logo
Proizvodstvo_i_oformlenie_gazety

Элементы планирования газетной полосы

Подборка– объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества. Старейшая форма подачи материалов, которая облегчает систематизацию материалов, а значит, и восприятие; позволяет глубже разработать тему.

Способы объединения материалов в подборку: поставить рубрику или плашку; отбить подборку линейками или заключить ее в рамку; поставить иллюстрации; единообразно оформить заголовки (разбить на одинаковое количество строк, набрать шрифтом одной гарнитуры, одного кегля и начертания, применить единую выключку; единообразно оформить текст, в частности: разверстать все заметки на равное число колонок, набрать все материалы на один формат, применить одну и ту же текстовую гарнитуру, начертание и кегль для набора всех заметок, унифицировать оформление вводных абзацев, эпиграфов и т.д. В большинстве случаев подборка нуждается в более сильных средствах объединения, для чего эти приемы и элементы применяются комплексно: три-четыре для одной подборки. Выбранный комплекс из перечисленных средств закрепляется за данной подборкой и повторяется из номера в номер. Сильными средствами выделения являются закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день недели.

Тематическая страница – это тематическая подборка размером с полосу. Здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте номеров) имеет время их появления в определенный день недели. Большую роль играют «шапки» и рубрики, иногда иллюстрации. Как одно из главных средств выделения часто используется унификация гарнитур заголовочных шрифтов. Тематические страницы могут выделяться по оформлению в номере газеты, но в целом стиль газеты должен сохраняться.

Крупные материалы– требуют особого – акцентированного – оформления.

Газетный «подвал» – крупный материал, разверстанный внизу полосы либо на все колонки, либо на большую часть колонок полосы.

Газетный «чердак» – перевернутый «подвал».

«Окно» – материал, заверстанный в углу или на центральных колонках.

Газетный разворот – две смежные полосы газеты, на которых размещены материалы одной подборки.

Страница-плакат – тематическая страница, особым образом оформленная, с таким расчетом, что ее можно вывешивать отдельно как любой плакат.

Обменная страница – тематические страницы, которые одновременно готовят две дружественные, родственные редакции с целью расширения своих читательских аудиторий.

«Газета в газете» - выпуск, имеющий свое название, мини-газета со своими целями, рубриками, направленная на часть аудитории основной газеты.

Сменная страница – основная газета «расшивает» тираж так, чтобы в определенный регион поступило основное издание с отдельной (-ыми) страницей (-ами), рассчитанной (-ыми) и подготовленной (-ыми) специально для читателей этого региона.

Технологические стадии производства газеты:

  1. Набор текста и подготовка иллюстрационного материала.

  2. Верстка.

  3. Печать (точнее: изготовление печатных форм и собственно печать).

Теперь все допечатные процессы (набор текста, подготовка иллюстрационного материала, верстка) находятся в ведении самой редакции. Некоторые типографии выполняют эти виды работ по заказу редакций.

Макет полосы. Это графический план верстки. Выделяют два вида макета – общий макет всего номера и макет отдельных полос.

При макетировании употребляются специальные условные обозначения текстовых колонок, иллюстраций, линеек и т.д. Колонки могут быть показаны такими знаками: «змейкой», стрелками, зигзагом, штриховкой и кривой. Иллюстрации изображаются такими знаками: диагональ, конверт и штриховка. Линейки обозначаются прямыми линиями и «расписываются» на макете, то есть указывается их характер (газетная светлая, двухпунктовая жирная, ассюре и т.п.). Если в газете нет определенной системы расположения (выключки) заголовков, то они записываются на макете так, как должны стоять на полосе. При наличии определенной системы выключки достаточно бывает записать первое слово названия публикации.

Разверстка материалов – симметричная; асимметричная «внакрут»; верстка с подчеркнутой асимметрией.

Общеприняты следующие приемы макетирования:

  1. Планово-композиционный. Материалы разверстываются в той последовательности, в какой они обозначены в плане.

  2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией («мельница», «вертушка»).

  3. «Гвоздевой» прием макетирования. Самая ударная публикация ставится в зрительный центр полосы в окружении, как правило, мелких заметок.

Специфические термины, связанные с размещением материалов на полосе: