врачей, сотрудников городских служб от­веты на волнующие их вопросы.

Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна. Региональное вещание оказывает на нее ощутимое воздей­ствие, поскольку телевидение сохраняет за собой статус наибо­лее распространенного источника информации. В региональной системе СМИ коммерческие телеканалы привлекают зрителей различными информационными и культурно-развлекательными программами.

В начале 90-х гг. в Ростове-на-Дону в эфире появились пере­дачи независимой телестанции "51-й канал". Она ставила своей задачей информировать ростовчан о наиболее интересных собы­тиях в регионе. С тех пор ежедневно в эфир идут два тридцати­минутных выпуска новостей. По субботам на телеканале посто­янная информационно-развлекательная программа "Регион", которая органически вписывается в систему местного телеобме­на между 15 городами России и 80 городами Украины.

Независимый телеканал "Южный регион" формирует свои программы на основе передач спутникового телевидения. Канал трижды в день выходит в эфир с информационными программа­ми: в 7 часов утра зрители имеют возможность познакомиться с материалами программы СНН, в 12 часов дня — с мировыми новостями, в 6 часов вечера — с событиями, происшедшими в Ростове-на-Дону.

"51-й канал" и "Южный регион" — это две из пяти незави­симых телевизионных станций, работавшие в городе. В их числе "35-й канал" "Теле-Х", "38-й канал" и 35-й канал "Дон-ТР". Кроме них действует также государственная телерадиовещатель­ная компания "Дон-ТР".

В середине 90-х гг. во многих крупных городах Российской Федерации работали негосударственные коммерческие теле- и радиокомпании: в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге. В Уфе постоянно выходили в эфир станции "Толпар", "Вос­ток", "Шарк" и др.

В системе региональных СМИ радио продолжает оставаться самым массовым, оперативным и широкодоступным средством информирования различных слоев населения. По структуре ре­гиональное радиовещание подразделяется на республиканское, краевое, областное, городское и районное. Имевшееся ранее фабрично-заводское радиовещание с начала 90-х гг. прекратило свое существование. Несмотря на то, что все структурные звенья регионального радио представляют собой местные средства мас­совой информации, программы городских и районных редакций радиовещания оказываются наиболее приближенными к интере­сам слушателей. Причины во многом связаны с резким падени­ем тиражей местных периодических изданий, повышением цен на них, закрытием некоторых городских и районных газет. Ра­дио осталось единственным источником информации о жизни города, района.

Ситуация, сложившаяся на информационном поле, привела к тому, что с начала 90-х гг. заметно усилилась роль местного ра­диовещания в системе региональных СМИ. До 1990 г. в СССР и в России были лишь государственные редакции радиовещания различного регионального уровня, входившие в единую систему Гостелерадио СССР. По данным на 1 января 1991 г. существова­ла 301 редакция городского радиовещания, 189 из них действо­вали на территории России.

Новые тенденции проявились после принятия Закона "О пе­чати и других средствах массовой информации". К концу 1991 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Новосибирске и других крупных городах Российской Федерации появилось независимое негосударственное вещание. Оно возни­кло параллельно с государственными городскими редакциями радиовещания.

Среди первых не зависимых от государства редакций можно назвать "Радио Магнитогорск-1" и Хабаровскую редакцию "Восток". Их учредителями стали трудовые коллективы и от­дельные физические лица. К середине 90-х гг. не зависимые от государства радиостанции работали практически во всех круп­ных городах страны. Так, в Челябинской области заявили о себе четыре редакции нового типа — в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе.

И все же наиболее многочисленными продолжают оставаться городские федеральные редакции радиовещания, финансируе­мые из государственного бюджета. Их в стране около 200 и пе­редачи они ведут практически во всех городах России.

К середине 90-х гг. в систему местного радиовещания доста­точно активно вошла еще одна, весьма значительная, группа го­родских редакций радиовещания. Они выделились из государст­венных редакций или комитетов по телевидению и радиовеща­нию, а учредителями их стали физические лица и государствен­ные органы. Одной из таких городских редакций радиовещания, в частности, стала Челябинская "Новая волна-2", учрежденная восемью физическими лицами — бывшими работниками Че­лябинского областного комитета по телевидению и радиовеща­нию — и администрацией г. Челябинска.

Содержание программ местного радиовещания в значитель­ной степени зависит от положения редакций. Те, кто входит в структуру государственного вещания, в большинстве своем оста­ются приверженцами сложившихся в прошлые десятилетия про­грамм передач, их содержания. Как и раньше, они опаздывают с передачей оперативной информации. Так, Ставропольское крае­вое радио редко поднимает острые, злободневные проблемы, дает преимущественно информацию из городов и плохо освеща­ет жизнь отдаленных районов, сильно отстает с освещением со­бытий.

Региональные редакции радиовещания любого уровня, неза­висимые или в меньшей степени зависимые от государственных источников финансирования, строят свою работу более творчес­ки. В программах Хабаровского радио "Восток", например, пря­мой эфир занял заметное место. В его передачах часто выступа­ют с комментариями по важнейшим событиям, происходящим в стране и регионе, видные специалисты различных отраслей на­родного хозяйства, представители органов государственной власти, депутаты.

В районах компактного проживания чувашского населения в Татарстане местное радио выпускает специально для них раз­личные передачи. В Ульяновске также выходят в эфир радио- и телевизионные программы для чувашского населения, прожива­ющего в области.

В программах радиостанции "Титан" г. Уфы, "Радио Магни­тогорск-1" и других все чаще в прямом эфире появляются слож­ные информационно-публицистические передачи. Большой по­пулярностью среди населения пользуются культурно-просвети­тельные передачи Челябинской студии радиовещания "Новая волна-2".

***

Во всей региональной прессе России к середине 90-х гг. прочно утвердился процесс децентрализации информационного потока, получила развитие сеть региональных информационных агентств, передающих информацию из определенных областей или регионов России. Так, в Иркутской области создано 4 но­вых информационных агентства: в Иркутске — "Сибтранспресс" и "ЛАКИ", в Братске — "Пресс-мен", в Усть-Илимске — "Гарантинформ".

В числе региональных агентств также: ПИА (Поволжское ин­формационное агентство), ЕАН (Европейско-Азиатские новос­ти), Урал-акцепт и многие другие, информация которых не по­является в изданиях, выходящих в Москве. Основными потре­бителями информации местных информационных агентств яв­ляются региональные средства массовой информации, хотя иногда их сообщения используются и в федеральной прессе.