Региональная печать
Местная газета — универсальное издание с преобладанием местной тематики — как тип периодики имеет в России сравнительно небольшую, но достаточно драматичную историю, в которой заложены основные противоречия ее современного состояния и одновременно парадигмы развития на современном этапе.
Целый ряд факторов — политических, экономических, социальных, идеологических — обусловливает развитие региональной прессы. Российское государство — большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации отличаются друг от друга, а следовательно, и система новостей этих регионов во многом зависит от местных особенностей.
Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических, так и коммерческих проектов; местная пресса воспринимается региональными элитами как канал влияния на аудиторию.
Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.
К местной прессе могут быть отнесены издания городские и районные. Это большой отряд современной российской периодики, объединяющий очень разные по формату, периодичности, ареалу распространения, полиграфическому исполнению, качеству газеты.
Городские издания представляют самую многочисленную группу из всей газетной продукции, выходящей сегодня в России. Районная газета как тип издания складывалась из уездной, ориентированной исключительно на массовую сельскую аудиторию, и ставила во главу угла местный колорит и провинциальную обстоятельность. Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей. Районные издания составляют примерно четверть всех наименований газет, выходящих в России (для сравнения: в 1989 г. — 85%).
Благоприятными условиями для устойчивого развития местной печати являются высокий экономический потенциал (Челябинск, Иркутск, Тюмень, Липецк, Нижний Новгород, Самара); самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района (Санкт-Петербург, Тюмень, Иркутск); близость к границам и географическая удаленность от центра (Ставрополь, Сахалин, Приморский край, Калининградская обл.).
Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем», — традиционная общественно-политическая пресса. Ее главные функции — информационная, обзорная, аналитическая. Все остальные — рекламная, развлекательная и т.д. — присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основной предмет освещения — местные события, аудитория — самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в последнее время появляется все больше еженедельников и даже ежемесячников.