Типологические особенности журналов для мужчин
Такие сегменты рынка периодики, как «глянцевые» издания, рассчитанные на женскую и мужскую аудиторию, появились на русском рынке в постперестроечные времена, а точнее — после принятия Закона о печати, когда западные издатели обратили внимание на фактически пустующую журнальную нишу. В СССР существовали мужские профессиональные и журналы по интересам: «Охотник», «Рыболов», «За рулем» и пр. Но мужского журнала в общем смысле и так называемого «элитарного» мужского журнала в СССР не было. Только в начале 1990 гг. в Россию стала проникать иноязычная периодика. Сначала это были русскоязычные издания западных журналов. Чуть позже стали появляться и российские мужские журналы. В мае 1996 г. выходит «Ом», в марте 1998 г. — «ХХL». А в проводившемся в марте 2001 г. года российском конкурсе «Обложка года» в номинации «Мужской журнал» выступило уже шесть изданий: «Ом», «Медведь», «Андрей», «Р1ауЬоу», «Вот так», «ХХL».
Лицо журнала во многом определяется системой его рубрик. Они образуют две группы. Первая — тематические рубрики, показывающие читателям характер и направление публикаций, к которым относятся. Например, «Меп's Неаlth» отдает предпочтение именно тематическому ориентиру. Основные рубрики, твердо закрепившиеся в журнале, переходят из номера в номер: «Бюллетень», «Рацион», «Самочувствие, «Карьера», «События». Они помогают лучше организовать материалы, определяют структуру номера. Тематические рубрики — путеводители для читателя, которые помогают быстро найти интересующий его раздел. Блок материалов или публикации, к которым редакция стремится привлечь внимание читателя, анонсируются в самом начале под заголовком «В номере».
Вторую группу составляют служебные рубрики. Они помогают уточнить жанр публикации — «Репортаж», «Портрет», «Обозрение», указывают источник информации — «От редакции», «На связи» (письма читателей), «Постскриптум» (авторитетные люди делятся советами). Предпочтение служебным рубрикам среди мужских журналов отдает «Р1ауbоу». Основными журналистскими жанрами издания остаются интервью: по два в каждом выпуске. Одно, обязательно объемное, в подрубрике «Большое интервью»; второе, некий блиц-опрос, представляет подрубрика «Двадцать вопросов»; обзор — разнообразные «гиды» по маркам вин, часов, престижным местам Европы.
Внешнее «лицо» периодического издания зависит от трех факторов: профессионального уровня и вкуса журналистов, занимающихся версткой и оформлением журнала; материальной базы редакции, ее оформительских, полиграфических возможностей; наконец, от графической модели издания. Последняя фиксирует – в виде описания – все основные характеристики «лица» издания, главные элементы его графической формы: основные текстовые и титульные шрифты, размерные элементы полосы номера, особенности верстки, иллюстрирования, оформления, названия статей и др. Графическое моделирование обеспечивает постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя облика. На рынке изданий для мужчин все большей популярностью пользуются различные фирменные знаки – своеобразные символы, например, кошка на фоне логотипа «ХХL», аббревиатуры – буквенные сокращения их названий (GQ – Gentlemen`s Quaгtег1у). Думается, что знаменитый плейбоевский заяц сыграл в этом не последнюю роль.
Глянцевые журналы для мужчин отличают высокое качество полиграфии, довольно большой объем, обилие иллюстраций. Последние играют весьма важную роль во всей их стилистике. На страницах мужских журналов много качественных профессиональных фотографий, выполненных талантливыми российскими и зарубежными мастерами, а также фоторабот читательниц этих журналов. Ироничности журналам добавляют иллюстрации и карикатуры.