Справочно-библиографическое обслуживание
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в ГОСТ 7.0—99 определяется как «обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг». Справочная работа постепенно превращается в СБО, называемое иногда работой библиотеки в режиме «запрос-ответ».
Библиографический запрос — это информационный запрос на библиографическую информацию. Классификация запросов многоаспектна. По характеру необходимой информации они подразделяются на тематические, уточняющие, адресные и фактографические.
Тематический запрос — запрос на поиск библиографической информации по какой-либо теме или проблеме. Ответом служит тематическая справка, которая, в зависимости от характера запроса, может быть оформлена в виде библиографического указателя или списка, библиографического обзора, тематической подборки.
Более глубокая классификация исходит из реальных мотивов формирования библиографических запросов.
С этой позиции тематические запросы можно разделить на два класса:
сформировавшиеся у пользователей в процессе их трудовой, самообразовательной и других видов деятельности (осознаваемые как преимущественно личные информационные потребности);
вызванные необходимостью выполнения учебных и других заданий — своего рода «вынужденные» запросы.
Уточняющий библиографический запрос — запрос на поиск данных, недостающих в библиографическом описании документа, или на их уточнение. Ответом является уточняющая библиографическая справка, содержащая полное библиографическое описание документа с установленными (или уточненными) элементами. Уточняющие запросы большей частью формируются по следующим причинам:
потребность в восполнении либо уточнении неполной или искаженной информации о документах, полученной пользователем из различных источников;
невозможность выполнить адресную справку из-за неполноты или неточности элементов библиографического описания;
необходимость указать стандартные библиографические данные о документе при оформлении библиографических списков и сносок в рукописях.
Адресно-библиографический запрос направлен на поиск адреса и (или) определения шифра документа. В ответ на запрос выдается адресная библиографическая справка, содержащая сведения о наличии документа и его местонахождении. Для возникновения адресных запросов типичны три ситуации:
физическая удаленность пользователя от фонда и (или) каталогов;
безуспешность самостоятельного поиска издания в каталогах библиотеки, даже в алфавитном;
необходимость установить местонахождение издания для заказа его
по МБА.
Тематические и некоторые фактографические запросы возникают при решении читателями новых для них задач, при вхождении в новую проблематику. Для тематических запросов характерна большая степень неопределенности.
Фактографический запрос — запрос на поиск в научно-технической литературе требующих выявления или уточнения сведений о каких-либо явлениях, свойствах веществ и материалов, характеристиках оборудования, адресов организаций и т. п. Ответом служит фактографическая справка с указанием библиографических данных документов-источников получения фактов и сведений. Единицей учета выполненных разовых запросов является устная или письменная справка, содержащая сведения по теме. Фактографические запросы свидетельствуют о необходимости получения читателями конкретных сведений самого различного характера: от стоимости определенных товаров, правил эксплуатации бытовой техники до правописания отдельных слов.
Часть запросов не нуждается в библиографическом обслуживании как непременном условии. Его успешно заменяет индивидуальное библиографическое консультирование. В зависимости от характера информационной потребности библиографическая консультация может перерасти в методическую (когда читателя ориентируют в системе источников и особенностях их использования) [206, с. 410].
Немаловажное значение имеет координация СБО между подразделениями библиотеки, а также с другими библиотеками. Эта координация, как и технология выполнения справок, зафиксирована в регламентирующих документах: «Путь письменной тематической справки», «Положение о координации СБО библиотеки», «Положение о справочно-библиографическом фонде структурных подразделений библиотеки», методических рекомендациях о библиографической работе в подразделениях. Справки о наличии изданий в фонде библиотеки выполняются бесплатно. На схеме 18 представлен путь тематической справки.
Автоматизированный поиск. В современных библиографических разысканиях наряду с традиционными используется и автоматизированный библиографический поиск. С развитием сети Интернет библиографы получили уникальные возможности удаленного доступа к ресурсам различного уровня. Условно можно выделить три основных вида библиографических ресурсов в сети.
Электронные каталоги библиотек. В настоящее время это вид наиболее значим при проведении библиографического разыскания.
Библиографические базы данных. Недостатком этого типа ресурсов для библиографов является то, что их услуги полностью или частично платные.
Информация издательств. Сейчас библиографически грамотно представлены преимущественно зарубежные издательства, публикующие книги научного характера. Как правило, на своих сайтах они дают не только сведения о новинках, но и аналоги своих издательских каталогов с довольно большим временным охватом. Если в данном издательстве выходят также журналы, то зачастую предоставляется возможность поиска в них статей, причем аннотированных и даже с предоставлением полных текстов. Важно понимать, что автоматизированный поиск — это лишь часть библиографического поиска, а не его основа. При переходе от ручных методов (библиографическое разыскивание в карточном и печатном СБА библиотек) к автоматизированным (библиографический поиск в машиночитаемом каталоге) или наоборот, изменяется форма, а не сущность рабочего процесса. Начиная работу, библиограф стремится достичь результата при наименьших затратах времени. На сегодняшний день уже сформированы определенные принципы автоматизированного поиска [206, с. 438—440].
По мере усложнения задач, выдвигаемых самой жизнью перед библиотеками, появления новых видов документов (патентов, стандартов), увеличения количества периодических изданий, возникает необходимость в создании новых звеньев СБА (каталогов на эти виды изданий документов, библиографических картотек статей и др.). С наступлением эры автоматизации появляются источники информации на машиночитаемых носителях, создаются так называемые базы библиографических и фактографических данных, которые также становятся частью СБА [106, с. 70].