logo search
ответы по истории ТВ

6.1 Тв каналы Петербурга. Их характеристика.

Пятый канал — российский федеральный телевизионный канал с центром вещания из Санкт-Петербурга. Старейший телеканал СССР и России. Является преемником ГТРК «Петербург», федеральные сети которого указом Б. Н. Ельцина № 919 были переданы новому телеканалу «Культура», а частоты закреплены за вновь образованной ТРК для вещания на Петербург и Ленинградскую область. Трансляции ведутся по системе цвета SECAM D/K.С 1 октября 2006 года канал получил право на общенациональное вещание. В настоящее время, помимо Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеет лицензии в 83 регионах России[5]. Совместно с телеканалом до 2007 года с 18:25 по 19:25, и с конца 1990-х по настоящее время с 7:00 по 8:00 вещает телеканал ЛОТ (Ленинградская областная телерадиокомпания). Передачи ЛОТ на частоте 5 канала передаются только на Петербург и Ленинградскую область.7 июля 1938 года вышла в эфир первая постановочная передача, а с августа начались регулярные передачи. С момента основания и до начала 90-х годов Ленинградское телевидение называлось Отделом Телевизионного вещания ЛКРИ (Ленинградского Комитета радиоинформации), осуществляло всесоюзное вещание, а затем, вплоть до 1998 года, — и всероссийское.1 мая 1949 года впервые в СССР в Ленинграде был показан телевизионный репортаж с Дворцовой площади. Ленинградские телевизионщики участвовали в проведении первых телерепортажей из космоса.26 января 1952 года — создание Ленинградской Студии Телевидения.1 сентября 1957 года — первый выпуск «Последних известий» Ленинградского телевидения. Выходили по понедельникам, средам и пятницам. С 7 мая 1959 года выпуски становятся ежедневными по 8 — 10 минут перед окончанием передач. [1]В 1960-е годы Ленинградское телевидение открыло жанр телеигры — передача «Один за всех, и все — за одного». Первое отечественное музыкальное шоу — передача «Музыкальный ринг» — также появилась на Ленинградском телевидении.В 1961 году был построен телевизионный центр на улице Чапыгина, 6. В 1962 году в трёх студиях на Чапыгина было установлено первое экспериментальное оборудование цветного телевещания. Техническая база позволяла транслировать как студийные, так и внестудийные телевизионные программы.В 1965 году в эфир вышли первые молодёжные программы, первые викторины и конкурсы. Самой популярной детской передачей того времени была «Ляпа, Тяпа и Жаконя», которую вела диктор Нелли Широких.В 1968 году из Ленинградского телецентра началось регулярное цветное телевещание.[6]В 1985 году появились телемосты и теледебаты.7 июня 1991 года была создана Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания.15 января 1992 года указом Президента РФ № 47 Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания была упразднена, а на её базе была создана Российская государственная телерадиокомпания «Петербург». [2]17 октября 1992 года указом Президента РФ № 1256 Российская государственная телерадиокомпания «Петербург» была упразднена, а на её базе была создана Федеральная телерадиовещательная служба «Россия». [3]9 апреля 1993 года указом Президента РФ № 437 Федеральная телерадиовещательная служба «Россия» была упразднена а на её базе была создана Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Петербург — Пятый канал». [4]25 августа 1997 года указом Президента РФ № 919 Государственная Телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал» была упразднена[7], и с 1 ноября 1997 года телеканал стал транслироваться только на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в остальных регионах он был заменён телеканалом Культура.

В 1998 году на базе ГТРК «Петербург — Пятый канал» было создано ОАО «ТРК „Петербург“»[7][8].1 апреля 2004 года компании было возвращено брендовое название «Пятый канал». Информационная программа этого канала стала называться «СЕЙЧАС».25 января 2006 года ТРК «Петербург — 5-й канал» выиграла федеральный конкурс на вещание в 40 регионах Российской Федерации и осенью 2006 года возобновила федеральное вещание.4 ноября 2007 года президент Владимир Путин подписал указ[9] о присвоении статуса общероссийской телерадиовещательной организации. Как утверждается, целесообразность внесения такого изменения связана с социальной значимостью программ открытого акционерного общества «Телерадиокомпания „Петербург“», однако можно предположить, что данным указом Владимир Путин восстановил некоторую историческую справедливость, вернув петербургский Пятый канал в города России, как это было до 1997 г. (до передаче частот каналу «Культура»).В октябре 2009 года СМИ сообщили о планах реструктуризации «Пятого канала» со стороны владельца — «Национальной Медиа Группы» — связанных с крупными сокращениями сотрудников[10]. НМГ опровергла информацию о готовящихся сокращениях. Однако вскоре слухи о закрытии передач и увольнении сотрудников получили новое подтверждениеС 15 марта 2010 года канал представил новую концепцию вещания, благодаря которой в эфире появились новые программы и ведущие.

100ТВ — российский региональный телеканал, осуществляющий круглосуточное вещание на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Начал свою работу 31 августа 2003 года под названием телеканал «СТО».[1] С октября 2007 года носит название «100ТВ». Обладатель премии «Золотое перо-2007» в номинации «Медиа-проект года». Входит в Балтийскую медиа-группу.Канал начал свое вещание в Петербурге 31 августа 2003 года на 31 дециметровой частоте. Первое руководство канала в составе ген. директора Виктории Корхиной, ген. продюсера Андрея Максимкова и фин. директора Ильи Крылова проработало с момента основания канала и до ноября 2006 г., когда коллективно подало в отставку. Отставка была добровольной и была связана с необходимостью постепенно передать канал новой команде во главе с новым владельцем канала Олегом Рудновым, купившим контрольный пакет акций телеканала в мае 2006 годаС февраля 2008 года телеканал в рамках специальной акции «Без рекламы» полностью убрал из своего эфира рекламу. До этого рекламные блоки были исключены из трансляции выпусков новостей и «культурно значимых» сериалов — «Мастер и Маргарита» и «В круге первом».[3]Онлайн-трансляцииКанал 100ТВ был пионером среди российских телеканалов, организовав круглосуточное онлайн-вещание в Интернете на своем официальном сайте. На сайте также доступны видеоролики выпусков новостей, а также некоторых передач

6.2. ТВ эпохи гласности. Основные программы ЦТ. Со времен революционных преобразований ранних 1990-х в телевизионной системе страны произошли тектонические изменения. Процесс был мучительным. Телевизионная система прошла через децентрализацию, передел собственности, создание сотен частных телекомпаний, через информационные войны, «закат» эры олигархов и усиление – экономическое и идеологическое – государственного влияния. Развивалась индустрия, рос рекламный рынок, трансформировалась программная политика, открывались новые каналы. В последние годы все очевиднее, что моноидеологическую модель советского Гостелерадио практически замещает другая модель – развлекательная идеология коммерческого телевидения, ориентированного прежде всего на прибыль.1985–1990 годы: пролог У советского зрителя середины 1980-х был весьма ограниченный выбор: главная информационная программа «Время», 90% продук­ции отечественного производства – в основном общественно-полити­ческих и культурно-просветительских программ; трансляции съездов, концертов к датам, хоккейных и футбольных матчей, соревнований по фигурному катанию; редкие западные фильмы, прошедшие цензуру; никакой рекламы. Центральное теле­видение в то время было воплощением авторитарного, идеоло­гического телевидения, которое, с одной стороны, работало как государственно-моно­полистическое предприятие, с другой – выступало ретранслятором неидеологических высоких образцов отечественной культуры (классическая музыка, театральные постановки). Телевидение финансировалось целиком из бюджета, управлялось административными методами, 90% продукции выходило в записи. Неповоротливая махина Гостелерадио стремительно дорожала по мере увеличения объемов ве­щания, развития наземных и спутниковых линий связи и растущей стоимости оборудования. Эру гласности первыми ощутили читатели периодики. В 1986–1987 годах гласность стала прорываться и на телеэкран. Первые телемосты с Аме­рикой, молодежная программа «12-й этаж», ленинградское «Пятое колесо» (1986), программа «Взгляд» (1987), прямые эфиры утренних и ночных передач, общественные дискуссии в прямом эфире, транс­ляции съездов народных депутатов и альтернативная генеральной про­грамме «Время» новая информационная передача ТСН (1989). С 1986 по 1988 год объем прямого вещания на Центральном телевидении увеличился почти в 30 раз. В 1990 году в недрах ЦТ по приказу председателя Гостелерадио было создано первое хозрасчетное предприятие с правами юридического лица – коммерческий канал «2x2». 1991–1994 годы: телевидение революции и периода первоначального накопления капитала Децентрализация телевизионной системы обозначилась в кон­це 1980-х годов и завершилась в 1994 году с ликвидацией «Останкино» – так после перестройки назывался «Первый канал» ЦТ. Госу­дарство практически утратило функции идеологического и финан­сового контроля. Событиями общенационального масштаба стали: - создание в 1990 году Российского телевидения на базе второй про­граммы ЦТ, оппозиционного союзному вещанию; канала «2x2», на котором появилась первая примитивная реклама; распад Гостелерадио в 1991 году и рождение ТВ-6 (на первом этапе совместное детище одного из прогрессивных функционеров Гостелерадио Эдуарда Сагалаева и создателя CNN Тэда Тернера); - рождение НТВ в 1993 году. Этот период – лучшие годы талантливой и амбициозной команды НТВ; - возникновение практически во всех ре­гионах страны местных частных телекомпаний. Серьезные перемены в телеэфире начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны.

Если в 70-е годы количество городских и областных студий в стране несколько сократилось, то после 1985 г. вновь начался их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987 г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

В наибольшей степени способствовали формированию общественного сознания телевизионные дебаты во время выборов народных депутатов СССР (1989) и России (1990), прямые трансляции со съездов и сессий Верховных Советов.

Для журналистов, посмевших нарушить этот принцип, вскоре наступили тяжелые времена. Прекратились передачи «12-й этаж», неоднократно запрещались выпуски «Взгляда». Недолго просуществовали ежедневные 10-минутные репортажи «Прожектор перестройки». Лидерство в журналистском поиске перешло от Москвы к Ленинграду, где появились телеканал для интеллигенции «Пятое колесо» и неофициальные новости «600 секунд».

Противостояние телевизионного руководства демократическим тенденциям становилось все откровеннее. За самостоятельность суждений был отлучен от эфира ведущий «Международной панорамы» Александр Бовин. Возмущенный беззастенчивым редакторским вмешательством в передачи, прекратил сотрудничество с телевидением Эльдар Рязанов. Сам принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Была закрыта еженедельная аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая менее полугода. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Ведущие «7 дней» Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, позволившие себе такой анализ (о чем и помыслить не могли создатели аналогичной передачи «Эстафета новостей» во время так называемой «оттепели» 60-х), стали весьма популярными в стране людьми. На первомайской демонстрации 1990 г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст над колонной, проходящей по Красной площади: «Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!» (Последний был отстранен от эфира в программе «Добрый вечер, Москва!», несмотря на устойчивое первое место по зрительскому рейтингу за три года.) Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих. С площадей эти требования все чаще перекочевывали на страницы печатных изданий, в том числе и таких, которые никогда прежде не писали о телевидении.

В начале 1991 г. был окончательно запрещен «Взгляд». Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах. 13 января 1991 г. подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского радио и телевидения, захватили телебашню. Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики «перестройки и гласности». Ленинградский репортер Невзоров, завоевавший популярность критикой партийного руководства, в вильнюсской трагедии выступил как шовинист, объявив десантников «нашими», которые воевали против «ненаших» литовцев.