logo search
Курсач неологизмы

Введение

Стремительное развитие современного мира, научно-технический прогресс, активные культурные и социально-политические связи с зарубежными странами, значительные социально-экономические изменения приводят к тому, что словарный запах современного русского языка постоянно видоизменяется. Из активного словаря уходят слова, которые перестают использоваться и становятся устаревшими. В то же время лексический запас современного человека постоянно пополняется за счет появления большого количества новых слов.

Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Так, в настоящее время стало довольно распространенным явлением появление огромного числа заимствованных слов. В то же время пополнение словаря происходит и за счет образования новых лексических единиц на базе родного языка. Используя различные способы словообразования, из давно известных слов образуются новые, которые называются неологизмами.

Особенностью неологизмов является достаточно короткий срок их существования. Так, 20-30 лет назад такие слова, как луноход, фломастер, тренажер, чешки воспринимались как неологизмы, а сегодня они вошли в активный словарный запас людей, говорящих на русском языке и не вызывают непонимания смыслового содержания.

Современные средства массовой информации отражают актуальные, характерные для конкретного времени явления, то есть запечатлевают определенные символы эпохи. Вербальным средством фиксации этих символов становятся словообразовательные неологизмы. Именно в средствах массовой информации неологизмы встречаются наиболее часто. Этим фактом и обусловлен наш интерес к теме нашего исследования.

Актуальность исследования обусловлена важной ролью средств массовой информации в жизни современного общества. Информация, которую несут СМИ, должна быть понятна широкому кругу читателей, а неумеренное использование неологизмов журналистами может затруднить этот процесс.

Практическая значимость. Мы считаем, что полученные в результате исследования данные могут оказать помощь журналистам при работе над лексической составляющей материалов для средств массовой информации. Изучив отношение читателей к неологизмам, причины их появления и место в современных СМИ, мы получим практический материал, который может быть применен в каждодневной работе редакций газет.

Изученность проблемы. Проблему неологизмов как лексических единиц исследовали такие ученые, как Н.М. Шанский [26], Д.Э. Розенталь [19], Н.З.Котелова [11], Е.В. Сенько [20], А.В. Калинин [9], Т.В. Попова [16], А.Г. Лыков [14]. Язык современных средств массовой информации и место в нем новых слов изучали Л.В. Рацибульская [18], С.В. Ильясова [8], Г.Я. Солганик [22].

Вместе с тем мы должны признать, что проблема использования неологизмов в СМИ представляется нам недостаточно изученной. Так, в большинстве исследований мы встречаем лишь констатацию факта существования и использования новых слов, а отношения к нему со стороны читателей, уместности их употребления, как правило, не уделяется должного внимания.

Объект исследования: средства массовой информации Брестской области.

Предмет исследования: новые слова.

Цель исследования: выявить роль неологизмов в языке средств массовой информации и их жизнеспособность.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие и сущность неологизма как лексической единицы языка.

  2. изучить особенности использования новых слов в средствах массовой информации.

  3. выявить причины появления новых слов в языке СМИ.

  4. определить отношение читателей газет к новым словам.

Гипотезы исследования:

Основная: газеты Брестской области широко используют неологизмы.

Дополнительная: читатели относятся к появлению неологизмов в газетах положительно.

Методы исследования:

1)теоретический анализ литературы.

2) интервью.

3) контент-анализ.

4) статистическая обработка полученных результатов.