logo search
Российская пресса 20 века

Типологические особенности журналов для мужчин

Такие сегменты рынка периодики, как «глянцевые» издания, рас­считанные на женскую и мужскую аудиторию, появились на русском рынке в постперестроечные времена, а точнее — после принятия Зако­на о печати, когда западные издатели обратили внимание на фактичес­ки пустующую журнальную нишу. В СССР существовали мужские про­фессиональные и журналы по интересам: «Охотник», «Рыболов», «За рулем» и пр. Но мужского журнала в общем смысле и так называемого «элитарного» мужского журнала в СССР не было. Только в начале 1990 гг. в Россию стала проникать иноязычная периодика. Сначала это были русскоязычные издания западных журналов. Чуть позже стали появляться и российские мужские журналы. В мае 1996 г. выходит «Ом», в марте 1998 г. — «ХХL». А в проводившемся в марте 2001 г. года рос­сийском конкурсе «Обложка года» в номинации «Мужской журнал» выступило уже шесть изданий: «Ом», «Медведь», «Андрей», «Р1ауЬоу», «Вот так», «ХХL».

Лицо журнала во многом определяется системой его рубрик. Они образуют две группы. Первая — тематические рубрики, показывающие читателям характер и направление публикаций, к которым относятся. Например, «Меп's Неаlth» отдает предпочтение именно тематическо­му ориентиру. Основные рубрики, твердо закрепившиеся в журнале, пе­реходят из номера в номер: «Бюллетень», «Рацион», «Самочувствие, «Карьера», «События». Они помогают лучше организовать материалы, определяют структуру номера. Тематические рубрики — путеводители для читателя, которые помогают быстро найти интересующий его раз­дел. Блок материалов или публикации, к которым редакция стремится привлечь внимание читателя, анонсируются в самом начале под заго­ловком «В номере».

Вторую группу составляют служебные рубрики. Они помогают уточ­нить жанр публикации — «Репортаж», «Портрет», «Обозрение», указы­вают источник информации — «От редакции», «На связи» (письма чи­тателей), «Постскриптум» (авторитетные люди делятся советами). Предпочтение служебным рубрикам среди мужских журналов от­дает «Р1ауbоу». Основными журналистскими жанрами издания оста­ются интервью: по два в каждом выпуске. Одно, обязательно объемное, в подрубрике «Большое интервью»; второе, некий блиц-опрос, представ­ляет подрубрика «Двадцать вопросов»; обзор — разнообразные «гиды» по маркам вин, часов, престижным местам Европы.

Внешнее «лицо» периодического издания зависит от трех факто­ров: профессионального уровня и вкуса журналистов, занимающихся версткой и оформлением журнала; материальной базы редакции, ее оформительских, полиграфических возможностей; наконец, от графи­ческой модели издания. Последняя фиксирует – в виде описания – все основные характеристики «лица» издания, главные элементы его гра­фической формы: основные текстовые и титульные шрифты, размер­ные элементы полосы номера, особенности верстки, иллюстрирования, оформления, названия статей и др. Графическое моделирование обес­печивает постоянство художественно-технического оформления изда­ния, его привычного для читателя облика. На рынке изданий для мужчин все большей популярностью пользу­ются различные фирменные знаки – своеобразные символы, например, кошка на фоне логотипа «ХХL», аббревиатуры – буквенные сокраще­ния их названий (GQ – Gentlemen`s Quaгtег1у). Думается, что знамени­тый плейбоевский заяц сыграл в этом не последнюю роль.

Глянцевые журналы для мужчин отличают высокое качество поли­графии, довольно большой объем, обилие иллюстраций. Последние иг­рают весьма важную роль во всей их стилистике. На страницах муж­ских журналов много качественных профессиональных фотографий, выполненных талантливыми российскими и зарубежными мастерами, а также фоторабот читательниц этих журналов. Ироничности журна­лам добавляют иллюстрации и карикатуры.