Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной и невербальной. Характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.
Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Соц.-пед. или управленческая функция предполагает пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.
За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким явлением, как гос.полит. цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ потребовало значительно более сложной классификации: 1. По способу трансляции:– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое (НТВ плюс); – кабельное (ТВ ВАЗа). 2. По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы. 3. По охвату аудитории: – общероссийские; – региональные («СКАТ»); – местные (ЛАДА ТВ). 4. По форме собственности: – государственные; – негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.
Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов: – по тематическому признаку (зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); – по аудиторному (адресному) признаку (для детей, молодежи, женщин, пенсионеров); – по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов; – по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; – по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир»); – наконец, по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.
Процесс проникновения через государственные и культурные границы, глобальная унификация телевещания неизбежно будет происходить и дальше, какие бы барьеры – политические, юридические, технические – ни возникали на его пути. Однако не следует этого бояться, ибо именно такой процесс стимулировал развитие регионального вещания по всей Европе, в том числе и создание чисто национальных программ. Сложность юридической регламентации связана с рядом причин. Главная из них в противоречивости сочетания принципов свободы информации и невмешательства во внутренние дела государств. Возникает проблема юридической квалификации так называемого «перелива вещания», т. е. непреднамеренного распространения спутникового сигнала за пределами того государства, на территории которого разрешено вещание. Противоречивый вопрос политического аспекта – определение сути понятия «пропаганда», которое так и не получило приемлемой международной квалификации (трудно однозначно ответить на вопрос, что такое «вредная пропаганда», «противоправная пропаганда», тем более что возможны различные трактовки этих понятий в зависимости от идеологических установок государства). В экономическом плане наиболее сложен вопрос о «рекламной пропаганде», хотя бы уже потому, что реклама может создавать потребность в товарах, которыми это государство не располагает. Естественно, что перед лицом глобальных преобразований информационного рынка с новой силой возникает проблема правового регулирования. Единого мнения по этому вопросу в Европе нет. Одни считают, что конвергенция будет стирать существенные различия между отдельными видами услуг, и все сети в будущем будут предоставлять каждой технологической платформе любые услуги. Значит, рынок приобретет глобальный характер по образцу Интернет и его будет очень сложно регулировать. Другие, напротив, утверждают, что независимо от технологии политика в области СМИ должна быть активно направлена на поддержание социальных, культурных и этических ценностей. Именно этот подход диктует существование двух отдельных пакетов законодательных актов – один в отношении экономических аспектов, другой – в отношении содержания услуг. Можно и дальше перечислять причины сложности правовой регламентации «новейших» информационных технологий. Но даже беглый обзор со всей очевидностью показывает, сколь противоречивы эти проблемы, как непросто практическому международному праву успевать за техническим прогрессом в области распространения информационных услуг и предусмотреть его возможные последствия.
Тенденции
Основные тенденции ТВ индустрии: новые платформы, новые аудитории, новые бизнес-модели
Несколько недель назад в Монте-Карло ведущие телевизионные компании пришли к соглашению о некоторых основных тенденциях, которые меняют облик индустрии
Телекомпании понимают, что их рекламный бизнес восстанавливается быстрее, чем ожидалось.
Мобильные и социальные медиа и их объединение являются основными темами – игроки признают, что социальные медиа приобрели важнейшее значение (для большинства из них даже важнее, чем Google) в качестве источника создания трафика для их сайтов.
Медиа-компании также учитывают тот факт, что многие пользователи больше привязаны к своим устройствам, нежели к их контенту (для них важнее иметь iPhone от компании Apple, чем доступ к контенту ESPN)
Связанная с этим озабоченность – использование мобильного контента в виде приложений (а не веб-страниц), и многие игроки пока еще не сформировали четкую стратегию в части приложений. Их усилия до сих пор направлены на веб-присутствие.
Универсальные телекомпании/сети (в отличие от специализированных) таким образом признают, что им необходимо уделять большее внимание формированию брендов, в частности, при мультиплатформенном подходе, и им необходимо сохранять связь с более молодой аудиторией: модели HBO, MTV, ESPN, скорее чем NBC или BBC1
Сейчас в фокусе находятся инновационные форматы программ и новые виды контента, поскольку именно они представляют собой ключевые компетенции для игроков, которые разрабатывают новые форматы на ТВ и связывают их с новыми позициями в развлечениях и социальных медиа.
Бизнес-модели ориентированы на разные варианты рекламы: реклама + платные сервисы (подписка, плата за использование); реклама плюс сделки (электронная коммерция, партнерский маркетинг, ведущее поколение).
Они также чувствуют, что ТВ определяет большую часть межплатформенных возможностей, и оно имеет преимущество относительно других медиа при формировании роста в цифровом секторе.
Тенденции развития телевидения: борьба за зрителя
Сегодня телевидение находится на определенном распутье. С одной стороны, создается впечатление, что эта отрасль переживает настоящий бум, рост количества новых каналов и телепередач происходит чуть ли не по законам геометрической прогрессии. Если взять нашу страну, то ещё 20 лет назад мало у кого было больше двух-трех телеканалов, а сегодня в обычном недорогом кабельном пакете их в 20-30 раз больше. Стали дешевыми и массово доступными и телевизионные приемники. Если раньше, чтобы заработать сумму, достаточную для покупки отечественного цветного телевизора, нужно было работать несколько месяцев, то сегодня недорогие аппараты китайского производства можно приобрести на месячную пенсию или стипендию. Разумеется, все это не могло не привести к быстрому росту совершенно новых телепередач. Ныне тв программа предлагает нам огромное количество разнообразных «реалити» и ток-шоу, из которых большинство, впрочем, несет на себе явный след «мазка кисти» создателя сценария. Не обходят зрителя вниманием и многочисленные политические, новостные, спортивные и музыкальные программы и целые каналы этих направлений. Если раньше у любителей «кинопутешествий» была всего одна передача в неделю, то сегодня есть несколько ежедневных и еженощных телеканалов компаний «дискавери» и «национальная география».
Чтобы заполнить внезапно появившееся, будто из лампы Алладина, и продолжающее разрастаться эфирное время, киностудии и телекомпании поставили на настоящий конвейер производство сериалов. Разумеется, это не может не сказываться на качестве продукта, но – кого волнуют подобные мелочи во времена всеобщего потребления? В общем, на первый взгляд, в телевизионной индустрии сейчас все очень хорошо. Растет количество каналов, зрители покупают новые телевизоры, подключают кабельные программы и устанавливают спутниковые антенны. В самом захолустном областном центре програма телепередач помимо нескольких десятков центральных, «соседских» и иностранных каналов предложит и пяток своих. И, тем не менее, уже сегодня можно наблюдать тенденцию, которая может привести нынешнее телевидение если не к преждевременной кончине, то к серьезному упадку – как минимум.
Проблема подкралась оттуда, откуда её, похоже, никто особо и не ждал. Среди современной молодежи становится популярным не только не читать книжки (что начало проявляться ещё лет 15-20 назад), но и, как ни странно – не смотреть телевизор. Если лет пять-семь назад фраза «я не смотрю ящик» выглядела некоторым вызовом или эпатажем, то сегодня это становится популярным трендом. Стоит ли объяснять, что в молодежной среде популярные модные тенденции «работают» намного действенней, чем в любой другой? А ведь все эти молодые люди через несколько лет должны стать главами семейств и основными потребителями любых товаров и услуг, в том числе и телеканалов. Оказывается, молодежь ныне массово переключается на интернет. Обычная «статическая» телепрограма их уже не устраивает. Музыкальные каналы проигрывают сетевым файлообменникам, любой новый фильм или телесериал тоже можно скачать в сети, футбольный матч можно посмотреть на мониторе компьютера в режиме онлайн. Поэтому телевизионщикам, чтобы не потерять свою аудиторию, нужно срочно что-то делать. Возможно, вводить интерактивное телевидение, а возможно – срочно «переселяться» в сеть интернет.
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Радиовещание в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Информационные агентства в системе средств массовой информации: структурные и функциональные характеристики, основные тенденции развития.
- Реклама в системе средств массовой информации.
- Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.
- Типология средств массовой информации и современные тенденции ее развития.
- 1. Системные характеристики сми
- 2. Типология печатных сми
- 3. Типология электронных сми
- 3.1 Телевидение
- 1. По способу трансляции:
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых сми
- Основные функции журналистики.
- Этапы и тенденции развития модели средств массовой информации России.
- Теории взаимодействия средств массовой информации и аудитории.
- Эффективность средств массовой информации: условия, критерии и факторы.
- Этапы, структура и закономерности творческого процесса в журналистике.
- Журналистика как род творческой деятельности и способы ее осуществления.
- Система жанров журналистики, факторы их дифференциации и тенденции развития.
- Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.
- Аналитическая журналистика: методы и жанры.
- Публицистический стиль современного русского литературного языка: стилевые черты и тенденции развития.
- Проблема художественно-публицистических жанров в современной журналистике.
- Роль стилистики и культуры речи в профессиональной деятельности журналиста.
- Особенности интернет-журналистики.
- Особенности работы журналиста в электронных средствах массовой информации.
- Особенности массовой коммуникации.
- Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- Особенности политической рекламы. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- Социологический подход к изучению содержания материалов средств массовой информации.
- Использование результатов медиаисследований
- Зачем нужны медиаисследования?
- Приобретение результатов медиаисследований
- Где и как можно получить результаты медиаисследований?
- Кому нужны результаты медиаисследований?
- Значение социологических исследований для оптимизации деятельности средств массовой информации. Виды исследований и их организация.
- Основы редакционного менеджмента и маркетинга: цели, функции, направления и формы деятельности, проблемы.
- Формы собственности в сфере средств массовой информации в переходном обществе.
- 1. Редакция сми как предприятие.
- Техника и технология производства печатных средств массовой информации. Допечатная подготовка издания.
- Доступ журналистов к информации: политико-правовые проблемы.
- Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста.
- Международное гуманитарное право и средства массовой информации. Роль и ответственность средств массовой информации при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов.
- Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста: теория и практика.