logo
Российская пресса 20 века

Деловая пресса

Бизнес-СМИ - необходимый элемент рыночной экономики. Деловая пресса фактически выполняет специфическую коммуникативную функцию - она обеспечивает бизнес-коммуникации. Можно определить деловую прессу как тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности.

Для определения видообразующих критериев в классе деловых журналов резонно обратиться к мнению российского ученого Д. А. Мурзина, предложившего объем тематики в качестве видообразующего признака прессы (в том числе и деловой). Он выделяет в качестве видов: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Первые материалы делового характера появлялись еще в первой российской печатной газете «Ведомости» (1702-1727 гг.).

В России до появления специальных экономических журналов ста­тьи экономического содержания публиковались в общественно-поли­тических и общественно-литературных журналах. Научные издания, близкие по типу к экономическому журналу, выпускались различными научными и хозяйственными обществами (например, Министерством финансов, Государственным банком, Министерством государствен­ных имуществ и т. д.) под названием «Труды...», «Ведомости...» и т. п. В число предшественников деловой журналистики российские ученые включают первые научные издания: «Труды Вольного экономического общества» (первый номер увидел свет в 1765 г.), академические научно-популярные журналы («Ежемесячные сочинения», «Комментарии»), выходившие в XVIII в. при Академии наук. К первым экономическим журналам XVIII столетия относят «Экономический магазин», где публиковались новаторские разработки по различным направлениям агрономической науки.

Расцвет деловой периодики в России приходится на конец XIX — начало XX в., исследователи характеризуют его как период «восходя­щего капитализма». Создается система специализированной прессы, затрагивающей экономические стороны процесса развития промышленности, сельского хозяйства, торговли: «Финансовое обозрение» (1874 г.), «Жизнь и хозяйство» (1876 г.), «Биржевой указатель» (1877 г.), журнал «Железнодорожное дело» (1882 г.), «Вестник фи­нансов, промышленности и торговли» (1884 г.), журнал «Экономист» (1885 г.), «Экономический журнал», «Русский лесопромышленник», «Коннозаводство» и «Коневодство» (1885 г.), «Вестник золото­промышленности» (1892 г.), «Русское экономическое обозрение» (1897 г.) и др.

В октябре 1918 г. начала свой отсчет история советской экономической журналистики. В октябре стала выходить ведомственная газета «Известия Высшего совета народного хозяйства», где печатались постановления и распоряжения ВСНХ.

Историю современных российских деловых СМИ уместно разде­лить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется рядом отли­чительных особенностей:

1) 1987-1995 годы. Становление российской деловой журнали­стики. Появление первых образцов классической бизнес-прессы на рынке. Развитие издательского дома «Коммерсантъ».

2) 1995-1999 годы. Развитие национальной модели деловой жур­налистики/прессы, рост конкуренции на рынке. Появление журнала «Эксперт».

3) 1999-2003 годы. Окончательное формирование системы дело­вой прессы России как элемента национальной медиасистемы. Появление на рынке полного спектра видов деловой прессы. Возни­кновение и развитие газеты «Ведомости».

Пионером российской деловой журналистики по праву счи­тается ИД «Коммерсантъ». История его началась с 1987 года, с момен­та создания справочно-информационной службы «Факт», первого негосударственного информационного агентства в стране. (Интерес­но, что концерн «Доу-Джонс энд компани», издающий газету «Уолл­стрит джорнэл», также начал свою деятельность с организации служ­бы доставки свежей информации биржевым дельцам и брокерам.) Основателем «Коммерсанта» был Владимир Яковлев.

Знаковым событием, обозначившим начало второго этапа развития российской деловой журналистики, стало создание журнала «Эксперт» в 1995 году. По сути дела, на рынке появилось первое из­дание, альтернативное изданиям ИД «Коммерсантъ» по масштабу и репутации. Причем именно «Экспертом» была предложена новая кон­цепция деловой журналистики и, в частности, делового журнала, осно­ванного на тщательном макроэкономическом анализе (фактически «Эксперт» стал ведущим деловым журналом России с экономическим уклоном).

История группы «Эксперт», включающей ныне ряд изданий и иных информационных продуктов, началась в 1995 году с издания журнала «Эксперт», который был создан группой журналистов, покинувших ИД «Коммерсантъ»: Михаилом Рогожниковым, Никитой Кириченко, Валерием Фадеевым, Андреем Шмаровым, Александром Приваловым. Финансирование журнала осуществлялось президентом «ОНЭКСИМ­банка» Владимиром Потаниным (ныне глава холдинга «Интеррос»).

В 1999 году компания «Индепендент медиа» (Independent Media), выпускавшая с 1992 года англоязычную газету The Moscow Times, a также некоторые глянцевые журналы, совместно с британской корпорацией «Пирсон» (Pearson Pic.), издающей газету «Файнэншл тайме» (Financial Times), и американской компанией «Доу-Джонс энд компании» (Dow Jones & Company), выпускающей «Уолл-Стрит джорнэл», начала издавать газету «Ведомости».

«Ведомости» представляла собой классическую деловую газету. Основной упор был сделан на освещении корпоративной, деловой тематики (при этом предоставлялся ряд материалов на политические, социальные, культурные темы, но их доля была значительно меньшей, чем «деловых» текстов).