Краеведческая составляющая библиографического обслуживания.
Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются традиции и существует историческая память. Запросы краеведческого характера удовлетворяются библиотекой в координации с музеями, архивами, общественными организациями, секторами редких книг.
Тематическая справка представляет собой список литературы по определённой теме, сформулированной потребителем в запросе [205, с. 124]. Тематическая справка — составление списка документов по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, сфере производства, отрасли культуры, а также о лице, учреждении, географическом объекте.
Уточняющая справка выполняется в ответ на вопрос о недостающих либо искаженных сведениях о документе, без чего этот документ не может быть найден ни в справочно-библиографическом аппарате, ни в самом фонде библиотеки.
Адресная библиографическая справка — это справка о наличии определенного документа в фонде данной библиотеки или других библиотек. Адресная библиографическая справка — установление наличия и местонахождения известного читателю определенного документа в фонде библиотеки или в электронных информационных ресурсах.
Таким образом, в каждой из этих трех типов справок присутствует в том или ином виде библиографическая информация, что служит основанием для того, чтобы относить их к библиографическим справкам.
В ответ на запрос фактографического характера выдаются конкретные сведения самого различного содержания (конкретные данные о событиях, лицах, параметрах машин, географических объектах и т. д.). Фактографическая справка — конкретные сведенья технического, хронологического, статистического, топографического характера. Иначе говоря, фактографические справки не содержат библиографической информации.
Эта классификация справок, сложившаяся в процессе развития справочно-библиографического обслуживания, используется и сегодня в условиях электронных коммуникаций, позволяющих отвечать на запросы потребителей путем использования удаленного доступа к внешним БД. Различают также справки по форме ответа на запрос — письменные и устные. Как правило, это относится к тематическим справкам. В процессе СБО нередко возникает необходимость оказывать читателям помощь в виде консультации. Широко распространено оказание помощи читателям по методике поиска литературы в каталогах, библиографических указателях, при оформлении списка используемой литературы и т. д. В последние годы в библиографическую практику введен еще один критерий классификации тематических справок — по степени сложности или трудоемкости выполнения. К первой категории сложности относятся справки, выполненные по запросам читателей в помощь их общему самообразованию, учебе, проведению досуга, любительскому творчеству. Вторую категорию составляют справки, выполненные в ответ на запросы квалифицированных специалистов, с целью использования литературы в управленческой, научной, производственной деятельности. К третьей категории сложности относятся справки, вызванные той же целью обращения, что и предыдущие. Однако их отличие от предыдущих заключается, во-первых, в большом количестве публикаций (свыше 100 названий), а во-вторых, в использовании для их выполнения, наряду с упомянутыми источниками национальной библиографии зарубежных стран, обзорных и реферативных изданий, прикнижных, пристатейных списков литературы, внутрикнижных, внутрижурнальных указателей, СБА других библиотек и органов НТИ, а также литературных источников. Основными результатами СБО являются библиографические консультации и справки. Библиографическая консультация — рекомендация по методике библиографического поиска, использованию СБА, информационных ресурсов, методике составления библиографического списка. Библиографическая справка включает сведения о различных видах опубликованных и неопубликованных документов, отечественных и иностранных (в целом) или об их разделах, главах, о статьях из периодических изданий. Библиографические справки оформляют в библиографические списки (пособия с простой структурой или указатели со сложной структурой, предполагающие наличие вспомогательных указателей, в случае необходимости — предисловия, оглавления, списка сокращений и т. д.).
Оформление библиографических списков (указателей) должно соответствовать действующему ГОСТ 7.61—96 [205, с. 124—125].
В целях повышения качества справочно-библиографической работы, необходимо проводить количественный и качественный анализ выполненной работы.
Технология выполнения тематических справок. Она напоминает технологию составления тематических библиографических пособий. Но если при составлении пособий библиограф заранее планирует эту работу, предварительно изучает темы, то при удовлетворении тематического запроса заказчиком выступает потребитель, что усложняет все технологические процессы. Они выполняются в устной или письменной формах. Практика подтвердила правильность рекомендации РГБ о привлечении перечисленных ниже библиографических источников при выполнении тематических справок (хотя в каждом конкретном случае состав и последовательность их просмотра уточняются в зависимости от темы, целевой установки и других особенностей запроса):
фонд выполненных справок;
каталоги библиотеки;
блок-схема выполнения тематической справки
Отсутствие библиографической грамотности у читателей, не понимающих значения отдельных элементов библиографической записи, их невнимание к библиографическим «мелочам» приводят к возникновению уточняющих запросов и справок. К типичным причинам, требующим уточняющих справок, можно относить:
искажение фамилии автора (замена одной буквы автора на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, ошибки в инициалах, путаница женской фамилии с мужской и т. д.);
сокращение и/или неточное название книги, периодического издания;
представление переводчика, составителя, редактора, художника- иллюстратора как автора книги;
неверное указание года издания журнала и продолжающегося издания;
принятие авторской работы за коллективную и наоборот;
представление статьи, раздела, главы книги, частного заглавия как названия самостоятельного произведения или издания;
отсутствие наименования коллектива в продолжающемся издании, в материалах симпозиума, конференции и т. д.;
неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.
Встречаются и другие искажения и неточности, затрудняющие идентификацию документа и его поиск в каталогах в фонде библиотеки.
Технология выполнения фактографических справок. Фактографическая справка — ответ на запрос, содержащий фактические сведения. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса (сообщение точной даты, цифры, цитаты, объяснение термина и т. п.) Соответственно, фактографический поиск предполагает разыскание самих фактов, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Выполнение фактографических справок требует хорошего знания фонда справочной литературы (энциклопедий, справочников, словарей, путеводителей). Иногда следует использовать непосредственно литературные источники, особенно по вопросам истории, литературы, обществоведения. СБО в режиме «вопрос-ответ» ведется по запросам преподавателей, студентов и сотрудников вуза. Запросы по профильной тематике могут поступать и от других организаций. Виды запросов определены ГОСТ 7.20—2000.
Примечание. Текст справки хранится в библиотеке в течение одного месяца со дня выдачи ее читателю.
Организация и технология библиографического обслуживания. Автоматизация библиографических процессов, создающая возможность прямого доступа к информационным ресурсам других библиотек (включая зарубежные), повышает роль этого направления библиотечной деятельности. Одновременно возрастают требования к персональной подготовке кадров, занимающихся библиографическим обслуживанием.
Дифференцированному библиографическому информационному обслуживанию (ДБИО), особенно индивидуальному как наиболее эффективному в настоящее время, уделяется большое внимание в различных типах библиотек. Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать руководящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, в коммерческих структурах, сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Многие библиотеки в своей структуре организовали центры деловой информации, чтобы на договорной основе обслуживать предприятия и организации [106, с. 200-213].
Комплексные формы информирования. Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение дней информации, дней специалиста, руководителя, политика, делового человека, выставок-просмотров. Преимущество их состоит в том, что читатели имеют возможность непосредственно знакомиться с поступившими в библиотеку материалами [106, с. 213].
Список литературы:
Климаков, Ю. В. Муниципальная библиотека. Справочно-библиографический аппарат [текст]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Климаков.— М.: Либерея, 2005.—88с.
Когодков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки [текст]: монография / Д. Я. Когодков. Спб.: Профессия, 2003. — 304с.
Диковская, Е. А. Персональные электронные издания [текст]: науч.-метод. пособие / Е. А. Диковская. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 152 с.
Михнова, И. Б. Поручи поиск человеку [текст] / И. Б. Михнова, А. А. Пурник, М. М. Самохина; под ред. И. Б. Михновой. — М.: Фаир-Пресс, 2005. — 204 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).
Справочник библиотекаря [текст] / сост.: С. Г. Антонова, Г. А Семенова; Гос. б-ка СССР им. Ленина. — М.: Книга, 1985. —303 с.
Справочник библиографа [текст] / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия,2002. —528 с. — (Библиотека).