logo
Отеч

Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности

В середине 80-х гг. к руководству партией пришел М. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Это был, безусловно, позитивный шаг, начало нового полити­ческого курса. Однако в материалах апрельского (1985 г.) Пле­нума ЦК КПСС, в документах XXVII съезда партии и XIX Все­союзной партийной конференции незыблемой оставалась линия на централизацию партийного руководства средствами массовой информации, целью которой являлось обязательное проведение в жизнь директив КПСС. Широко обнародованная гласность оказалась лишь продекламированной, но она не коснулась мно­гих сфер государственной и общественной жизни, в том числе взаимоотношений прессы и партийных органов.

Демократизация и гласность не только открыли для журна­листов новые темы, но и создали им огромные трудности. Ни­когда прежде однопартийная советская журналистика не сталки­валась с необходимостью объективного отражения многочислен­ных проблем, рожденных новым политическим и экономическим мышлением. На страницах газет и журналов, в телевизионных и радиопрограммах отражалась реальная жизнь с ее достижениями и противоречиями, во всем многообразии различных мнений и суждений.

И все же развитию гласности препятствовали силы и традиции, складывавшиеся десятилетиями. Сохранялся частокол всевоз­можных табу, запретов на правдивое освещение недалекого про­шлого и реальностей перестроечного периода. Главлит, как и прежде, стоял на страже чисто ведомственных интересов.

КПСС, исходя из реальных условий, в которых оказалось об­щество, пошла на радикальное изменение своей политики, в том числе и по отношению к СМИ.

Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период от административно-командной системы управ­ления экономикой к рынку, от тоталитарного режима к право­вому государству, от приоритетов идеологических ценностей од­ного класса к общечеловеческим ценностям и им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политичес­кой ситуации.

Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

После 70 лет ограничений средства массовой информации за­говорили в полный голос. Они стали мощным рычагом начав­шихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознатель­ных действий по слому административно-командной системы.

Гласность стала для средств массовой информации важнейшим рычагом борьбы за демократизацию жизни общества. Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопар­тийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тыс. газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и област­ных, более 2,5 тыс. журналов. В ведении партийных комитетов находилось 114 издательств. Тираж "Правды" превысил 11 млн. экз., "Труда" перевалил за 18 млн. экз., за 8 млн. экз. перешагнул тираж "Известий", а "Комсомольской правды" — за 17 млн. экз.[1]

Развернувшаяся перестройка привела к все более возрастаю­щему авторитету СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.[2] Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов — на 4,3%[3].

При всей деформации межнациональных отношений структур­ный характер советской журналистики оставался многонацио­нальным. В 1989 г. газеты выходили на 55 языках. Тираж респуб­ликанских газет увеличился на 1 млн. 200 тыс. экз., на 700 тыс. — областных, на 1 млн. 700 тыс. — районных и на столько же — городских[4].

Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой — демократической и многопартийной — системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, кото­рая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное пра­во КПСС на издание периодической печати.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР "О печати и дру­гих средствах массовой информации"[5]. Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в де­мократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудито­рию. Около 850 газет выходило впервые. В их числе 233 принад­лежали редакциям и издателям, 291 — общественным организа­циям, 124 — ассоциациям, 99 — кооперативам, 55 — совместным предприятиям, 24 — партийным организациям, 25 — акционер­ным обществам, 19 — религиозным организациям. (Почти треть всей периодики — это частные издания.)[6]

Если учесть, что Министерство печати и массовой информа­ции Российской Федерации к середине марта 1991 г. зарегис­трировало более 600 изданий, а Моссовет — около 300, то всего в Москве к августу 1991 г. выходило более 2600 газет и журна­лов, половина из которых — новые.

Создание института учредителей периодических изданий яви­лось важнейшим шагом в организации видоизменявшейся струк­туры центральной и местной прессы. Многообразие форм учре­дительства позволило типологически расширить систему перио­дической печати. Вышли в свет газеты Верховных Советов рес­публик, издания областных, краевых Советов народных депута­тов, общественно-политические и иллюстрированные ежене­дельные газеты, журналы и бюллетени, еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением, еженедельники для массовой аудитории, газеты, рассчитанные на подготовленного читателя, ежемесячные издания газетно-журнального типа и др.

Новые тенденции в организации издательского дела, переход к рыночным отношениям изменили положение прессы. В осо­бенно тяжелых условиях оказалась демократическая печать Рос­сии. В наиболее выгодных — издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства — финансы, бумага, полиграфическая база. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно но­вые издания: "Независимую газету", "Куранты", "Коммерсантъ" (с воскресным приложением), "Совершенно секретно" (ежемесячник) и др. Появились издания Верховных Советов республик: "Россия", "Вестник Грузии", "Голос Армении" и др.

В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали теле­видение и радиовещание. Передачи в цветном изображении принимались более чем в тысяче городов. Для этих целей использовались радиорелейные линии и около 3 тыс. ретранслято­ров, а также космические средства связи: спутники Земли, "Молния", "Радуга", "Горизонт", 85 наземных станций "Орби­та", 10 станций международной системы "Интерспутник".

Все передающие станции страны работали в единой системе. ЦТ вело передачи по 14 программам. Все они шли в цветном изображении.

В 1986 г. кроме Всесоюзного радио передачи готовили 162 ко­митета. Радиовещание охватило всю территорию страны. Сред­несуточный объем вещания для населения страны составил свыше 1300 часов, в том числе передачи Всесоюзного радио — свыше 150 часов. Осуществляли передачи из Москвы 162 аппаратно-студийных комплекса. Всесоюзное радио транслировало переда­чи по 9 программам[7].

К концу 1988 г. в стране насчитывалось свыше 150 млн. ра­диоприемных аппаратов, в том числе свыше 70 млн. приемников и более 75 млн. трансляционных точек. Если объем всех девяти радиопрограмм перевести на газетные полосы, то оказалось бы, что радио ежесуточно издавало более 350 газет большого формата. Радиовещание велось на 72 языках народов страны и на 70 язы­ках народов зарубежных стран[8].

В каждой республике Союза работала своя студия телевиде­ния. В 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров. Но права их были чрезвычайно ограничены. Их эфирное время и объемы суточных передач жестко регламентировались Гостелерадио СССР[9].

В зоне уверенного приема телевизионных программ прожи­вало около 230 млн. человек, т.е. почти 90% населения страны. 160 млн. человек имели возможность принимать две программы. У населения в 1988 г. было свыше 80 млн. телевизоров, в том числе 8 млн. цветных.

В 1990 г. вещание вел 131-программный телецентр, 176 ра­диодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. Передачи Всесоюзного радио велись по 14 программам, включая дубли для всех часовых поясов. Центральное телевидение осуществляло передачи по 14 программам с учетом дублей 1 и 2 общесоюзных программ для 5 вещательных зон. Среднесуточный объем всех программ ЦТ составлял 183,5 часа[10].

Радиовещанием была охвачена практически вся территория СССР, 85% населения принимало телевизионные передачи, осу­ществляемые с использованием космических средств связи.

1990 г. стал последним годом существования Государственно­го комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Но за ней, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на техничес­кие средства.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информаци­онного пространства СССР. Национальные республики Союза одна за другой провозглашали свой суверенитет. Освобождаясь от диктата Центра, они рвали десятилетиями установившиеся традиции и в сфере журналистики, решительно отказывались от распределения сверху эфирного времени и его объемов для рес­публиканских радиокомитетов и телестудий и по своему усмот­рению устанавливали время трансляций теле- и радиопередач из Москвы.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами. Таким образом распад СССР, ускоренный августовскими событиями 1991 г., распад унитарно­го государства, новое геополитическое устройство на обширной территории страны повлекли за собой коренные изменения в работе телевизионной и радиосистем.

Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) не смогло существенным образом повлиять на восстановление даже на новой организационной основе единого информационного пространства стран содружества.

Во второй половине 80-х гг. значительные изменения про­изошли в информационной службе страны. В июле 1985 г. Те­леграфное агентство Советского Союза отметило свое 60-летие, оставаясь основным монополистом оперативной информации. Агентство ежедневно готовило и передавало для 4 тыс. советских газет, радио и телевидения СССР 300—325 внутрисоюзных и международных сообщений. Еще больший поток информации направлялся на восьми языках по зарубежным каналам ТАСС. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информаци­онных агентств, министерств информации, редакций газет, жур­налов, телевизионных и радиокомпаний и других организаций из 115 стран. В середине 80-х гг. корреспонденты ТАСС были аккредитованы в 125 зарубежных странах[11].

Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной ин­формации. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фак­тически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти. В 1989—1991 гг. ТАСС оставался в стороне от тех процессов, которые происходили в обществе, хотя они касались и средств массовой информации, информационной службы. Произошла реорганизация АПН в информационное агентство "Новости", в стране возникали но­вые информационные агентства[12].

Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-ни­будь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия — "Интерфакс", "Постфактум", "ИМА-пресс", "СИА", "Харьков-новости", "БИС", "МГ" и др. Организацию их взяли на себя профессио­нальные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе. Так, "Постфактум" был создан на базе инфослужбы "Факт"; "ИМА-пресс" — молодежной редакции АПН; "Харь­ков-новости" — местного отделения АПН; "МГ-пресс" — газеты "Молодая гвардия"; "Дана-пресс" — корпункта "Известий" в Алма-Ате...

Информационное агентство "Интерфакс" было организовано в сентябре 1989 г., когда в стране существовало уже несколько негосударственных агентств, в частности, "Постфактум", "Студинфо" и др. Практически меньше чем за год "Интерфакс" по достоверности информации и ее тематическому спектру вышел на первое место среди негосударственных агентств, а в бизнес-информации обошел и ТАСС.

Колыбелью "Интерфакса" стал отдел информации студии иновещания Гостелерадио, который за счет продажи информа­ции на внешний рынок сумел отделиться в самостоятельную структуру, уделив большое внимание организации отдела поли­тики и службы бизнес-информации. Из других агентств боль­шим авторитетом у подписчиков пользовался экономический отдел "Постфактум". Но вскоре он влился в структуру издатель­ского дома " Коммерсанта" и стал основным поставщиком инфор­мации для его изданий.

С начала 90-х гг. экономическая информация агентства "Ин­терфакс" среди иностранных деловых кругов и бизнес-изданий котировалась выше, чем подобного же рода сообщения всех дру­гих агентств страны, включая ИТАР-ТАСС. Кроме ежедневного экономического обзора "Интерфакс" выпускал пять еженедель­ных специализированных изданий для иностранных и российских промышленных и торговых фирм и финансовых структур.

Помимо ежедневного выпуска экономических новостей и специализированных бизнес-изданий агентство четыре раза в сутки, не считая экспресс-выпусков, распространяло блок поли­тических новостей "Интерфакс Ньюс" и около десяти специа­лизированных изданий по законодательству, дипломатии, соци­ологии, статистике и другим вопросам.

В конце 80-х — начале 90-х г. появлялись новые информаци­онные агентства и на местах: "Сибинформ", "Урал-акцепт", "Урал-Советы" и др. Региональные агентства представляли собой объединения местных журналистов. Используя свой профессио­нальный опыт и деловые контакты, они взялись за сбор и распространение информации, удовлетворявшей запросы не только местных структур средств массовой информации, но и более вы­сокого уровня.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. заметно отразилась на состоянии средств массовой информации страны. Одно из первых постановлений Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), принятых 19 августа 1991 г., касалось прекращения выпуска всех центральных и московских газет и журналов, за исключением шести газет КПСС, а также "Труда", "Известий" и "Красной звезды"[13].

19 августа журналисты "Независимой газеты" решили выпус­тить очередной ее номер. Но это им не удалось. Материалы не вышедшего в Москве номера "НГ" были переданы за рубеж. Их опубликовали многие газеты мира. В полном своем варианте номер "Независимой газеты", запрещенный в Москве, вышел в Париже на французском языке 100-тысячным тиражом. Его вы­пустил на свои средства французский еженедельник "Курье Интернасьональ". Вечером того же дня редакция "НГ" передала ведущим информационным агентствам и газетам зарубежных стран "Обращение к свободным журналистам мира", в котором содержался призыв организовать мощную международную ак­цию в поддержку свободных советских журналистов и всей сво­бодной советской прессы. "Обращение" было напечатано на следующий день в газетах США, Англии, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Греции, Австрии и других стран[14].

К концу дня 19 августа на улицах Москвы, в метро, в перехо­дах появились сотни листовок, отпечатанных на ксероксах, из­данных практически всеми запрещенными к выпуску газетами. Листовки единодушно осуждали путчистов и тех, кто их поддер­живал.

20 августа у Белого дома в Москве состоялся стотысячный ми­тинг. Вместе с защитниками демократии на площади были и жур­налисты газет, запрещенных путчистами. Утром того же дня ре­дакторы 11 независимых газет собрались в редакции "Московских новостей" и договорились выпускать "Общую газету", экстренно зарегистрированную в Министерстве печати РСФСР.

21 августа 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Ельцин издал указ "О средствах массовой информации в РСФСР", в ко­тором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на терри­тории РСФСР. ТАСС, агентство "Новости", а также газеты "Правда", "Советская Россия", "Гласность", "Рабочая трибуна", "Московская правда", "Ленинское знамя" и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против предста­вителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих газет как изданий КПСС.

Этим же указом отстранялись от исполнения должностных обязанностей директор ТАСС и председатель информационного агентства "Новости" за "осуществление дезинформации населе­ния и мировой общественности о событиях в стране". В связи с тем, что Всесоюзная телерадиокомпания в дни путча являлась одним из основных орудий ГКЧП, ее руководитель указом пре­зидента был смещен со своего поста.

22 августа возобновился выход всех запрещенных ГКЧП де­мократических изданий. В эти августовские дни широкое при­знание, в первую очередь со стороны зарубежных средств ин­формации, пришло к агентству "Интерфакс". В дни путча боль­шинство иностранных журналистов, работавших в Москве, были единодушны в своей оценке деятельности "Интерфакса": он работал оперативнее и объективнее всех советских средств массовой информации.

События августа 1991 г. в значительной мере повлияли на политический спектр формировавшейся демократической жур­налистики страны. Гарантом ее стабильности в обществе явился указ президента РСФСР "О мерах по защите свободы печати в РСФСР", принятый 11 сентября 1991 г.

Проходившие перерегистрация функционировавших и регис­трация вновь создаваемых периодических изданий и других средств массовой информации позволили представить реальное состояние структуры СМИ в последние месяцы 1991 г.

На начало ноября 1991 г. Министерство печати и массовой информации РСФСР зарегистрировало 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 информационных органов получили свидетельства в бывшем союзном ведомстве[15]. Особен­но большое количество изданий выходило в крупных городах. Так, в Санкт-Петербурге издавалось около 140 общественно-по­литических, специализированных, рекламных газет.

Реформирование экономики не могло обойти стороной и журналистику. Газетный рынок в стране сложился одним из первых. Теперь, как любая отрасль, столкнувшись с экономи­ческими проявлениями рынка, средства массовой информации оказались под их воздействием. И дело здесь было не только в конкурентоспособности издания. Даже у лучших из них — газет "Московские новости", "Литературная газета", журнала "Новый мир" резко упало число подписчиков. А такие массовые популяр­ные газеты, как "Труд" и "Комсомольская правда", потеряли по пять миллионов подписчиков[16]. Читательская привязанность к из­данию обернулась тяжелыми последствиями. Неконтролируемый рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сдела­ли нищими прежде всего те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к невероятно вы­соким ценам на периодику. В газетно-журнальном мире страны сложилась такая ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю[17].

Причина резкого падения тиражей многих центральных изда­ний была связана также с тем, что они превратились в инстру­мент борьбы за власть. Не случайно читательская аудитория от­дала предпочтение такой газете, как "Аргументы и факты". В 1991 г. у нее было зарегистрировано рекордное число подписчи­ков — 33 млн.

В условиях рыночных отношений судьба большинства изда­ний оказалась в руках рекламодателей. "Охота" за рекламой явилась следствием экономических трудностей, с которыми столкнулась освобожденная пресса. Предоставленная независи­мость для большей части ее оказалась провозглашенной фор­мально в силу непомерных расходов на производство и тран­спортировку. Даже реклама не смогла обеспечить финансовую независимость многих изданий. Они, как и прежде, могут су­ществовать, получая государственные дотации.

В журналистике начала 90-х гг. заметно выделились несколь­ко направлений.

Первое касалось изданий, политических по сути, но не свя­занных с какой-либо организацией. Это "Московские новости", "Известия", "Литературная Россия" и др.

Второе вызвало к жизни издания, тип которых сформировал­ся в результате перестроечных процессов и рыночных отноше­ний, соединивших в себе черты политической журналистики и других направлений информационной деятельности: "Коммерсантъ", "Независимая газета", "Сегодня" и др.

Третье было связано с возрождением многопартийности — системы партийных изданий, являвшихся центрами партийных организаций.