logo search
окр библиография - 2003

Справочно-библиографическое обслуживание

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в ГОСТ 7.0—99 определяется как «обслуживание в соответствии с запросами потребите­лей информации, связанное с предоставлением справок и других биб­лиографических услуг». Справочная работа постепенно превращается в СБО, называемое иногда работой библиотеки в режиме «запрос-ответ».

Библиографический запрос — это информационный запрос на биб­лиографическую информацию. Классификация запросов многоаспектна. По характеру необходимой информации они подразделяются на темати­ческие, уточняющие, адресные и фактографические.

Тематический запрос — запрос на поиск библиографической инфор­мации по какой-либо теме или проблеме. Ответом служит тематическая справка, которая, в зависимости от характера запроса, может быть оформлена в виде библиографического указателя или списка, библиогра­фического обзора, тематической подборки.

Более глубокая классификация исходит из реальных мотивов форми­рования библиографических запросов.

С этой позиции тематические запросы можно разделить на два класса:

Уточняющий библиографический запрос — запрос на поиск данных, недостающих в библиографическом описании документа, или на их уточ­нение. Ответом является уточняющая библиографическая справка, содер­жащая полное библиографическое описание документа с установленными (или уточненными) элементами. Уточняющие запросы большей частью формируются по следующим причинам:

Адресно-библиографический запрос направлен на поиск адреса и (или) определения шифра документа. В ответ на запрос выдается адрес­ная библиографическая справка, содержащая сведения о наличии доку­мента и его местонахождении. Для возникновения адресных запро­сов типичны три ситуации:

по МБА.

Тематические и некоторые фактографические запросы возникают при решении читателями новых для них задач, при вхождении в новую пробле­матику. Для тематических запросов характерна большая степень неопре­деленности.

Фактографический запрос — запрос на поиск в научно-технической литературе требующих выявления или уточнения сведений о каких-либо явлениях, свойствах веществ и материалов, характеристиках оборудова­ния, адресов организаций и т. п. Ответом служит фактографическая справ­ка с указанием библиографических данных документов-источников полу­чения фактов и сведений. Единицей учета выполненных разовых запросов является устная или письменная справка, содержащая сведения по теме. Фактографические запросы свидетельствуют о необходимости получения читателями конкретных сведений самого различного характера: от стоимости определенных товаров, правил эксплуатации бытовой техни­ки до правописания отдельных слов.

Часть запросов не нуждается в библиографическом обслуживании как непременном условии. Его успешно заменяет индивидуальное библиогра­фическое консультирование. В зависимости от характера информацион­ной потребности библиографическая консультация может перерасти в методическую (когда читателя ориентируют в системе источников и осо­бенностях их использования) [206, с. 410].

Немаловажное значение имеет координация СБО между подразделе­ниями библиотеки, а также с другими библиотеками. Эта координация, как и технология выполнения справок, зафиксирована в регламентирующих документах: «Путь письменной тематической справки», «Положение о координации СБО библиотеки», «Положение о справочно-библиографическом фонде структурных подразделений библиотеки», методических рекомендациях о библиографической работе в подразделениях. Справки о наличии изданий в фонде библиотеки выполняются бесплатно. На схеме 18 представлен путь тематической справки.

Автоматизированный поиск. В современных библиографических разысканиях наряду с традиционными используется и автоматизирован­ный библиографический поиск. С развитием сети Интернет библиографы получили уникальные возможности удаленного доступа к ресурсам раз­личного уровня. Условно можно выделить три основных вида библио­графических ресурсов в сети.

По мере усложнения задач, выдвигаемых самой жизнью перед библио­теками, появления новых видов документов (патентов, стандартов), увели­чения количества периодических изданий, возникает необходимость в создании новых звеньев СБА (каталогов на эти виды изданий документов, библиографических картотек статей и др.). С наступлением эры автомати­зации появляются источники информации на машиночитаемых носителях, создаются так называемые базы библиографических и фактографических данных, которые также становятся частью СБА [106, с. 70].