2.2. Телевидение в 50-е годы в Москве. Зарождение тележурналистики.
Первые послевоенные годы (1945–1948) не принесли в телевизионное вещание ничего принципиально нового по сравнению с предвоенными. Программы Московского телецентра, возобновленные 1945 г., велись в том же духе, что и до перерыва, вызванного войной. Ленинградский телецентр смог возобновить вещание 1948 г. Передачи велись сначала два раза в неделю по два часа, с 1949 г. – три раза в неделю, а с 1950 – через день. И лишь с октября 1956 г. телевизионное вещание в Ленинграде стало ежедневным; московское телевидение перешло на вещание без выходных дней в январе 1955 г.
Московский телецентр с октября 1948 г. и до июня 1949 г. не работал: он был остановлен для реконструкции и переоборудования новой, отечественной аппаратурой. В Ленинграде с мая 1948 г. начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС); ее обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они и провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж – показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, показ без текстового комментария. Лишь в 1950 г. ПТС была передана в эксплуатацию Ленинградскому телецентру.
Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г. С появлением ПТС возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ.
Первая внестудийная телевизионная передача в Москве – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» – состоялась лишь в 1949 г.
Возникает законный вопрос: кто же был первым телевизионным репортером? Репортером была камера.
Существовало только два вида репортажа: не комментированная трансляция (митинга, торжественного собрания, концерта, спектакля) и спортивный репортаж, комментируемый из-за кадра. Однако и в последнем случае телевидение не имело своего репортера. ПТС включила в сферу деятельности Московского телевидения театральные и концертные залы. Внестудийные передачи очень быстро, за несколько месяцев, заняли в программах видное место. Ощутимо обогатив вещание, они сыграли важную роль в развитии публицистического телевизионного репортажа. Режиссеры и операторы, используя ПТС, оказывались в непривычных условиях, когда творческий процесс протекал во многом импровизационно.
Первые попытки ведения публицистического телерепортажа были предприняты в 1952–1953 гг.
В 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения (ЦСТ), впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.
Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.
В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания.
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю: открытие памятника Горькому; выступление учащихся школы фехтования; рассказ о Центральном Доме работников искусств и т. п.
Ленинградская студия телевидения была образована 26 января 1952 г. Но общественно-политические передачи начались лишь в 1953 г.: как и в Москве, это были по преимуществу репортажи.
Затем, в январе 1955 г. последовал репортаж из Дворца тяжелой атлетики на Цветном бульваре; содержанием репортажа был рассказ о работе секций дворца, о тренерах и спортсменах, об их учебе и спортивных успехах.
В феврале 1955 г. состоялся репортаж с промышленного предприятия, первый в истории нашего телевидения (его вел Ю. Фокин с кондитерской фабрики «Красный Октябрь»).
В июле 1955 г. состоялся еще один телерепортаж, о котором нельзя не упомянуть. Длился он всего полчаса, шел среди дня, не был заранее объявлен в программе, почему и не собрал большой аудитории. Но значение его в истории нашей тележурналистики весьма существенно. Речь идет о репортаже с Центрального аэродрома Москвы о встрече президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина.
1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади.
Однако окончательно и бесповоротно оперативный событийный репортаж завоевал права гражданства в советском телевидении в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957 г.
В 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др.
Все студии телевидения, открывавшиеся во 2-й пол. 50-х годов, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале.
Названия их либо совпадали с названиями журналов ЦСТ («Искусство», «Юный пионер», «Для вас, женщины»), либо незначительно варьировались.
С июля 1957 г. телевизионные «Последние известия» стали передавать два раза в день – в 19 часов и в конце программы; второй выпуск «Последних известий» повторялся на другой день в конце дневных передач (в 14–16 часов), с некоторыми добавлениями.
- 1.1. Телевизионное вещание в ссср в 30-е и 40-е года.
- 2.2. Телевидение в 50-е годы в Москве. Зарождение тележурналистики.
- 3.1. Основные программы 60-х годов на цст.
- 3.2. Изобретение телевидения
- 4.1. Начало Ленинградского телевидения. Характеристика передач того времени.
- 4.2. Молодежная программа «Горизонт» в 60-е годы.
- 5.1. Современное состояние телевещания в России.
- 5.2. Основы финансирования телевидения Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:
- 6.1 Тв каналы Петербурга. Их характеристика.
- 7.1. Техника телевидения 30-х годов.
- 7.2. Основные программы Ленинградского тв. Телевидение эпохи гласности.
- 8.1. Цветное тв. Кабачок 13 стульев и т. Д.
- 8.2. Кризис гостелевидения в начале 90 годов
- 9.1. Популярные ведущие 60-70 годов(см. Билет 1)
- 9.2. Роль телевидения в дни августовского путча.
- 11.1. Цензура на тв. Ее влияние на общество.
- 11.2.Молодежные программы Центрального телевидения 60-70х
- 12.2.Программы-долгожители («квн» и др.)
- 13.2.Русские изобретатели мирового телевидения. Русские изобретатели мирового тв
- 15.1. Методы и средства социологического исследования аудитории.
- 15.2.История взлета и заката программы «Веселые ребята»
- 16.1.Телевидение и его роль среди других сми
- 16.2. «600 Секунд» - первая программа криминального жанра.
- 17.1.Информационная функция телевидения.
- 17.2. «Кинопанорама» и ее ведущие.
- 18.1.Аналитическая функция телевидения.
- 18.2. «Международная панорама» и ее ведущие. Мифы о западной жизни.
- 19.1.Экономическая база телевидения вчера и сегодня. Четвертая экономическая особенность тв: создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
- 19.2. «Пятое колесо» и его роль 1989-1991г.
- 20.1. Общественное телевидение. Перспективы.
- 20.2.Развлекательные программы на советском телевидении.
- 21.1 Зарождение тв журналистики в 1950 годах.
- 21. 2 «Голубой огонёк»
- 22.1. Образовательная функция телевидения.
- 22.2. Главная информационная программа.
- 23.1. Тв как основное средство пропаганды эпохи ссср
- 23.2. «Телекурьер» вчера и сегодня
- 24.1. Развлекательные функции телевидения
- 27.1. Культурно0образовательные программы на советском телевидении
- 27.2. Распад нтв. Нтв сегодня
- 28.1. Программы для детей на советском тв
- 28.2. Создание Рен-тв
- 29.1. Телеканалы и телестудии в ссср. Программы передач.
- 29.2.Учебно-образовательное телевидение в ссср
- 30.1 Электромеханическое и электронное телевидение
- 30.2.Телемосты на советском телевидении