Отечественная публицистика 30-х гг.
Публицистика конца 20-х—30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком "С фронта индустриализации", а на радио в передачах "Последних известий", становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное слово публицистов позволяло читателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, воспринимать их как символы новой жизни[16].
Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью "Правды", "За индустриализацию", "Социалистичной харькивщины", белорусской "Звязды" и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений и отчетов. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские журналисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин и другие вводят в корреспонденции элементы публицистики.
Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутреннему разделению очерка по различным типам и видам. Одно из ведущих мест занял индустриальный очерк. Им мастерски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицом человека труда, обуреваемого жаждой творческого созидания. Знакомство с героями очерков Б. Горбатова "Чугун", "Риск", "Коминтерн", "Гребенка" и других поможет понять духовный мир автора, его пристрастие к натурам мужественным. Неуемность, самоотверженность героев Горбатова как нельзя лучше характеризуют и его самого: он участник экспедиций в Арктику в 1935 и 1936 гг., героических перелетов экипажей Молокова на Северный полюс. И отовсюду неизменно посылал в "Правду" очерки и корреспонденции о трудовых буднях советских людей.
В публицистике 30-х гг. особо выделялся и сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделали Вл. Ставский и А. Колосов.
Различия в специфике общественных отношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на различные темы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массового социалистического соревнования, движения передовиков и новаторов производства вызывают к жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жуков, А. Авдеенко и др.
Новым чертам в облике страны посвящался путевой очерк. Это в первую очередь очерки М. Горького "По Союзу Советов"[17], опубликованные в созданном им первом очерковом журнале "Наши достижения". С именем Горького связано создание журналов "СССР на стройке", "Колхозник", "За рубежом", "Литературная учеба". В периодической печати часто публиковались его очерки, статьи, заметки и не только на литературные, но и на общекультурные, общеполитические, производственные, бытовые темы.
Великолепные путевые очерки принадлежали перу М. Шагинян, в их числе "Советское Закавказье", впечатляющими были очерки П. Павленко "Путешествие в Туркестан" и др.
В решении проблем идеологического обеспечения концепции социалистического строительства плодотворным оказалось использование и других жанров публицистики, интересных, оригинальных форм подачи материалов. В 30-е гг. расцветает талант М. Кольцова — репортера, очеркиста, фельетониста[18]. Его прекрасные репортажи "Три дня в такси", "Семь дней в классе", фельетоны "Иван Вадимович — человек на уровне", "К вопросу о тупоумии" и другие отличаются верностью жизненной правде, умением публициста осмыслить их политически, показать в малом большое, животрепещущее.
Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М. Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, породивших понятие "зощенковский герой": "лицо официальное", "дама в фельдекосовых чулках и шляпке", "коммунальщик" и др. Зощенко явился создателем оригинальной комической новеллы, совершенно неповторимого художественного стиля. В таких фельетонах-новеллах, как "На живца", "Аристократка", "Баня", "Нервные люди", "Научное явление" и других автор как бы снимает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости[19].
Если М. Зощенко опирался на опыт беллетристических жанров, то другой видный сатирик и юморист, Александр Зорич[20], использовал документально-публицистические традиции, шел от газетного фельетона. Он, как и М. Кольцов, долгое время работал в "Правде". В 30-е гг. советское общество под влиянием коммунистической пропаганды было охвачено стремлением к социальным переменам. Вместе с тем своеобразные формы проявления получает зло, изощряется плутовство. Отсюда смена тематических ориентиров Зорича. Если в конце 20-х гг. его волновали уродливые явления быта, то теперь внимание сатирика привлекают факты ловкого и энергичного приспособленчества к новым условиям жизни. Разоблачению подобного рода проявлений в обществе посвящает Зорич цикл фельетонов: "Елки-палки", "Герой", "Общий знакомый" и др.
От фельетонов М. Кольцова, М. Зощенко, А. Зорича заметно отличаются фельетоны Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они не схожи ни по внешней композиционной структуре, ни по характеру отбора фактов. Совместная деятельность Ильфа и Петрова началась в "Гудке" и затем продолжалась в юмористических журналах и в "Правде". Они очень много сделали для создания отечественной школы фельетона.
Фельетоны Ильфа и Петрова "Как создавался Робинзон" и "Веселящаяся единица"[21] появились в "Правде" в начале 30-х гг. и сразу обратили на себя внимание читателей. Они были написаны в виде острого, почти фантастического гротеска, пронизывающего не только детали и ситуации, но и целые картины. Гротеску подчинялся весь образный строй фельетонов. Эти же качества присущи и последующим фельетонам Ильфа и Петрова — "Равнодушие", "Директивный бантик", "Безмятежная тумба" и др. Шаржированные до невероятности, они в то же время были реалистичны и очень похожи в главном. Реальны и реалистичны мысли авторов, выдуманы лишь ситуации, но и они характеризуют жизнь в многомерности ее проявлений.
С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам[22], В. Маяковский[23], А. Платанов[24], К. Радек[25] и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годы в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде", были и такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, А. Корнейчук, Н. Вирта, М. Ауэзов, Вс. Иванов и др.*
Советская страна, населяющие ее народы жили своими проблемами. Но русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили "Голос России", "Время", "Руль"; в Праге — "Воля России", "Казачий набат"; в Париже — "Бодрость", "Россия", "Возрождение" и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета "Руль", издаваемая И. Гессеном, А. Каминкой, В. Набоковым.
В "Руле" постоянными стали две рубрики "В Берлине", "В России". Содержание газеты отражало политическую разобщенность русской эмиграции. Таковой была реальность. И хотя руководители газеты пытались вести ее в русле их собственных политических убеждений, "Руль" не мог оставаться безучастным к тому, что происходило в эмигрантской среде.
И. Гессен — бывший редактор газет "Право" и "Речь", депутат государственной Думы, член ЦК партии кадетов, а после Октябрьской революции и гражданской войны — основатель и бессменный глава берлинского издательства "Слово" и редактор газеты "Руль" — высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В. Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг "Руля". Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.
Читателей привлекала и рубрика "Русская эмиграция", объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах. Опубликованный здесь фельетон "Умудрил Господь" рассказывал о взаимоотношениях различных социалистических партий и ориентированных обществ. Они не понимали друг друга, относились друг к другу свысока, с пренебрежением к иной точке зрения. Подобные тенденции, отмечала газета, отчетливо прослеживались во многих изданиях и, в частности, в таких как "День" Керенского[26], "Последние новости" Милюкова и др.
Долгие годы "Рулю" сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х гг. не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой "Крестьянская Россия". Газета, во главе которой стал бывший эсер А. Аргунов, пыталась вести себя как герценовский "Колокол". Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 г. вышел последний номер газеты "Руль".
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к "Последним новостям", сохранявшим свое умеренное направление. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России. Поэтому она так охотно представила свои страницы возвратившейся из России Е. Кусковой. Серия ее статей в газете не всей эмиграцией была воспринята однозначно. Да это и понятно. Кускова, видя нэпманскую Россию, чувствовала либерализацию советского режима, надеялась на его демократизацию. Этими мыслями была проникнута, в частности, статья "Сдвиги в России и эмиграция"[27]. Однако прошло три года и в сознание Кусковой вселилось сомнение в возможности перемен в России. Свои мысли она изложила в статье "Все еще почему?", вышедшей в марте 1929 г.
Среди публицистов парижской газеты "Последние новости" был и Марк Алданов. Раскрытию тайны гибели немецкого посла в Советской России в 1918 г. он посвятил серию статей, опубликованных в четырех номерах "Последних новостей" в январе 1936 г. под общим заголовком Убийство графа Мирбаха"[28].
В парижской газете "Возрождение" регулярно публиковался А. Амфитеатров. Его статьи "О жертвах боя", "Фашизм"[29] и другие характеризуют его отношение к процессам, происходившим во второй половине 20-х гг. в России. Автор откровенно говорил, что многое происходившее в России созвучно с итальянским фашизмом. В газете постоянно сотрудничали также А. Аверченко, И. Шмелев[30] и другие публицисты.
Позиция изданий социалистических партий и в 30-е гг. оставалась резко отрицательной по отношению к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская "Заря", эсеровские "Знамя борьбы" и "Революционная Россия", "Бюллетень оппозиции" Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер "Бюллетеня оппозиции". Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70—80% материалов "Бюллетеня" принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек "Бюллетеня". Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.
В истории "Бюллетеня оппозиции" просматриваются несколько периодов. Первый начался в июле 1929 г. и продолжался до 1933—1934 гг. — до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР. Второй период охватывает 1933—1934 гг. и завершается началом второй мировой войны, т. е. 1939 г. Третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.
Главные темы первых двух этапов деятельности "Бюллетеня оппозиции" связаны с борьбой за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативный 111-му IV Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемым Сталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к "политической революции" в СССР, устранению Сталина.
Журнал был рупором распространения идей Троцкого, его страстной неприязни к Сталину и сталинизму. Поэтому одно из ведущих мест в "Бюллетене" занимала тема Сталина во всех ее аспектах: историко-биографическом, историческом, партийном, теоретическом и многих других. Вот лишь несколько статей, опубликованных в журнале: "К политической биографии Сталина", "Сталин как теоретик", "Сталин и Коминтерн", "Сталин снова свидетельствует против Сталина", "Заявления и откровения Сталина", "Гитлер и Сталин", "Сталинские репрессии в СССР" и десятки других[31].
Основным источником публикаций в "Бюллетене оппозиции" его постоянной рубрики "Революционные новости из СССР" были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х гг. не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
***
Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его "прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток", она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.
Система средств информации нашей страны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом "Краткого курса истории ВКП(б)" и учреждением отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.
Настойчивое проведение СМИ авторитарной идеологии способствовало тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.
Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.
Режим тоталитарного государства, культ личности Сталина наложили глубокий отпечаток на работу прессы. Во время политических процессов 30-х гг. тон всей советской журналистике задавала "Правда". Она занимала непримиримую и жесткую позицию по отношению к тем, кого обвиняли во вражеской деятельности. В обличение вовлекались люди талантливые, в иных ситуациях проявившие себя честно и храбро. Среди подобных публикаций "Правды" была полня ярости и издевки статья "Убийца с претензиями". Она принадлежала перу блестящего публициста М. Кольцова. Посвятив свою статью Н. Бухарину, автор вел речь о нем, как об обреченном. Однако массовые репрессии коснулись и кадров нашей печати. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты, в их числе член редколлегии "Правды" М. Кольцов, редакторы "Комсомольской правды" А. Костров, В. Бубекин, писатель-публицист Третьяков и многие другие.
В деятельности прессы конца 20-х—30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремлением к дальнейшему усилению идеологического и организационного воздействия прессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом их тиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз., в том числе количество изданий, выходивших в национальных советских республиках, достигло 2500. Каждая газетная строка говорила о надвигавшейся беде. Мир стоял на грани войны. |
Сноски
[1] Ингулов С. Реконструктивный период и задачи печати. М., 1930; Иванова Р. Партийная и советская печать в годы второй пятилетки. М., 1961; Исмагилов М. Печать и производственная пропаганда: исторический опыт, традиции, проблемы перестроечного периода (Формирование и развитие экономической прессы в годы первых пятилеток.) Уфа, 1991; и др.
[2] Многонациональная советская журналистика. М., 1975. С. 104.
[3] Жирков Г. Советская крестьянская печать — один из типов социалистической прессы. Л., 1984.
[4] Кузнецов И.. Мишурис А. История партийной и советской журналистики.
М., 1979. С. 65.
[5] Об очередных задачах в области радиофикации Союза ССР. Постановление Совета Народных Комиссаров. 23 октября 1928 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972. С. 512—515; О развитии приемно-передающей радиовещательной сети. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР. 16 августа 1931 г. // Там же. С. 516-519.
[6] О мероприятиях по улучшению связи. (Меры по укреплению радиовещания и развитию телевидения). Постановление Совнаркома СССР. 20 сентября 1934 г. // "Радио в СССР". 1934. С. 58.
[7] Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917—1986). М., 1989. С. 54.
[8] Троцкий Л. К политической биографии Сталина // Сталинская школа фальсификации. М., 1990. С. 180-200.
[9] Бухарин Я. Заметки экономиста. К началу нового хозяйственного года. 30 сентября 1928 г. // Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 391-418.
[10] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. М., 1991. С. 211—324.
[11] Чаянов А.К. К теории организации сельскохозяйственной массы крестьянских хозяйств. Правда. 1928. 18 августа.
[12] Они не молчали. М., 1991.
[13] Цит. по: Советская библиография. 1991. № 5.
[14] Урок дает история. М.. 1989.
[15] Раскольников Ф. Открытое письмо И.В. Сталину. 17 августа 1939 г. // Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.
[16] Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928-1932). М., 1977.
[17] Горький М. По Союзу Советов // Наши достижения. 1929. № 1—6; Он же. Собр. соч. Т. 17. С. 113—232.
[18] Кольцов М. Три дня в такси // Правда. 1934. 20 дек.; Он же. Избранное. М., 1985. С. 130—142; Он же. Похвала скромности // Правда. 1935. 10 февр.; Он же. Избранное. С. 170—175.
[19] Зощенко М. Столичная штучка // Советский юмористический рассказ 20-30-х годов. М., 1987. С. 189-191.
[20] Зорич А. (В.Т. Локоть). Общий знакомый // Известия. 1934. 26 мая; Советский юмористический рассказ 20—30-х годов. С. 127—134.
[21] Ильф И., Петров Е. Веселящаяся единица // Правда. 1932. 12 ноября; Они же. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 3. С. 203-209.
[22] Мандельштам О. Возвращение. Стихотворения, переводы, очерки, статьи. Тбилиси, 1990. С. 310-320.
[23] Маяковский В. Помпадур // Крокодил. 1928. № 29; Он же. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 9. С. 122-128, 369; Он же. Халтурщик // Крокодил. 1928. № 44; Он же. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 9. С. 218; Он же. Сплетник // Крокодил. 1928. № 44.
[24] Платонов А. Горячая Арктика // Платонов А. Живя главной жизнью. М., 1989. С. 397-404.
[25] Радек К. Геббельс разоблачает... фашистов // Известия. 1934. 24 июня.
* В научной литературе достаточно обстоятельно исследовано творчество многих советских публицистов 30-х гг., литературно-художественные и жанровые особенности их очерков, репортажей, статей и фельетонов. Часть из этих трудов названа в списке литературы по теме главы и рекомендуется для изучения.
[26] Керенский А. Признание долгов // Дни. 1926. 23 февр., 29 апреля.
[27] Кускова Е. Сдвиги в России и эмиграция // Последние новости. 1926. 18 и 23 марта.
[28] Алданов М. Убийство графа Мирбаха// Последние новости. 1936. 1, 7, 11, 19 января; Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 6. С. 517-538.
[29] Амфитеатров А. Фашизм // Возрождение. 1927. 23 мая.
[30] Шмелев И. Весенний ветер // Возрождение. 1927. 24 апреля.
[31] Многочисленные статьи Л. Троцкого о И. Сталине — фрагменты его фундаментального незавершенного труда "Сталин" // Троцкий Лев. Сталин. В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 323; Т. 2. С. 303. |
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет