logo search
ГОСЫ ответы часть 2

Средства массовой информации в информационном обществе. Транснациональные информационно-коммуникационные концерны: общая характеристика.

Проблемы информационного общества.

Инф. общ-во - новое название постиндустриального общества = общество знаний.

Аспекты инф. общ-ва:

1 уровень развития стран = уровень образования населения. Быстрое развитие НТР требует динамизма рабочей силы. Япония, США - Вузы оканчивают до 80 студентов из ста. В России до 80х г.г. - 20 из 100;

2 экономика;

3 культура;

4 СМИ.

Экономика: инф-е общество ускоряет процесс обмена экономич. инф-ей.

Понятия инф-го общ-ва:

1 глобализация (сокращение расстояний, быстрый обмен инф-ей)

2 «оцифровка» (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (позв. использовать электронику для передачи всех видов инф-и - текст, звук, видео, фото)

3 конвергенция - совмещение всех видов существования инф-и в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.

Особую роль играют сайты – электронные банки данных. Сущ. в сетях, могут храниться автономно (в рамках редакции – компьютерные сети).

Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем. Что появились новые пути передачи информации и доступа к ней (и-нет, сотовая связь и др. системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации). Развитие новых средств связи меняет представления о СМИ, система которых постоянно находится в движении. Создается новая инфраструктура СМИ. Газеты - СМИ, имеющие многовековую историю - сокращают свои тиражи, и ставится уже вопрос о “выживании” газеты как таковой. Впрочем, многие газеты уже приспособились к новым условиям и стали создавать свои “виртуальные” версии (в и-нете). Меняется и ТВ - его можно смотреть через компьютер и манипулировать изображением (интерактивное ТВ). 2 пути: замена компьютером ТВ или замена телевизором компьютера - неизвестно. По какому пути пойдет человечество, возможно, обе эти формы будут сосуществовать, как сосуществуют бумажная и электронная газеты. Мультимедиа: “сращение” информатики, изображения, текста, звука и т. д. Можно идти “от компьютера” (мультимедийные СМИ), можно - от ТВ (интерактивное ТВ).

www - доступ к информации в и-нете.

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества

“Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко) Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах

“Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.

1.1. ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Понятие «информационное общество» было сформулировано на Западе для характеристики современного состояния общественно-экономического развития. Наряду с этим названием существует и множество других обозначений – «постиндустриальное общество» (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт), «научное общество» (М. Понятовский), «супериндустриальное» или «общество третьей волны» (О. Тоффлер), «цивилизация услуг» (Ж. Фурастье), «информационно-компьютерное» (Й. Масуда), «постэкономическое» (П. Дракер), «информациональное» (М. Кастельс).

Концепция информационного общества начинает формироваться в 1960-е годы. Согласно ей, прогресс информационно-коммуникативных технологий является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на процесс структурной трансформации общества. Авторы идей информационного общества выделяют три стадии развития общества – аграрную, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.

Согласно американскому ученому Д. Беллу, постиндустриальное общество обладает уникальными характеристиками, акценты в нем переносятся с производства товаров к производству услуг, связанных с образованием,

здравоохранением, исследованиями и управлением. Соответственно, изменяется структура занятости членов общества: рост числа интеллигенции, профессионалов и «технического класса». Центральное место отводится теоретическому знанию и информации. В настоящее время большое признание получают важные предсказания Белла о дальнейшем развитии постиндустриального общества и переходе его в информационное общество. Ярким представителем японской научной мысли является глава Института информационного общества Й.Масуда. По мнению исследователя, новое общество будет во многом основано на использовании компьютерной техники, а главной функцией технологических улучшений является замещение или значительное усиление умственного труда человека. Ведущей отраслью экономики, согласно Й. Масуде, станет интеллектуальное производство, продукция которого будет распространяться с помощью новых телекоммуникационных технологий. В информационном обществе основной ценностью становится время, тогда как в индустриальном обществе главной ценностью является потребление товаров.

Еще одним теоретиком информационного общества стал американский ученый Тоффлер Э. В своей работе «Шок будущего», выпущенной в 1970 году, автор описывает, каким образом возникла новая коммуникация, основанная на новизне, скорости и разнообразии. Тоффлер Э., как и Белл, выделяет три основных этапа в развитии общества, однако его схема исторического процесса опирается на своеобразную метафору – столкновение волн, приводящее к переменам. Соответственно, он выделяет три таких волны в истории цивилизации. В аграрных обществах распространение информации осуществлялось через толпу людей, а также через католическую церковь с помощью организованных собраний людей. СМИ следующей, «второй волны», основаны на технологиях массового производства – это газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение. Постиндустриальную стадию развития общества он называет «третьей волной». В условиях третьей волны информация и средства ее обработки и распространения приобретают наибольшее значение. С революцией в сфере передачи информации в обществе происходят следующие изменения. Широкое внедрение компьютерных и новых технологий позволяют создавать новые отрасли промышленности, делать производство децентрализованным. Тенденции демассификации производства развиваются одновременно с явлением демассификации масс-медиа, отмечает Э. Тоффлер. Новые компьютерные технологии способствуют созданию «инфосферы», которая оказывает влияние как на развитие общества в целом, так и на сознание индивида. Главными тенденциями постиндустриальной стадии ученый считает демассификацию производства и распространения информации и слияние различных типов СМИ. Принципами, на которых основана новая система СМИ, являются демассификация, мобильность, способность передавать информацию от одного СМИ к другому, возможность взаимосвязи, распространение по всему миру и во всех слоях общества.

Канадский ученый М. Маклюэн также выделяет три этапа в истории развития общества. Ученый связывает каждый из этапов с характерными для каждого их них особенностями развития технических средств связи. Первый этап М. Маклюэн обозначил как первобытно-дописьменную культуру, в рамках которой люди воспринимают окружающую действительность аудиально и визуально, а затем передают информацию в устной форме. Развитию следующего этапа – письменно-печатной культуры – послужило создание письменности, а затем и книгопечатания. Исследователь называет это явление «Галактикой Гуттенберга». Именно в это время появляется массовое производство – типографская продукция. Характерной чертой этого этапа становится отчуждение людей друг от друга, разобщенность, национализм. «Галактика Гуттенберга», по утверждению ученого, длилась до конца 1960-х годов. Причиной смены эпох становятся изменения в природе средств коммуникации. Электронные медиа – радио и телевидение – вновь актуализируют характерные для первобытной эпохи естественные способы восприятия мира – аудиальный и визуальный. Единицей информационного обмена вместо печатного символа снова становится визуальный образ. Экономические связи и отношения все больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. Это способствует созданию «плюрализма миров и культур». Под воздействием электронных СМИ, объединяющих разные страны с помощью телекоммуникационных сетей, появляется новый мир, который Маклюэн называет «глобальной деревней». По мнению ученого, средство коммуникации становится важнее самого сообщения.

Как считает Т. Стоуньер, в постиндустриальном обществе информационные ресурсы различных стран превращаются в самый значительный потенциальный источник богатства. Поэтому исследователь рекомендует в первую очередь развивать новую информационную отрасль экономики. Под этой отраслью ученый понимает сферу услуг, которая будет представлять собой сбор, обработку и различные виды предоставления информации. По доле в ВВП и показателям занятости в новом обществе эта сфера превзойдет сферу промышленного производства, считает Т. Стоуньер.

Автором еще одной значительной концепции, раскрывающей культурный, социальный и экономический аспекты вступления человечества в новую эпоху является испанский социолог М. Кастельс. Для характеристики трансформаций, происходящих в современном обществе, ученый предлагает термин «информациональное общество», который точнее отражает суть изменений. Кастельс М. сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности. Ни один другой ученый не подошел к рассмотрению информационной эпохи таким новаторским путем, как Кастельс. Информациональное общество, согласно исследователю, – это специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.

Ученый обобщил опыт предыдущих исследователей и сформулировал следующие положения. Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания.

1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяющемся на все области экономической деятельности через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг.

3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.

Свитич Л.Г. обобщает предыдущие исследования и выделяет следующие характеристики информационного общества:

− углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов, ведущее к формированию единого мирового информационного пространства;

− распространение глобальных информационных сетей;

− использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;

− создание и интенсивный рост информационного рынка;

− преобладание информационных видов труда;

− преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;

− формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;

− возможность почти полного удовлетворения информационных потребностей независимо от места жительства;

− возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры.

По мнению ученых, информационное общество является контекстом возникновения СМИ нового типа.

Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным.

Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК. Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.

ТНК часто делятся на три больших группы:

Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не обьединены.

Следует отличать ТНК от многонациональной компании и мультинациональной.

В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации.

ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.

ТНК - это не только производственные компании, такие, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

ТНК в США

Компания Мэрдока — крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на американский рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии, хозяин ее принял американское подданство и руководит своим глобальным бизнесом из Нью-Йорка. Владения в США дают Мэрдоку более половины всех доходов, а местное отделение корпорации, "Ньюс Америка", числится среди крупнейших информационно-пропагандистских корпораций страны.

Мэрдок начинал не на пустом месте. Его отец был издателем, но, когда в 1952 г. сэр Кэйт умер, он оставил в наследство сыну, студенту Оксфорда, только две газеты: вечернюю "Ньюс" в Аделаиде и воскресную в том же городе. Спустя несколько лет сын занялся телевидением, в конце 50-х купил еще одну газету "Сидней дейли миррор", а в 1964 г. основал первую общенациональную австралийскую газету "Острэлиэн". В середине 60-х он проник в средства массовой информации соседней Новой Зеландии, а в конце десятилетия - Великобритании.

Его появление на американском континенте в 1973 г. ознаменовалось покупкой двух газет в Техасе, "Сан-Антино экспресс" и "Ньюс", которые он объединил. Годом позже он начал выпускать общенациональную еженедельную газету "Стар",спустя еще два года приобрел одну из старейших и крупнейших американских газет "Нью-Йорк пост", а в 1977 г. присоединил к ним еженедельную газету "Вилледж войс" и журнал "Нью Уэст". 80-е гг. были ознаменованы масштабным проникновением в теле- и кинобизнес, а также в книгоиздательское и журнальное дело. В Соединенных Штатах практически нет такой сферы массовой информации, где бы не присутствовал Мэрдок. В 1985 г. он принял американское гражданство, поскольку по закону США иностранец не может быть владельцем телевизионных станций.

В 80-е гг. он вновь расширяет свои владения в Европе, очень существенно - в Австралии, а также продвигается в Азию, в Гонконг. Он покупает убыточные предприятия и делает их прибыльными.

В Соединенных Штатах Мэрдок играет заметную роль в книгоиздательском и журнальном бизнесе, но особенно в телевидении. Мэрдок поставил перед собой цель создать четвертую общенациональную телесеть, которая бы конкурировала с Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.

В основе плана Мэрдока лежало два главных компонента: покупка кинокомпании "ХХ век - Фокс" и шести телевизионных станций группы "Метромедиа" в крупных городах - Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и т.д. - к которым он присоединил еще одну, в Бостоне.

В 80-е годы позиции трех гигантов несколько колебались в связи с диверсификацией телевизионного вещания: получило широкое развитие множество каналов и программ кабельного телевидения, платное, подписное, новые независимые станции, и в связи с этим возможность выбора для зрителей многократно расширилась. Но увеличение числа каналов и возросший спрос породил и дефицит программ. В то же время на телесетях несколько осложнилось и положение с рекламой. Многие считали, что в этой ситуации, когда три сети испытывают отток и зрителей, и рекламы, затевать создание четвертой - бессмысленно. Но у Мэрдока на этот счет было другое мнение: "Люди все меньше и меньше испытывают привязанность к существующим станциям и сетям. У нас есть возможность утвердиться и завоевать аудиторию".

Главную ставку Мэрдок делал на то, что с увеличением числа независимых станций обострился спрос на телепрограммы. Для независимых станций заполнение эфира - это проблема, особенно если учесть возросшую конкуренцию. Так что в этом плане рассчет Мэрдока был правильным: программная компания "Фокс" нашла своих подписчиков.

Формально станции-филиалы "Фокс" охватывают 80% всей телеаудитории. Но из-за слабого сигнала многих из них эта цифра ниже. В сеть вложили 150 млн. долл. и, по рассчетам, она начнет окупаться через три-пять лет. По оценкам информированных источников в самой индустрии, только за каждый воскресный вечер компания теряет от 1 до 1,5 млн. долл. Но убытки не пугают Мэрдока. Даже если сеть убыточна, то те семь станций, которые принадлежат "Фокс", прибыльны, многие их программы имеют достаточно высокие рейтинги. Перераспределяя стоимость программирования с собственных станций на сеть и одновременно повышая рейтинги передач, компания существенно повышает норму прибыли.

Как бесплатные программы привлекают к "Фокс" независимые станции, так 20%-ая, по сравнению со ставками сетей, скидка влечет рекламодателей, а чтобы компенсировать потери от низких тарифов, компания ежечасно отводит рекламе дополнительную минуту. Формальное отсутствие статуса сети даже удобно, поскольку освобождает от некоторых ограничений, налагаемых на сети.

При всем ее самостоятельном значении четвертая сеть — это только элемент, хотя и весьма важный, транснациональной телевизионной системы Мэрдока. Ведь если программы "Фокса" завоюют популярность, то их смогут увидеть во многих странах мира - во всяком случае, технические возможности для этого существуют. Программы, которые делает "ХХ век - Фокс", могут передаваться прямо из голливудских студий компании станциям "Фокс" в Соединенных Штатах и одновременно через спутники связи на систему "Скай чэннел" для распространения в Европе и в Австралии.

Транснациональная система телевизионной информации Мэрдока дополняется широко развитой сетью газет. Он контролирует 67% процентов разового тиража. В Англии это несколько крупных газет разных типов, как серьезные, так и бульварные: "Таймс", "Санди таймс", "Стар", "Ньюс оф зе уорлд", "Сан", "Тудэй". В Гонконге он издает крупнейшую ежедневную газету региона "Саут Чайна морнинг пост", в США -"Бостон геральд" и "Сан-Антонио экспресс-ньюс".

Обращает на себя внимание многочисленность переплетений капиталов Мэрдока с капиталами предпринимателей из других стран. Иногда покупка небольшого (для начала) пакета акций может означать создание плацдарма для последующего захвата компании целиком, но и в тех случаях, когда собственность остается совместной, это чрезвычайно важная тенденция развития, означающего создание транснациональной системы СМИ стран в ГМК.

Большинство изданий, попадавшие в руки Мэрдока, желтели. Типичной желтой газетой он сделал либеральную, респектабельную "Нью-Йорк пост". Лондонская "Таймс" также потеряла свою репутацию самой уважаемой английской газеты, и тираж ее, который сначала увеличился на половину, затем упал, поскольку серьезных читателей она перестала удовлетворять. То же самое можно сказать и о большинстве австралийских изданий.

Как вообще строится финансовая деятельность корпорации, за счет чего обеспечивается такой быстрый рост?

Хотя Мэрдок управляет своими владениями из Нью-Йорка, "Ньюс корпорейшн" как деловое предприятие остается зарегистрированной в Австралии. Стандарты ведения отчетности, которыми пользуются австралийские компании, гораздо более либеральны, чем те, которым подчиняются фирмы США, и потому первые имеют возможность выше оценивать свои активы. Это позволяет "Ньюс корпорешйшн" получать более крупные займы и легче поглощать новую собственность.

Мэрдок контролирует через частный семейный трест и лично около половины акций компании, что позволяет ему единолично руководить ею, отвечая, главным образом, перед собой и перед своими кредиторами. Небольшое количество акций продается на биржах Сиднея и Лондона, а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Транснациональный характер корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австралийских и американских долларах и английских фунтах.

Финансовый гений Мэрдока проявляется не только в том, что и как он покупает, но и в его операциях по продаже, когда он разгружает свою империю от того, что ей не очень нужно, и выручает средства для финансирования других сделок. Ради приобретения газетной группы "Геральд энд Уикли тамс" (ГУТ), в результате которого он становился практически монополистом на газетном рынке Австралии, он продал свои две телевизионные станции в этой стране за очень высокую цену (1,4 млрд. долл.).

Мэрдок финансирует свои приобретения путем краткосрочных и среднесрочных кредитов, которые он берет в банках по всему миру. Банки охотно предоставляют Мэрдоку эти кредиты, поскольку обеспечение их более чем солидное - предприятия "Ньюс корпорейшн". В Австралии для финансирования поглощения ГУТ он занял на короткое время у банков 710 млн. долл., а для погашения этого долга продал телестанции.

"Ньюс корпорейшн" принадлежит более 150 предприятий в средствах массовой информации на четырех континентах. Ее интересы простираются практически во все сферы информационнопропагандистской индустрии, но на первом месте по прибылям остаются газеты: 43% в середине 80-х годов, производство и распространение фильмов - 20%, телевидение - 14%, журналы - 12%, коммерческая печать - 2%, другая деятельность - 9%. По географическим регионам прибыли распределяются так: США - 47%, Великобритания - 40%, Австралия и Тихоокеанский регион - 13%.

Мэрдок в той или иной мере вмешивается в политику повсюду, где присутствует его компания, а особенно у себя на родине в Австралии. В свою очередь политики, как правило, идут ему навстречу, не желая ссориться с человеком, который чуть ли не единолично контролирует общественное мнение целой страны (ведь в Австралии предельно концентрирована печать, и компания Мэрдока является там безусловным лидером в этой области).

У Мэрдока немало совместных предприятий во многих странах мира, в том числе и с крупнейшими информационными монополиями. На паях с Си-би-эс он выпускает видеозаписи, с "Доу Джонс энд К" - журнал "Фар истерн экономик ревью", с французским трестом "Ашетт" - молодежный журнал "Скай" и т.д. Выпуски одного и того же журнала в разных странах не аналогичны, потому что простой перевод издающегося за границей журнала обычно не привлекает читателей. Остается, как правило, общая идея издания, его статей, но, в целом, это оригинальная публикация, приспособленная к местному рынку. Точно так же не "идут" в США австралийские телепрограммы: их приходится редактировать в соответствии с местными требованиями.

"Ньюс корпорейшн" заключила соглашения с правительством КНР о строительстве в Пекине делового центра, часть которого будет отдана для международного сотрудничества. Эти контакты Мэрдока с правительством КНР могут быть частью более широкого плана. В Гонконге корпорация уже издает четвертую по тиражу газету "Саут Чайна морнинг пост". Хотя газета англоязычная, 74% ее читателей - китайцы (при тираже 80 тыс. экз. ее читают 300 тыс. чел.). Мэрдок расценивал ее приобретение как долговременное стратегическое капиталовложение. Газета играет ключевую роль в важном финансовом центре, имеет прекрасную репутацию среди читателей и рекламодателей и приносит большие прибыли.

Особенности концентрации английской печати в 1945-1985 гг.

Концентрация производства, слияние мелких предприятий в комбинаты, подавление свободы конкуренции и организация монополитических трестов и картелей, сращивание банковского капитала с промышленным - все это очень интенсивно протекало в газетном бизнесе Великобритании. Предприятия мегнатов прессы по вложенным в них капиталам и производственным мощностям занимают значительный удельный вес в общем балансе английского частного предпринимательства.

В Англии ежедневно выпускается не менее 30 млн. Экз. газет 125-ти названий - внушительная цифра для страны с 50-миллионным населением. Кроме того, выходит около 1000 еженедельных периодических изданий и примерно 3500 двухнедельных и ежемесячных журналов. Как правило, ведущими акционерами бумагопроизводящих компаний состоят владельцы газет. Само журнально-газетное производство в Англии сосредоточено в Лондоне и его пригородах. Издание газет и журналов выросло в крупную отрасль английской промышленности по стоимости выпускаемой продукции, по числу занятых в ней рабочих, ее активам и прибылям.

В ряду 18 самых крупных и важных отраслей английского хозяйства газетно-журнальная индустрия находится по величине ее капиталов на 13-м месте. В число самых больших промышленных компаний и трестов Ангии входит концерн "Дейли миррор ньюспейперс" с активами, достигающими 33,8 млн. Ф.ст. Они только в два раза уступают капиталам одной из ведущих в стране промышленных монополий "Дженерал электрик".

Концентрация газет и журналов в руках нескольких собственников. Это позволяет им унифицировать линию печатной пропаганды и получать обильные прибыли. Общее число газет и журналов в Англии за последние десятилетия непрерывно уменьшается, а тиражи нескольких печатных изданий растут. Если в 1921 г. четыре монополистические группы (Ротермир - Нортклифф, Халтон, Кэмрозы-Кэмсли, Каудрей) контролировали примерно 1/7 часть всех ежедневных английских газет, то к 1955г. они распоряжались изданиями, составлявшими 43% всей ежедневной прессы страны.

Ныне в руках собственников девяти монополистических объединений сосредоточена одна пятая часть тиражей всех лондонских утренних газет, две трети - провинциальных утренних изданий и почти половина тиражей лондонских и провинцмальных вечерних газет.

Только в одном 1959 г на Флит-стрите имели место крупнейшие за последние пятдесят лет слияния и перетасовки в области прессы. Ведущими предприятиями такого рода являются в Англии "Дейли миррор ньюспейперс", "Одамс пресс групп", "Рой Томпсон ньюспейперс", "Ассошиэйтед ньюспейперс", "Иллюстрейтед ньюспейперс", "Ньюс оф уорлд", "Юнайтед ньюспейперс", "Бивербруг ньюспейперс", "Таймс паблишинг компани". Шесть из крупнейших газетно-журнальных компаний и фирм, т.е. две трети общего числа, являются гигантскими монополистическими объединениями. Их собственники контролируют издание большого количества газет и журналов.

Что же касается компаний "Ньюс оф уорлд", "Бивербруг ньюспейперс" и "Таймс паблишинг", то они держатся на издании одной газеты, либо с большим политическим весом (Таймс), либо с высоким тиражом (Дейли экспресс бивербрука и Ньюс оф уорлд). Имеется еще два пресс-концерна с активами меньше 2,5 млн. ф.ст.: "Вестминстер пресс провиншл - ньюс пейперс" и "Хармсворд ньюспейперс".

Монополистическая группа "Дейли миррор ньюспейперс" образовалась позднее других газетно-журнальных концернов. В 1931 г. Ротермир передал управление газетами" Дейли миррор" и "Санди пикториал" своему родственнику Сесилю Кингу. Он намного увеличил прибыли от этих газет, их тиражи. И сейчас в качестве председателя группы "Дейли миррор ньюспейперс" является самым могущественным из столпов Флит-стрита. Под контролем Кинга находятся также несколько газет за пределами Лондона, около 80 журналов, а также газеты в Гане и Нигерии. Состав акционеров этой монополии разнообразен. Значительными акциями в ней владеет американский газетный король Херст. Крупнейшим держателем акций "Дейли миррор" является компания "Санди пикториал". Ей принадлежит одна пятая всех акций "Дейли миррор". Но директорами "Санди пикториал" являются те же самые лица, которые занимают директорские посты в "Дейли миррор". Более того, компания "Дейли миррор" владеет также одной пятой всех акций компании "Санди пикториал". Кинг связал эти две газеты в таком сложном взаимоподчинении, чтобы никто не смог овладеть ими. Владея значительным количеством акций в этих компаниях, не имея контрольного пакета акций ни в " Дейли миррор", ни в "Санди пикториал", Сесиль Кинг тем не менее осуществляет над этими газетами и связанными с ними предприятиями эффективный контроль.

Газета " Дейли миррор" выходит в Англии самым большим тиражом. Одно это позволяет Кингу извлекать из нее крупные прибыли. Кроме того, ему принадлежит значительное количество акций в ряде предприятий бумажной промышленности. Кинг также инвестировал большие средства в коммерческое телевидение в Англии и Австралии. В Африке у него имеется дочернее предприятие "Вестафрикен ньюс пейперс", которому подчинена деятельность пяти газетных фирм, издающих газеты и журналы в Нигерии, Гане и Сиерре-Лионе. В Австралии монополия Кинга имеет акции в газетной фирме "Мельбурн геральд энд дейли таймс". В 1959 г. Кинг приобрел журнальный концерн "Амалгамейтед пресс" с 70-ю периодическими изданиями, общий тираж которых составляет 24 тыс. млн. экз., а также акциями шести дочерних компаний, в том числе третьего по величине английского комбината по выработке газетной бумаги.

"Одамс пресс групп" непосредственно или через дочерние компании контролирует издание около 110 различных журналов в Англии, а также значительное число газет и журналов в Южно-Африканском Союзе и Родезии (27 названий) и Австралии. В число изданий, выпускаемых им в Англии, входят самые большие по тиражам журналы для домохозяек, любителей кино и спорта. Структура концерна отличается сложностью. Во главе его нет какого-то одного собственника, которому принадлежал бы контрольный пакет акций, хотя делами "Одамс пресс групп" заправляет в качестве председателя и крупнейшего акционера А. Дункан. Семейство Одамсов, в 20-х годах владевшее самыми крупными акциями этого тогда еще сравнительно слабого предприятия, теперь утеряло над ним контроль. Зато явное преобладание в нем получил капитал, инвистированный несколькими банками. В 1959 г. с "Одамс пресс" слились две журнальные компании - "Джордж Ньюнес" и "Халтон пресс". Непосредственно и через дочерние компании "Джордж Ньюнес и "Халтон пресс" контролировали издания около 80 журналов, специализирующихся на освещении вопросов, связанных с домашним хозяйством, садоводством, различными ремеслами, техникой.

"Рой Томсон ньюспейперс" - это новое название старой монополии "Кэмсли ньюспейперс", в которую входят предприятия по выпуску воскресных газет в Лондоне (Санди таймс и Санди график), а также большого количества утренних и вечерних газет в Манчестере, Кардиффе, Ньюкастле, Шеффилде и в других городах. Его новым хозяином вместо лорда Кэмсли стал Рой Томсон из Канады. Главная цель - прирастить побольше денег за счет издания газеты, поэтому он оставляет в неприкосновенности перешедшие к нему от Кэмсли консервативные газеты, и доставшиеся в результате других сделок органы либеральной прессы.

"Ассошиэйтед ньюспейперс" Ротермира контролирует четыре газеты в Лондоне (Дейли мэйл, Дейли скетч, Ивнинг ньюс и Санди Диспетч), вечерние газеты в Бристоле, Дерби, Гримсби, Гулле и в других городах - всего около 12% всех провинциальных английских вечерних газет. Ей принадлежат также 8 еженедельных газет за пределами Лондона. В конце 1956 г. Ротермир приобрел 40% акций лондонской газеты “Ньюс оф уорлд”. Одновременно собственники “Ньюс оф уорлд” купили такое же количество акций в компании, издающей газету “Дейли скетч” - дочернем предприятии "Ассошиэйтед ньюспейперс". Структура группы Ротермира отличается организационной сложностью. Он контролирует одну пятую часть акций "Ассошиэйтед ньюспейперс". Этого вполне достаточно для распоряжения компанией, ибо ни один из ее остальных акционеров не имеет акций, превышающих хотя бы на один процент Ротермира. Над "Ассошиэйтед ньюспейперс" возвышается газетно-промышленный трест "Дейли мейл энд дженерал траст", учрежденный, чтобы связать газетный бизнес Ротермира с его операциями в сфере промышленности. В тоже время "Ассошиэйтед ньюспейперс" контролирует большое число дочерних фирм, среди которых есть предприятия по производству газетной бумаги в Канаде. Там же Ротермир эксплуатирует железорудные месторождения. Кроме того, он имеет значительные инвестиции в кинокомпаниях и в фирмах коммерческого телевидения в Англии и Австралии. Наконец, в его руках сосредоточены правительственные облигации на сумму в 1млн ф.Ст.

Компания "Юнайтед ньюспейперс" контролирует издание 4-х вечерних газет в провинции и 20-ти еженедельных журналов в Лондоне и его пригородах. Контроль осуществляется через дочерние компании "Юнайтед ньюспейперс", из которых самая крупная - "Провиншл ньюспейперс" находится у трех банков. Но последние играют роль лишь формальных акционеров, ибо действительные вкладчики капиталов в эту компанию - несколько финансистов и промышленников. Большая доля акций "Юнайтед ньюспейперс" сконцентрирована у Грольда Дрейтона, ее председателя. Однако операции в сфере газетного бизнеса - лишь небольшая часть его деятельности. Гарольд Дрейтон владеет каучуковыми плантациями в Малайне, машиностроительными предприятиями Бирмингама, страховыми компаниями Сити, золотыми приисками в Южной Африке, железными дорогами в Чили и Боливии, киностудиями близ Лондона.

Монополия лорда Каудрея "Вестминстер пресс провиншл ньюспейперс" не имеет газет в Лондоне, но в провинции она контролирует более 50 ежедневных и еженедельных газет. В конце 1958 г. лорд Каудрей завладел акциями ряда газет в Гонконге - Чайна мейл, Саут чайна морнинг пост, Пост-геральд. Номинальный капитал "Каудрей траст" равняется всего лишь одной тысяче ф. ст. Тем не менее эта фирма контролирует промышленно-строительную фирму "С. Пирсон", могущественную банковскую систему в Сити "Лазар бразерс", авиастроительную компанию "Сондерс Роу" и другие предприятия. Лорд Каудрей - также крупный земельный собственник. В 1957 г. он завладел контрольным пакетом акций газеты “Файненшл таймс” и журнала "Инвесторс кроникл" - органов биржевиков Сити. Кроме того, ему принадлежит половина акций журнала" Экономист" - еще одного рупора дельцов Сити.

По составу ведущих акционеров, контролирующих данное объединение, крупнейшие английские издательства не выделяются на первый взгляд одинаковой структурой. Рою Томсону принадлежит в его монополии половина акций. Ротермир владеет одной пятой частью акций, контролируемой им компании "Ассошиэйтед ньюспейперс". Концерн, издающий газету “Дейли миррор”, выделяется рассредоточенностью акций. Ротермиру достаточно иметь лишь одну пятую акций предприятия, чтобы осуществлять над ним полный контроль. Тоже самое верно в отношении хозяина Дейли миррор - Сесиля Кинга, хотя у него находится еще меньшая доля акций газеты.

Директора большинства английских газетно-журнальных компаний и фирм занимают одновременно председательские и директорские посты в банках и промышленных концернах.

Цели укрепления позиций газетных монополий и расширения сферы их господства служит "система участий", или комбинирование.

Первичным сырьем для производства бумаги, идущей на газеты и журналы, является в основном древесина. Одним из первых пресс-лордов, завладевших за пределами Англии огромными лесными концессиями с целью производства газетной бумаги, был Ротермир. По его примеру другие пресс-лорды постарались обеспечить за собой источники сырья. Так Кэмрозы, Бивербрук, Ротермир, С. Кинг, Каудрей завладели крупными бумажными предприятиями. Бумажно-газетные магнаты поддерживают высокие рыночные цены на этот вид продукции, получая, таким образом, громадные прибыли от сбыта другим, менее крупным издательским компаниям сырья и в то же время подавляют слабых конкурентов (именно этим, т.е. взвинчиванием цен на газетную бумагу, объясняется гибель в 50-е годы многих мелких газет и журналов в Англии).

Монополии доминируют и на конечной стадии пресс-бизнеса. Когда газеты выходят из-под печатных машин, они попадают к двум-трем фирмам, занятым их распространением и сбытом.

Еще осенью 1946 г. английский парламент занимался обсуждением вопроса о "монополистических тенденциях" в прессе. Развернулись бурные прения. Комиссия заседала в течение трех лет (1947-1949 гг.) и в конце концов опубликовала свои рекомендации. Они отличались крайней обтекаемостью: члены комиссии не нашли ничего предосудительного в масштабах монополизации прессы.

17 мая 1957 г. палата общин английского парламента снова дебатировала вопрос о прессе. В ходе прений приводились новые факты гибели под пятой монополий мелких и средних газет. Выступая в заключении прений от имени консервативного правительства, заместитель министра внутренних дел Англии выразил полное удовлетворение состоянием дел в свободной английской прессе.

Концентрация собственности в области прессы - это процесс экономического порядка. Английские газетные фабриканты занимают посты не только в правлениях банков и промышленных фирм, но и в руководящих правительственных учреждениях.

В Англии есть специальные организации собственников прессы: "Ассоциация газетных предпринимателей" и "Газетное общество". В число членов "Ассоциации газетных предпринимателей" входят только владельцы лондонских газет. Собственники провинциальной прессы представлены в газетном обществе. Фактически в обейх организациях первую скрипку играют одни и те же лица, поскольку властители лондонской прессы - Ротермир, Рой Томсон, Бивербрук, С. Кинг, Каудрей - распоряжаются и основной массой провинциальных газет. Руковдящим органом "Ассоциации газетных предпринимателей" является совет, состоящий из одного представителя от каждой лондонской газеты. Кроме того, в ней имеются "рабочий комитет", "комитет по рекламе", "комитет по тиражам печатной продукции". Через них члены ассоциации решают обширный круг вопросов. Таким же образом построено и проводит свою деятельность "Газетное общество". Руководящие органы "Ассоциации газетных предпринимателей" и "Газетного общества" обсуждают свои дела, как правило, за закрытыми дверями.

Информационные концерны ФРГ

В ФРГ наиболее крупным владельцем СМИ является Аксель Шпрингер, начавший свою деятельность на этом поприще в 1946 году с издания небольшой газеты "Нордвестдойче Хефте". В том же году он получил лицензию на издание иллюстрированного еженедельника "Хёр цу". В 1962 году его тираж превысил 4 миллиона экземпляров. Первая ежедневная газета Шпрингера вышла в 1948 году — "Гамбургер Абендблатт". Более широкую известность получила вышедшая в 1952 году ежедневная "популярная" газета "Бильд", созданная по образцу американских и английских "газет-копеек". В 1953 году Аксель Шпрингер купил "на корню" у английских оккупационных властей издательство "Вельтферлаг". В результате он стал владельцем "солидной" прессы: ежедневной газеты "Ди Вельт", еженедельника "Ди Вельт ам Зоннтаг", а также дюссельдорфской "Миттаг". В 1954 году Шпрингер стал владельцем еженедельника "Бильд ам Зоннтаг", позднее — субботней газеты "Дас нойе Блатт", журналов "Квик" и "Ревю". Разовый тираж всех изданий Шпрингера равен примерно 15 миллионов экземпляров. Практически 9/10 тиража ежедневных "надрегиональных" газет, а также 4/5 тиража воскресных газет контролируется Шпрингером.

+++ Еще

В качестве основных процессов, характеризующих развитие совре­менных масс-медиа, исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция, сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и форми­рует современное медийное поле.

Несколько государственных предприятий могут объединиться в производственное объединение. Есть также такая форма как концерн – группа экономически самостоятельных предприятий, в которой централизованы вопросы стратегии, технической политики. Добровольно договорившись или подчиняясь решению собственника, участники концерна отчисляют определенные средства на реализацию этой общей политики. Чаще всего в медиа-объединениях централизованы и являются общими и моменты политического и идейного направления. В то же время в государственной системе явно заметны оттенки, которые диктуются суъбъективной позицией редакторов и коллективов. Xолдинг, холдинговая компания – группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, как правило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегия скоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга. Холдинг "ПрофМедиа" образован в 1997 году. Кино: сеть мультиплексов под маркой "Синема Парк" и контрольный пакет акций компании "Централ Партнершип", ведущего российского производителя и дистрибутора теле - и кинопродукции. ТВ: национальной телесетью "ТВ3", круглосуточным анимационным телеканалом "2х2", музыкальным телеканалом "MTV Россия", а также телеканалом "VH1 Россия". Радио: "Авторадио", Energy, "Юмор FM", "Радио Алла". Печатные СМИ: журнальным издательским домом "Афиша" (журналы "Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда", "Большой город", серия путеводителей). Интернет-активы: Rambler Media, Afisha.ru.

Некоторые не выдержали испытание кризисом, как медиа-холдинг банка "Менатеп" (там были газеты "Культура", "Литертурная газета", "Капитал", "Москоу Таймс", журналы "Люди", "Космополитен"). Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастают за счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра — банка или фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленного капитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды. Практически те же цели преследует государство, проводя свою информационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблема поддержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональные телекомпании имущество которых было федеральной собственностью стали дочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК. Три общенациональных телеканала: "Россия 1", "Россия К", "Россия 2"; первый общедоступный государственный телеканал для детей и юношества "Бибигон"; 89 региональных телерадиокомпаний, вещающих во всех субъектах Российской Федерации; первый в России круглосуточный информационный канал "Россия 24"; телеканал "РТР-Планета", выходящий за рубежом с 2002 года; русская версия телеканала "Евроньюс"; пять радиостанций - "Радио России", "Маяк", "Культура", "Вести ФМ" и "Юность" и государственный интернет-канал "Россия", который объединяет десятки интернет-ресурсов.

Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуются издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример - ИД «Коммерсантъ» — это: Ежедневная газета «Коммерсантъ», Ежедневная газета «Коммерсантъ в регионах», Аналитический еженедельник «Коммерсантъ ВЛАСТЬ», Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», Автомобильный журнал «Автопилот», Ежемесячный деловой журнал «Секрет Фирмы». Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольной политикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX веке в США они монополизировали сбыт массовых газет также как нефтяной трест Моргана монополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольные законы, и тресты сменили форму

Глобализация – создание транснациональных медиа. В нашем случае СМИ с участием иностранного капитала, а также распространение изданий одного хозяина на разных языках (пример ведомости, вкладыш в новой газете ньюйорк таймс)

Журналистика уходит в регионы. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране. Творческий поиск местных студий телевидения начался с отказа от «глобальных», «всеохватывающих» программ, с создания гибкой модели, учитывающей разнообразие местных особенностей.

Рег.печ. более адресна и прагматически приземлена, более тесно связана с местными реалиями. Учит этнич, соц и возрастно эл-ты. Легко рассчитать тиражи. Позволяет наладить четкую систему оперативной доставки. Ж-ты кровно заинтересованы в достижении результатов, но повышается риск ответственности - на виду. Читатель выбирает местную прессу, т.к. о жизни его региона говорят постоянно и подробно. По наблюдению исследователей наблюдается сдвиг от общефедеральной к местной прессе. Резкое снижение покупательной способности поставило читателя перед проблемой, когда нет возможности подписаться на несколько изданий. Выбирают местную прессу. В 1993 лишь “АиФ” - массовая, по всей России: каждый выпуск содержит вкладыш - региональную газету. Существуют еще зональные: когда распространяется в двух или более географически соединенных регионах. Это помогает соединить материальные, экономические и трудовые ресурсы. Ограниченная численность населения и увеличивающееся число изданий обостряет борьбу за читателя. В силу исторически сложившихся факторов (отсутствие квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, трудная экономическая ситуация) региональная печать более уязвима по качеству и оформительскому исполнению.

В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – ООО Медиа-холдинг "Уральский рабочий". В Оренбурге медиа-холдинг «Планета», принадлежащий региональным властям, включает в себя три телевизионных канала («Планета», «7ТВ» и «СТС») и три радиостанции («Русское радио», «Звезда» и "Ретро FM") и медиа-холдинг «Орен-ТВ» («Oren-TV», газета «Комсомольская правда в Оренбуржье» и радиостанция «DFM»)

В 85 году интернет только начал захватывать пространства.

Новая структура общества - инф.общество: