logo
Отеч

Публицистика в годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам вой­ны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой твор­чества крупнейших мастеров художественного слова. Индивиду­альное восприятие окружающей действительности, непосред­ственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий.

Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Собо­лев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствова­ло воспитанию масс в духе любви и преданности своей Отчизне.

Голос советской публицистики эпохи Великой Отечествен­ной войны достигал особой силы, когда главной темой ее про­изведений становилась тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом. Так воспринимались миллионами читателей статьи "Родина" А. Толстого, "Сила России" Н. Тихонова, "Размышления у Кие­ва" Л. Леонова, "Украина в огне" А. Довженко, "Душа России" И. Эренбурга, "Уроки истории" Вс. Вишневского и многие дру­гие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции про­шлого нашей страны.

Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла глав­ное место в публицистическом творчестве А. Толстого[21] с пер­вых дней войны. 27 июня 1941 г. в "Правде" появилась его пер­вая военная статья "Что мы защищаем". В ней автор противо­поставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. "Правда" опубликовала его статью "Москве угрожает враг". Начав ее словами "Ни шагу дальше!", писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистичес­кого накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого "Роди­на", впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете "Крас­ная звезда" и перепечатанной затем многими изданиями. Про­роческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: "Мы сдюжим!", — стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы.

В творчестве А. Толстого — и художественном и публицисти­ческом — тесно переплетаются две темы — Родины и внутрен­него богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в "Рассказах Ивана Сударева", первый цикл которых появился в "Красной звезде" в апреле 1942 г., а последний — "Русский характер" — на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г.

За годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них зву­чали по радио, публиковались в газетах.

23 июня 1941 г. — на второй день Великой Отечественной войны — началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода[22]. Его статья "В первый день", появив­шаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции "Красной звезды" пришел в газету и в тот же день написал статью "Гитлеровская орда", которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публикова­лись также во многих центральных и фронтовых газетах.

Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его по­работить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга "О ненависти", "Оправдание ненависти", "Киев", "Одесса", "Харьков" и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостря­ли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключи­тельной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала не­опровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.

Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кри­зисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. "Красная звез­да" опубликовала его статью "Выстоять!". Этот страстный клич стал ведущей темой статей "Дни испытаний", "Мы выстоим", "Испытание".

За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в свет 4 тома его памфлетов и статей под названием "Война".

Первый том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов "Бешеные волки", в котором с исключительной разоблачитель­ной силой созданы образы фашистских главарей — Гитлера, Ге­ринга, Геббельса, Гимлера.

Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агент­ства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем вошли в книгу "Летопись мужества".

Константин Симонов... Неутомимый корреспондент "Крас­ной звезды", прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла[23]. Впечатления, осев­шие в сознании, требовали выхода, публицистической и худо­жественной реализации. Корреспонденции и статьи Симонова, его очерки и стихи, рассказы и повести печатались в "Красной звезде", во многих других газетах, распространялись по каналам Совинформбюро, передавались по радио.

Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные коррес­понденции и очерки К. Симонова. "Части прикрытия", "В празд­ничную ночь", "Юбилей", "Истребитель истребителей", "Песни" и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духов­ный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгно­вение.

К. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: "В Керченских каменоломнях", "Осада Тернополя", "У берегов Румынии", "На старой Смоленской до­роге" и др.

Результатом командировки в Феодосию, только что освобож­денную советским десантом и яростно бомбардируемую вражес­кой авиацией, явился первый в творческой биографии Симоно­ва рассказ "Третий адъютант". Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников — в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что "храбрых убивают реже, чем трусов". Рассказ был опубликован в "Красной звезде" 15 января 1942 г.

Трудно сказать, осознанно или случайно, но днем раньше в "Правде" появилось стихотворение К. Симонова "Жди меня", жизнеутверждающая идея которого получила столь яркое про­должение в рассказе "Третий адъютант". Вера в жизнь, в за­втрашний день, в верность любви, позволявшая выдержать тяго­ты войны и разлуки, принесла стихотворению всеобщее призна­ние. Сотни газет его перепечатали.

Среди публицистов, находившихся в действующей армии, был и военный корреспондент "Красной звезды" Василий Грос­сман. В очерках "Сталинградская битва", "Волга-Сталинград", "Власов" и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу сражающегося Сталинграда[24].

В цикл событийных очерков о Сталинграде вошли "Огонь Сталинграда" Е. Кригер, "Дом Павлова" П. Шебунина, "Город-герой" Б. Полевого, "Сталинградское кольцо" Вас. Коротеева и др.

Главное в публицистике периода Великой Отечественной войны заключалось в том, что она выражала силу духа и чаяния сражающегося народа[25]. В публицистике военной поры особое место заняли очерки М. Шолохова "Наука ненависти"[26], "Гнус­ность", его статьи "По пути к фронту", "Люди Красной Армии". Лейтмотивом их служила убежденность автора в том, что высо­конравственная сила народа, его любовь к Отчизне окажут ре­шающее воздействие на исход войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л. Соболева "Морская душа", А. Фадеева "Бессмертие"[27], А. Платонова "Сын народа" и др.

Высокое мастерство писателей, пришедших в военную пуб­лицистику, их самобытный творческий "почерк" придавали ей чрезвычайно многообразный по форме и резко индивидуальный по стилю характер.

Борис Горбатов, например, обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его "Письма товарищу"[28] несут в себе огромный заряд патриотизма. Они не только личностны, но и очень лиричны. Большинство из них было написано, когда при­ходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием "Родина" были опублико­ваны в сентябре 1941 г. в "Правде". Перу Б. Горбатова принад­лежат также очерки "Алексей Куликов, боец", "После смерти", "Власть", "Из фронтового блокнота", вошедшие в сборник "Рассказы о солдатской душе", вышедший в 1943 г.

В конце войны создается большое количество путевых очер­ков. Их авторы Л. Славин, А. Малышко, Б. Полевой, П. Павлен­ко и других рассказывали о победных боях советских войск, ос­вобождавших народы Европы от фашизма, писали о взятии Бу­дапешта, Вены, о штурме Берлина...

С публицистическими и проблемными статьями в печати и на радио выступали партийные и государственные деятели страны: М. Калинин, А. Жданов, А. Щербаков, В. Карпинский, Д. Мануильский, Е. Ярославский.

На страницах советской печати правдиво запечатлен в публи­цистике Б. Агапова, Т. Тэсс, М. Шагинян и других беспример­ный трудовой подвиг миллионов людей тыла. Проблемам обес­печения фронта и населения страны продовольствием посвяща­ли свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов и др.

Большой силой эмоционального воздействия обладала радио­публицистика. В памяти радиослушателей периода Великой Отечественной войны остались выступления у микрофона А. Гай­дара, Р. Кармена, Л. Кассиля, П. Мануйлова и А. Фрама, К. Па­устовского, Е. Петрова, Л. Соболева.

В годы Великой Отечественной войны заметное развитие полу­чила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел не­повторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину. Имена фотопублицистов "Правды", "Из­вестий", "Красной звезды", "Комсомольской правды" А. Устино­ва, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманца, М. Бернштейна, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина и многих других встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями опытных мастеров фотоодела, литературы и графи­ки с августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художествен­ный журнал "Фронтовая иллюстрация". Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание — "Фото­газета", с периодичностью шесть раз в месяц. "Фотогазета" вы­ходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной печати. Так, в "Правде" над ними трудился творческий коллектив, в ко­торый входили художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Кры­лов, Н. Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы "Фронтовой юмор", "Сквозняк" и др.

***

В конце 30-х гг. в Советской стране полностью возобладал тоталитаризм. Его формированию, утверждению сталинизма как единственно верной доктрины коммунистического созидания во многом способствовала журналистика. Всей своей деятельно­стью она содействовала проведению авторитарной идеологии, идеологической подготовке населения к предстоящей войне. В предвоенные годы воздействие прессы на массы усилилось.

В эти годы продолжался процесс дифференциации печати, расширения ее многонациональной структуры. Усилия советской журналистики были направлены на укрепление оборонной мощи страны.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала пере­стройки печати на военный лад. На второй день войны стал функционировать авторитетный правительственный информаци­онный орган — Совинформбюро, в короткие сроки была созда­на система фронтовой печати, которая по своему характеру была многонациональной.

Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но централь­ными оставались несколько тематических направлений: освеще­ние военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских лю­дей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на террито­риях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупа­ции, и Германии.

Публицистика периода Великой Отечественной войны не зна­ла себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицис­ты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению — средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.

Сноски

[1] Печать СССР за 50 лет. Статистические очерки. М., 1967. С. 190.

[2] Там же. С. 192-193.

[3] Там же. С. 186.

[4] Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976. С. 155.

[5] Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917—1986). М., 1989. С. 54-55.

[6] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. М., 1991. С. 393.

[7] О создании и задачах Советского Информационного бюро. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 24 июня 1941 г. // КПСС о средствах массовой ин­формации и пропаганды. М., 1987. С. 21.

[8] Гуревич П., Ружников В. Указ. соч. С. 178.

[9] Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы Великой Отечес­твенной войны. 1941 — 1945. М., 1981. С. 15.

[10] О работе военных корреспондентов на фронте. / Из "Положения", утвер­жденного Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным полити­ческим управлением Красной Армии. 1942 // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. М., 1972. С. 214-216.

[11] Попов Н. Горохов Н. Указ. соч. С. 28.

[12] Там же. С. 31.

[13] Ортенберг Д. Это останется навсегда... М., 1984.

[14] Бурков Б. "Комсомолка" в шинели. М., 1975.

[15] Летописцы победы. М., 1984.

[16] Павленко Н. На первом этапе войны // Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 460-470.

[17] Наше Отечество... Т. 2. С. 399.

[18] Говорит Ленинград... Л., 1986.

[19] Тихонов Н. Город в броне // Известия. 1941. 7 сент.; Он же. Сила России.

М., 1977. С. 95-98.

[20] Основы радиожурналистики / Под ред. Э. Багирова и В. Ружникова // М., 1984. С. 24.

[21] Толстой А. Родина // Правда. 1941. 7 нояб.; Публицистика периода Вели­кой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., 1985. С. 19—25.

[22] Эренбург И. О ненависти // Красная звезда. 1942. 5 мая; Симонов К., Эренбург И. В одной газете. М., 1984. С. 85—90.

[23] Симонов К. Дни и ночи // Красная звезда. 1942. 24 сент.; Симонов К., Эрен­бург И. В одной газете. С. 141-149.

[24] Гроссман В. Направление главного удара // От Советского Информбюро. 1941—1945. Публицистика и очерки военных лет: В 2 т. М., 1984. Т. 1. 1941 — 1942. С. 268-281.

[25] Мишурис А. Советская публицистика в годы Великой Отечественной вой­ны. М., 1980.

[26] Шолохов М. Наука ненависти // Правда. 1942. 22 июня.

[27] Фадеев А. Бессмертие // Правда. 1943. 15 сент.; Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. С. 196—203.

[28] Горбатов Б. Письмо товарищу: О жизни и смерти // Правда. 1941. 17 нояб.; Он же. Непокоренные. М., 1984. С. 122—128.