Шрифт – основа дизайна
Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. Шрифт – своеобразный выразитель культурного наследия, средство эстетического и художественного оформления носителя информации, а в полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.
В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Кроме того, есть еще капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным. При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.
Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.
Гарнитурашрифта (Typefamily) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.
Начертание(Typefase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).
Насыщенностьшрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light–ultrabold).
Пропорциишрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
Контрастность– это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
Понятие комплектностиили комплект знаков (по другой терминологии –полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.
Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка. Так в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, а в России – церковнославянские. Затем, с ХУ века в Европе, с ХУШ века – в России стали применяться соответственно шрифты типа антиквы и гражданский. Гражданский шрифт был введен Петром 1 в 1710 году (просуществовал до 1740 г.). С середины и до конца ХУШ века складывалась отечественная шрифтовая школа, в дальнейшем на графику русских типографских шрифтов оказали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге. В конце Х1Х и начале ХХ вв. основную роль стали играть немецкие словолитни (Москва, Рига, Харьков, Тифлис), где в том числе нарезались шрифты по рисункам русских художников и граверов. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским.
В советский период отечественная шрифтография активно развивалась, и к началу 70-х годов российская библиотека типографских шрифтов состояла из 38 гарнитур шрифтов 114 гарнитуро-начертаний русско-латинской графической основы письменности для машинного набора; из десятка шрифтов ручного набора и из 52 гарнитур шрифтов особой графической формы письменности, в основном для обеспечения экспортных поставок строкоотливного наборного оборудования в страны Азии и Африки. К этому списку необходимо добавить 24 гарнитуры шрифтов текстового и заголовочного набора, разработанных в эксклюзивном порядке и принадлежащих издательству газет «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда» и журналу «Огонек» (т.н. монопольные шрифты).
С появлением отечественных фотонаборных машин второго поколения, а затем и автоматизированной системы переработки текста и черно-белых иллюстраций, для их обеспечения была разработана еще 31 гарнитура в 90 гарнитуро-начертаний. Таким образом, к началу 90-х годов отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний. Библиотека содержала весь спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий. В ее состав входили шрифты для набора газет (Новая газетная, Газетная рубленая, Газетная Трудовская, Звездочка, Норма и др.), периодических и толстых журналов (Журнальная, Новая журнальная, Журнальная рубленая, Огонек и др.), художественной литературы и академических изданий (Банниковская, Байконур, Обыкновенная новая, Академическая и др.), школьных учебников (Литературная, Школьная, Букварная), справочников и энциклопедий (Кудряшовская энциклопедическая, Энциклопедия-4, Словарная Кудряшова) и т.п. К сожалению, мало было разработано шрифтов для акцидентного набора (так называемые малые наборные формы: бланки, пригласительные билеты, визитные карточки, меню и т.п.), кроме: Каллиграфической, Декора и Рукописной Жихарева, а также шрифтов для рекламной продукции: Гранит, Реклама и Древняя.
Исторические названия размеров шрифтов: Бриллиант – 3 п., Диамант – 4 п., Перл – 5 п., Нонпарель – 6 п., Миньон – 7 п., Петит – 8 п., Боргес – 9 п., Корпус – 10 п., Цицеро – 12 п., Миттель – 14 п., Терция – 16 п. (говоря, что кегль данного шрифта равен тому или иному числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – своеобразный естественный пробел между строками).
Нонпарель – от фр. несравненный (фр. словолитчик Дидо в ХУШ в.), петит – от фр. маленький, боргес – от фр. городской, гражданский, корпус – от лат. corpus juris civilis - свод гражданских законов византийского императора Юстиниана – название книги, которая была напечатана шрифтом такого размера, цицеро – по имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатана в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером), миттель – от нем. середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время, терция – от лат. третий – в свое время третий по размеру шрифт.
Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.
- Техника и технология средств массовой информации
- Воронеж 2001 Содержание
- Основные понятия и термины
- Принципы газетного дизайна
- Материально-технические средства производства газеты
- Шрифт – основа дизайна
- Классификации шрифтов
- Шрифтовое оформление элементов заголовочного комплекса и текста
- Постоянные элементы газеты
- Структура и композиция периодического издания
- Элементы планирования газетной полосы
- Оформительская модель
- Использование цвета
- Из программы курса