logo
Proizvodstvo_i_oformlenie_gazety

Структура и композиция периодического издания

Структуру мы соотносим с внутренней формой, а композицию – с внешней.

Структура газетыпредставляет собой размещение основных разделов и рубрик в газете и связи между ними, а именно – соподчиненность, последовательность расположения, порядок следования основных разделов и постоянных рубрик газеты по номерам (или дням недели – временной аспект) в зависимости от их значения, актуальности и оперативности; установление соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа издания и его традиций. Может быть зафиксирована в сетевом графике.

Нет бесструктурных газет, однако для читателя внутреннее строение может быть простым, понятным и в этом смысле упорядоченным, организованным. Или же читатель с трудом установит структурные связи. Различают низкий, средний и высокий уровни организованности структуры.

Структура номераопределяется принципами размещения и организации всех подборок (блоков), с ней связан порядок следования основных материалов на той или иной полосе в зависимости от структуры издания и значимости публикаций, сбалансированность рекламных и редакционных материалов, жанровые, размерные и другие пропорции. Эти структурные связи реализуются в плане номера.

Структура полосы– построение подборок, организация всех материалов на странице, размещение их на том или ином месте в зависимости от структуры номера и значимости публикаций. Структура полосы, представленная ее планом, реализуется в макете.

Взаимосвязь структуры и композиции. Композицией материала для дизайнера является взаиморасположение оформительских комплексов (то есть смысловых частей – рубрика, заголовок, вводка, текст, комментарий, иллюстрация с подписью, вынос в тексте – публикации после придания им соответствующей формы). Многие комплексы (например, заголовочный) обладаю формальной – композиционной – самостоятельностью).

Определенная проблема взаимосвязей, взаимоотношения частей комплекса, материала, полосы рассматривается в композиционном аспекте. Одна из важных сторон – верстка (прямая, ломаная; горизонтальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная, вертикальная с горизонтальными пересечениями; симметричная, асимметричная; по ширине колонок – постоянная или переменная по горизонтали).

Пропорция, контраст, нюанс, масштаб являются средствами композиции. Ширина колонки – очень существенный признак ритма – одна из характеристик композиции.