Использование цвета
Зрение человека можно условно разделить на две составляющие – зрение световое (яркостное) и цветовое. За эти виды зрения отвечают различные глазные рецепторы, и мозг, в свою очередь, суммируя информацию о яркости объекта и о его цвете, анализирует, что за объект мы видим на самом деле.
Черно-белая фотография не задействует цветное зрение. Она основана на воспроизведении полутонов, градаций яркости, игре света и тени, причем с очень высокой степенью правдоподобия. Но цветовоспроизведение совершенствуется, и уже немало газет и журналов переходят на цветную печать.
Число цветов, различаемых человеческим глазом, конечно – глаз человека способен различать до 100 тысяч цветов. Число рецепторов, отвечающих за восприятие определенных волн, у каждого человека индивидуально, восприятие цветов изменяется с возрастом, зависит от остроты зрения, от национальности человека, даже от цвета его волос и от того, что он ел (это, конечно, относится к тонким оттенкам цвета). Люди в основном воспринимают цвета одинаково, но глаз постепенно адаптируется к окружающим условиям (яркостная адаптация, цветовая адаптация). Человеческий глаз интеллектуально убирает любую постоянную примесь, адаптируясь к условиям освещения. В нашей памяти заложены характеристики так называемых известных, «памятных» цветов: бумаги, кожи человека, листвы и т.д. И мозг компенсирует цветовую вуаль, пересчитывая значения всех цветов, используя «памятные» цвета в качестве эталона. При этом ориентация идет на ахроматические цвета. Например, если лист бумаги при комнатном освещении имеет желтый цвет, но мы точно знаем, что бумага белая, то мозг автоматически вычтет нужную долю желтизны для получения правильного восприятия. Если работать за компьютером с неправильно калиброванным монитором, цвета которого имеют, к примеру, голубоватый оттенок, то минут через пятнадцать вы перестанете воспринимать этот оттенок.
Одновременный контрастсвязан со зрительной индукцией, суть которой состоит в том, что свет вызывает раздражение не только того участка сетчатки, на которую падает, но и соседних, изменяя их реакцию в ту или другую сторону. Действие одновременного контраста проявляется, например, в том, что объект на светлом фоне кажется темнее того же объекта на темном фоне. Если разместить цветные квадратики на черном фоне, то можно заметить следующее: черный фон усиливает яркость цветных полей, так что они выглядят более светлыми, но в то же время несколько ослабляет цвет – квадратики выглядят менее насыщенными.
Одновременный цветовой контраст приводит к тому, что цвет объекта, помещенного на цветной фон, смещается в сторону наибольшего отличия от цвета фона. Так, серый квадрат на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, а на синем – желтоватый. Изменяются квадраты одного и того же цвета на желтом и синем фоне.
Последовательный контраствозникает в результате резкой смены зрительного образа и связан с инерционностью глаза. Последовательный образ от первого излучения складывается с ощущением от второго. Если рассматривать яркий объект и после этого перевести взгляд на однородное цветовое поле, на нем сначала возникнет более светлый (положительный) образ, затем – менее светлый отрицательный. Если долго смотреть на красный круг, а потом перевести взгляд на белое поле, возникнет зеленое фантомное изображение круга.
Краевой контраст.На стыке двух полей разной яркости приграничная часть темного поля становится еще темнее, а светлого, наоборот, еще светлее. Если же закрыть белым листом бумаги любое поле, ощущение неравномерности исчезнет.
Контрастность свойственна и цветовым сочетаниям. Цвета, создающие эффект максимального контраста, - парны и называются дополнительными (см. цветовой круг). Дополняющие свойства цветов могут оказаться весьма полезными в дизайне периодических изданий, особенно когда необходимо сделать сильный акцент.
Физиологическое воздействие цвета составляет первый, или низший. Уровень влияния цвета, тогда как психологическое воздействие – второй, высший уровень его влияния. Психологическое воздействие, в отличие от физиологического, в принципе индивидуально. Но в психике человека проявляется психика общества. Исследования показывают, что один и тот же цвет и цветовые сочетания вызывают у различных людей близкие ассоциации и эмоции.
Цвета разделяются на теплые и холодные. Теплые цвета – активные, они всегда доминируют над пассивными холодными цветами. Они гораздо быстрее замечаются и дольше сохраняются в памяти, поэтому предметы, которые надо выделить, следует окрашивать в теплые, более насыщенные, выступающие, цвета. Темные цвета при их преобладании действуют на психику преимущественно угнетающе, светлые – стимулируют. Темные цвета ассоциируются с большей тяжестью, чем светлые. Тяжелые цвета при расположении снизу дают ощущение устойчивости, уверенности, а при расположении сверху – угнетают.
Гармоничным называют сочетание двух и более цветов, находящихся рядом, которое вызывает положительную психо-эстетическую оценку или, другими словами, производит приятное впечатление. Все гармонические цветосочетания можно разделить на сочетания, в которых наиболее четко читается противопоставление цветов (контрастные сочетания) и сочетания, главной чертой которых является сближенность (сходство) цветов (нюансные сочетания).
Контрастные гармонии – сочетание двух или нескольких цветов с большим цветовым контрастом. Частным случаем контрастных гармоний являются гармонии дополнительных цветов, которые дают самые устойчивые сочетания. Нюансные гармонии представляют собой сочетание двух или нескольких цветов одного цветового тона, отличающихся по насыщенности и яркости, а также двух или нескольких цветов с малым контрастом по цветовому тону.
За последние десять лет появилось много полноцветных журналов. Тому есть причины: переход редакционно-издательских технологий на компьютерную (сравнительно дешевая компьютерная техника); развитие коммерции и, как следствие, рекламы. На цветовое решение влияют особенности восприятия аудитории, для которой предназначен журнал, а также вся технологическая цепочка подготовки издания – допечатный процесс; способ печати и марка машины; сорт бумаги; тип красок.
Цветовые модели журналов:
Традиционные(«Юность», «Эхо планеты», «Вокруг света») отличаются грамотным исполнением с точки зрения шрифтографии, верстки, скупостью цветового оформления (качество цветоделения и печати посредственное);
Обновленные(«Работница», «Техника – молодежи», «Огонек», «Здоровье», «За рулем») изобилую цветными картинками, подложками, яркими, но в то же время уместными красками (некоторые печатаются за рубежом);
Преображенные(«Ровесник») верстаются по западным образцам, изобилую компьютерными эффектами. Цветовой дизайн крайне агрессивный, восприятие текста затруднено, цветоделение и печать отличные;
«Коммерсанты»(журналы ИД «Коммерсантъ», а также «Эксперт», «Аудиомагазин»). Дизайн – отечественный, очень высокого уровня, цветовая гамма – классическая, спокойная, респектабельная, печать высокого качества;
Иностранные– зарубежные журналы в русской редакции («Cosmopolitan», «Playboy», «MarieClaire», «Harper,sBazaar», «Итоги & «Newsweek»). В дизайне – ошибки, связанные с тем, что не учтены, например, особенности русского языка (слишком узкая колонка), но цвет и печать отменные;
«Фантики»- новые журналы на очень тонкой бумаге («7 дней», «Лиза», «Отдохни!», «МК-бульвар»). Очень пестрые.
«Беспредельщики»(«Подводная лодка», «Афиша», «Ночной город», «Cool») – дизайн не выдерживает критики с точки зрения функциональности и читабельности. Цвета ядовитые, несочетаемые, цветоделение отвратительное.
Газеты также все более активно переходят на цвет. И здесь учитывается типология издания : например, цветовая модель «Новых Известий» значительно более сдержанная, чем у приложения к «АиФ» «Я – молодой» или «СПИД-Инфо», а бесплатная рекламная «Экстра-М» значительно пестрее «Общей газеты».
Пока у газет страдает качество печати, печатаются они на газетной бумаге – добиться приличной цветопередачи очень сложно, а при использовании ролевых печатных машин для печати больших тиражей и вовсе невозможно. Поэтому пока газеты используют цвет крайне сдержанно, цветные иллюстрации печатают с невысокими линиатурами, размещают их на небольших площадях и с небольшими количествами краски. Те же газеты, которые активно применяют яркие цвета, получают на выходе серо-буро малиновую рябь.
Есть газеты (т.н. «белые»), печатающиеся на высококачественной мелованной бумаге с помощью листовых машин и по качеству воспроизведения не уступающие дорогим иллюстрированным журналам («Новости полиграфии», «Медстар-Инфо», «PCWeek». Они выходят маленьким тиражом, стоят дорого или вообще распространяются по адресной рассылке.
Использованная литература:
Барышников Г.М., Бизяев А.Ю. и др. Шрифты. Разработка и использование. М., 1997.
Галкин С.И. Уроки макетирования. М.,1981.
Картер М. Современный дизайн газет. М., 1995.
Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1975.
Ныркова Л.М. Как делается газета. М.,1998.
Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. СПб., 1998.
Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.
Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.
- Техника и технология средств массовой информации
- Воронеж 2001 Содержание
- Основные понятия и термины
- Принципы газетного дизайна
- Материально-технические средства производства газеты
- Шрифт – основа дизайна
- Классификации шрифтов
- Шрифтовое оформление элементов заголовочного комплекса и текста
- Постоянные элементы газеты
- Структура и композиция периодического издания
- Элементы планирования газетной полосы
- Оформительская модель
- Использование цвета
- Из программы курса