logo search
курс лекций ТИПМИ Марков

Тема №1. Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики

Целевая установка: Уяснить основные формы становления национальных систем периодической печати зарубежных стран, особенности формирование типов массового и качественного издания в различных государствах Европы, узнать о современном состоянии - процессы монополизации, концентрации, интернационализации прессы – СМИ в этих государствах, определить основные тенденции исторического развития СМИ ведущих стран Европы - Германии, Англии, Франции, СШАП\.

После изучения данной темы слушатели смогут:

охарактеризовать суть и особенности развития журналистики.

Развитие производственных и социальных отношений уже в древних цивилизациях вызывало необходимость передачи информации, предназначенной группам людей. Часть этой информации содержала элемент стимулирования, убеждения адресатов сообщений в необходимости осуществления определенных действий. Именно эти послания несли в себе сущностные черты современной рекламы и других средств продвижения, что позволило определить это направление коммуникаций как проторекламу. (Более подробно смотрите на эту тему в приводимом в списке литературы учебнике Е. В. Ромата). Протореклама явилась первичной интегрированной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. По мере усиления потребности в расширении словесного (вербального) воздействия на потребителей информационная функция порождает институт глашатаев. Эта профессия была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что глашатайскими функциями наделяется даже древнеримский бог торговли Меркурий.

К указанным выше средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию. Одним словом это средство можно определить как молва. Посредством молвы сведения распространялись иногда на достаточно большие расстояния.  Уже в Древнем мире возникают прообразы современных средств массовой информации. Ближе всех к их изданию приблизились в Древнем Риме. В 59 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), будучи еще консулом, распорядился о регулярном осведомлении широкой публики о текущих решениях сената и народных собраний. Это стало началом выхода протогазеты Аcta diurni urbis. При императоре Августе Октавиане (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) к официальной информации добавились сведения частного характера, «светская хроника», сведения о разводах и женитьбах, информация об увеселениях, продажах недвижимости и т. п. Протогазета стала называться acta diurni populi romani («Повседневные дела народа Рима»). Она «издавалась» на дощатых щитах, обработанных белым гипсом. Текст наносился черной краской. Щиты выставлялись в публичных местах. Примерно ту же функцию, что и протогазета, выполняли покрытые мелом стены древнеримских общественных зданий, названные альбумами (от лат. albumus - белый). На их поверхности черной краской «публиковалась» официальная информация (решения органов государственного управления, результаты гаданий по полетам птиц и т. п.). В соответствии с общепринятой периодизацией выделяют три основных этапа средневековой истории. Раннее средневековье начинается нашествием варваров в Западную Римскую империю (ІV-вторая половина Х вв). Второй период - классическое средневековье, знаменующее рассвет феодальных отношений (Х-ХІІІ вв.). И, наконец, позднее средневековье (конец ХV-ХVІ вв.) заканчивается эпохой Великих географических открытий.

В связи с невысоким уровнем грамотности населения, так же как и в Древнем мире, преобладает устная коммуникация. В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатайства. В дальнейшем, в период позднего средневековья глашатаи уже не всегда могли в полной мере обеспечить распространение информации о решениях властей. В этих случаях использовались написанные от руки, так называемые летучие листки. Кроме того, листки распространялись в торгово-рекламных и политических целях.

Потребности развития экономических отношений, налаживания системы их информационного обеспечения порождают необходимость формирования средств массовой информации. Некоторые черты СМИ просматриваются в издании во второй половине XVI в. крупнейшей фирмой того времени, германской компанией Фуггеров, рукописной протогазеты Ordinare Zeitungen («Регулярный вестник»). Она содержала информацию об урожаях, открытии своих новых подразделений, объявления коммерческого характера.

Самый большой прорыв в процессе формирования массовых коммуникаций всего средневекового периода связан с изобретением Иоганном Гуттенбергом (1400-1468 гг.) книгопечатания в 1445 г. Использование печатного станка революционным образом способствовало развитию системы просвещения и культуры того времени. Оно же легло в фундамент формирования системы средств массовой информации.

Типографии стремительно распространяются в европейских странах. В Италии первая типография возникает в 1465 г., в Швейцарии - в 1468 г., во Франции - в 1470 г., в Бельгии - в 1473 г., в Англии - в 1476 г., в Австрии - в 1482 г.

В связи с расширяющимся сбытом печатной продукции возникла необходимость составления перечней книг, производимых типографиями. Во время своих коммерческих поездок книготорговцы раздавали такие списки потенциальным покупателям. В них приводились заглавия предназначенных к продаже книг, а также одобрительные отзывы об этих книгах. Нередко в конце перечня делался акцент на низкие цены книг. Таким образом, можно говорить о формировании нового вида печатной рекламы - каталогов. Изобретение типографского станка создало предпосылки издания печатных средств массовой информации. Что и было успешно реализовано в эпоху нового времени.

Одним из важнейших последствий изобретения И. Гуттенберга стало бурное развитие с начала XVII веке печатных средств массовой информации. Первая печатная еженедельная газета Strasburger Relation («Страсбургская связь») была издана в Страсбурге в 1609 г. на немецком языке. В 1615 г. в Вене стали издаваться «Еженедельные ординарные и экстраординарные известия и все, что к ним относится». В 1616 г. во Франкфурте-на-Майне основывается газета Frankfurter Journal («Франкфуртский журнал»).

Первой газетой, изданной в Англии, стала The Weekly News («Еженедельные новости») – 1622 г., в Голландии - Amsterdamcher Courant («Амстердамские куранты») - 1623 г., во Франции - Gazett de France - 1631 г. Издателем Gazett de France стал парижский лекарь Теофраст Ренодо (1585-1643 гг.). В 1660 г. появляется первая ежедневная газета Leipziger Zeitung («Лейпцигские новости»). Первая американская газета вышла в 1704 г. - The Boston News Letter («Бостонское новостийное письмо»).

По мере распространения печатных газет и журналов непрерывно растет объем рекламных материалов, помещаемых в них. Таким образом было положено начало рекламы в прессе. В качестве иллюстрации рекламного материала в газете того времени может служить заметка в Gazett de France № 3 от 2 июля 1631 г.: «Нынешняя засуха благотворно повлияла на качество минеральных вод. Здесь наиболее известны минеральные воды Форжа. Тридцать лет назад искусный врач Мартин ввел их в употребление, а потом публика полюбила их. Недавно королевский лейб-медик Бувар, познания, опыт и правдивость которого гарантируют справедливость его выводов, весьма высоко отозвался об этих водах и советовал Его величеству пить в качестве профилактики. Весь двор последовал примеру короля». (См. материалы по упомянутой выше книге Ромата Е.В.)

К началу ХIХ в. газеты и журналы были достаточно распространенным явлением. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1801 г. Наполеон Бонапарт (1769-1821) издает декрет с Положением о периодической печати. Этот документ, например, четко дифференцирует так называемые рекламные издания от всех остальных с жестким запретом публикаций в них статей литературного и политического характера.

Естественно, элементы государственного регулирования в то время указанным эпизодом далеко не ограничиваются. Значительно расширил возможности прессы резкий рост тиражей периодических изданий в начале ХIХ в. Причиной этому были значительное повышение уровня грамотности населения в развитых странах и совершенствование типографского оборудования. Например, в 1814 г. в типографии лондонской Times был установлен цилиндрический печатный пресс, изобретенный немцем Кенигом, что позволило делать 2000 оттисков в час. Естественно, что указанные факторы позволили кардинально снизить себестоимость газет и их подписную цену. Технический прогресс способствовал также повышению качества подачи материалов в прессе. В XVI-XVIII вв. в газетах изредка встречались объявления с рисунками, выполненными методом ксилографии. Маленькие и большие объявления были наборными и отличались однообразием шрифтов.

В начале XIХ в. совершенствование методов репродукции позволило создать новый тип изданий - иллюстрированные журналы. Первыми среди них были английские Penny Magazine («Пенни-журнал») – 1832 г. и Illustrated London News («Иллюстрированные лондонские новости») – 1842 г. Во Франции подобный журнал Illustration стал выходить в 1843 г. В том же году возникло аналогичное издание и в Германии - Illustratrierte Zeitung («Иллюстрированные новости»).

В конце ХIХ в. в полиграфии стали применяться фотоцинкографические технологии, что позволило использовать достижения фотографии. Воистину революционным в печатном деле стало изобретение Алоиза Зенефельдер (1771-1834 гг.). В 1796 г. он открыл возможность изготавливать формы высокой печати путем химической обработки известнякового камня. Двумя годами позже он изобретает новый способ плоской печати - литографию и конструирует первый литографский печатный станок. Эти новшества позволили делать газеты большего размера, а стоили они значительно дешевле. Следующим шагом в развитии печатного дела стало использование технологий хромолитографии и фотолитографии. Изображения на печати получались уже реалистичными и цветными. Еще большие возможности предоставили изобретенные в 1886 г. линотипная печатная машина и в начале XX в. - технология офсетной печати.

Технические возможности СМИ как репродуктора между источником и потребителем информации определили уникальные возможности этого феномена, влияние и значение которых на общественную жизнь возрастают и по настоящее время.

С развитием СМИ можно говорить и о становлении и развитии журналистики как таковой. Потребность в получении и изложении информации, предназначенной для массового потребления, вызвала к жизни появление новой профессии (новых специалистов), которая стала называться журналистикой. Журналистика в каждой стране строилась и росла, обрастая своими специфическими чертами, свойственными конкретной общественно-политической формации, истории нации, особенностям жизненного уклада, религии и т.д. В последующих темах данного раздела эти особенности будут разобраны более подробно.