logo
Российская пресса 20 века

Региональная печать

Местная газета — универсальное издание с преобладанием мест­ной тематики — как тип периодики имеет в России сравнительно не­большую, но достаточно драматичную историю, в которой заложены основные противоречия ее современного состояния и одновременно парадигмы развития на современном этапе.

Целый ряд факторов — политических, экономических, социальных, идеологических — обусловливает развитие региональ­ной прессы. Российское государство — большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации отличаются друг от друга, а следовательно, и система новостей этих регионов во многом зависит от местных особенностей.

Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обес­печить информационную поддержку в реализации как политичес­ких, так и коммерческих проектов; местная пресса воспринимает­ся региональными элитами как канал влияния на аудиторию.

Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефе­деральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.

К местной прессе могут быть отнесены издания городские и рай­онные. Это большой отряд современной российской периодики, объ­единяющий очень разные по формату, периодичности, ареалу распрос­транения, полиграфическому исполнению, качеству газеты.

Городские издания представляют самую многочисленную группу из всей газетной продукции, выходящей сегодня в России. Районная газета как тип издания складывалась из уездной, ориентированной исключительно на массовую сельскую аудиторию, и стави­ла во главу угла местный колорит и провинциальную обстоятельность. Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся не­благоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависи­мость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей. Районные издания составляют примерно четверть всех наименований газет, выходящих в России (для сравне­ния: в 1989 г. — 85%).

Благоприятными условиями для устойчивого развития мест­ной печати являются высокий экономический потенциал (Челя­бинск, Иркутск, Тюмень, Липецк, Нижний Новгород, Самара); самобытность региона и высокая степень исторически оправдан­ных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района (Санкт-Петербург, Тюмень, Иркутск); близость к границам и гео­графическая удаленность от центра (Ставрополь, Сахалин, При­морский край, Калининградская обл.).

Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем», — традиционная общественно-поли­тическая пресса. Ее главные функции — информационная, обзор­ная, аналитическая. Все остальные — рекламная, развлекательная и т.д. — присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основ­ной предмет освещения — местные события, аудитория — самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в пос­леднее время появляется все больше еженедельников и даже еже­месячников.